Список рекомендованной литературы

Основная:

См. практич. зан. №1.

 

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

2. Есин А.Б. Художественное время и художественное пространство // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения: Учебное пособие. М., 1999. с. 97-105.          

3. Гей Н.К. Художественность литературы. Поэтика, стиль. М., 1978.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

Задание к п/з: (!!!) Самостоятельный подбор студентами научно-критической литературы по теме практического занятия.

Практическое занятие № 3 (4 часа)

Образ автора в литературном произведении

 

1. Биографический автор и образ автора, авторская позиция и способы ее выражения.

2. Автор, герой, перформер.

3. Автор как нарратор: повествование, рассказчик, сказовые формы.

4. Автор в драме.

5. Автор и лирический герой.

6. Автор и читатель.

 

Художественные тексты:

Пушкин А.С. Повести Белкина.

Беккет Сэмюэл. Дыхание.                                         

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. зан. №1.

 

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Автор и герой в эстетической деятельности // Бахтин М.М. Работы 20-х годов. Киев, 1994.

2. Корман Б.О. Практикум по изучению художественного произведения. Ижевск, 1977.

3. Современное зарубежное литературоведение (страны Западной Европы и США): концепции, школы, термины. Энциклопедический справочник. М., 1996. 

 

Задание к п/з: (!!!) Самостоятельный подбор студентами научно-критической литературы по теме практического занятия.

Практическое занятие № 4 (4 часа)

Сюжет, фабула, композиция сюжета

 

1. Категория события.

2. Фабула и сюжет произведения.

3. Типы сюжетов: центростремительные (концентрические), хроникальные, многолинейные, центробежные (кумулятивные).

4. Композиция сюжета: основные элементы.

5. Внесюжетные элементы.

6. Элементы сюжета: ситуация, конфликт (коллизия).

7. Мотив как понятие сюжетологии.

8. Сюжет и мотив, комплекс мотивов, сюжетная схема.

9. Фабула и сюжет в эпосе, драме. Лирический сюжет.

 

Художественные тексты:

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

Гоголь Н.В. Мертвые души, Ревизор.

Куприн А.И. Гранатовый браслет.

Пушкин А.С. Дубровский, Капитанская дочка.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Есин А.Б. Анализ композиции // Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения. М., 1999.

2. Кожинов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Вып. 2. М., 1964.

3. Лотман Ю.М. Структура художественного текста // Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

4. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики. М., 1978.

5. Тамарченко Н.Д., Тюпа В.И., Бройтман С.Н.. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. Т.1. // Теория литературы: учебное пособие для студ. филологических фак. высш. учебных заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2007. Т.1. С. 183-205.

Задание к п/з: (!!!) Самостоятельный подбор студентами научно-критической литературы по теме практического занятия.

Практическое занятие № 5 (2 часа)

Композиция произведения

1. Внешняя композиция (архитектоника) произведения: соотношение целого и составляющих его элементов (томов, глав, частей, строф…).

2. Композиция образного строя. Система персонажей: герой, действующее лицо, персонаж. 

3. Композиция речевая (смена способов художественного изложения: динамическое повествование, статические описания, портрет, монолог, солилоквий, диалог, полилог, внутренняя речь автора, поток сознания, письмо, документ, лирические отступления).

    а) Композиционные средства (повторы, усиления, антитезы, подобия, «монтажные фразы»).

4. Проблема «точки зрения».

 

Художественные тексты:

Булгаков М.А. Мастер и Маргарита.

Гоголь Н.В. Мертвые души, Ревизор.

Куприн А.И. Гранатовый браслет.

Лермонтов М.Ю. Герой нашего времени.

Пушкин А.С. Дубровский, Капитанская дочка.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Успенский Б.А. Поэтика композиции // Успенский Б.А. Семиотика искусства. М., 1995 (либо более раннее издание).

2. Федотов О.И. Введение в литературоведение. М., 1998.

3. Хализев В.Е. Теория литературы. М., 1999.

 

Задание к п/з: (!!!) Самостоятельный подбор студентами научно-критической литературы по теме практического занятия.

Практическое занятие № 6 (2 часа)

Жанровая природа эпического произведения

  1. Категория жанра литературного произведения.
  2. Канонические жанры.
  3. «Память жанра» (М.М. Бахтин).
  4. Подзаголовок и «жанровое ожидание» читателя.
  5. Деканонизация жанров и полижанровые произведения.
  6. Роман как маргинальный жанр.

 

  Художественные тексты:    

Гоголь Н.В. Мертвые души.

Достоевский Ф.М. Преступление и наказание.

Данте. Божественная комедия.

Сервантес. Дон Кихот.

Пелевин В. Жизнь насекомых.

 

Список рекомендованной литературы

Основная: См. практич. занятие №1.

Дополнительная:

1. Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1979.

2. Бройтман С.Н. Роман как маргинальный жанр // Бройтман С.Н. Историческая поэтика. Т.2. // Теория литературы: учебн. пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. заведений: В 2 т. / под ред. Н.Д. Тамарченко. М., 2007. С. 201-209.

3. Чернец Л.В. Литературные жанры: проблемы типологии и поэтики. М., 1982.

4. Юрченко Т.Г. Память жанра // Литературная энциклопедия терминов и понятий / Под ред. А.Н. Николюкина. М., 2003. С. 715-716.

Задание к п/з: (!!!) Самостоятельный подбор студентами научно-критической литературы по теме практического занятия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: