Теория социального научения

Вопросы

1. В чем заключается специфика объекта психологии развития и возрастной психологии?

2. Перечислите разделы психологии развития и возрастной психологии.

3. В чем отличие понятий «онтогенез», «жизненный цикл» и «жизненный путь»?

4. Какие виды возраста выделяют?

Тема 2. Методы психологии развития

Исследование психического развития предполагает использование разнообразных методических приемов. Наиболее полной классификацией методов является классификация Б.Г. Ананьева, построенная по принципу исследовательского цикла в психологии. Она включает 4 основных группы методов, которые отражают 4 основных этапа исследования: организационные, эмпирические, обрабатывающие и интерпретационные.

Организационные методы. Для психологии развития специфично применение таких организационных методов, как лонгитюд (метод «продольных» срезов) и сравнительно-возрастной метод («поперечных срезов»). Лонгитюд означает многократное систематическое исследование одних и тех же испытуемых. Измерения повторяются через промежутки времени и сравниваются с данными, полученными на предыдущих этапах. Преимущество лонгитюда в том, что он позволяет выявить генетические связи и сам процесс развития (динамику) функций. Недостатки этого метода: трудоемкость, потеря испытуемых, методологические трудности (привыкание к методам, релевантность используемых методов и др.), а также то, что трудно отделить эффекты хронологического возраста от эффектов исторического периода (эффектов когорты). В целом, используется редко (в основном, из-за трудоемкости). Широкую известность получил Калифорнийский лонгитюд, который длился 40 лет (начиная с 1928 г.). Существуют и кратковременные лонгитюды.

Метод поперечных срезов – самый распространенный метод в психологии развития и возрастной психологии. Заключается он в том, что одновременно обследуются разные возрастные группы. При этом выборки должны быть репрезентативными (с учетом конкретных целей исследования), а сравниваемые группы – однородными. Достоинства метода заключаются в том, что исследование проводится за короткий промежуток времени, лучше поддается управлению. Недостатки: проблема сопоставимости выборок; исследует в большей степени возрастную изменчивость, чем возрастную динамику; могут сказываться эффекты когорты (как и в лонгитюде).

К группе организационных относится также комплексный метод, который был предложен Б.Г. Ананьевым в 1960-е гг. Ананьев отмечал, что при изучении периода взрослости необходимо сочетание методов лонгитюда и поперечных срезов. В комплексном исследовании взрослых под его руководством (1965–1972 гг.) был применен этот принцип. Комплексный метод подразумевает обследование одних и тех же лиц системой методов, когда человек изучается на уровне индивида, субъекта деятельности и личности.

Объединение метода лонгитюда и метода поперечных срезов получило свое развитие и в западных исследованиях. S.K. Whitbourne в 1968 г. разработала так называемый комбинированный метод (когортно-последовательный план). Заключается он в том, что люди, принадлежащие к нескольким возрастным когортам, наблюдаются на протяжении длительного периода. Основное достоинство этого метода заключается в том, что он позволяет измерять эффекты когорты, т. е. учитывает фактор исторического времени. Основной недостаток – трудоемкость. Такой комбинированный метод необходим при изучении периода взрослости, если требуется отделить эффекты хронологического возраста от эффектов конкретного исторического периода, социально-экономической и политической ситуации. Именно он может преодолеть эффекты когорты, что недоступно как лонгитюду, так и методу поперечных срезов.

Эмпирические методы, или методы сбора научных данных: обсервационные (наблюдение, самонаблюдение), экспериментальные (лабораторный, полевой, естественный, констатирующий, формирующий, или психолого-педагогический эксперименты), праксиметрические, биографические, психодиагностические, анкетирование, беседа, интервью.

Обрабатывающие методы: количественный и качественный анализ. Количественный анализ – методы математической статистики: описательная статистика, дисперсионный, регрессионный, дискриминантный, корреляционный, факторный, кластерный и др. виды анализа. Качественный анализ – дифференциация материала по типам, видам (категоризация) и психологическая казуистика (описание типичных и исключительных случаев).

Интерпретационные методы: генетический – интерпретирует материал в характеристиках развития, выделяя фазы, стадии, критические и сенситивные периоды в процессе становления психических функций, состояний или свойств личности.

Структурный – интерпретирует материал в характеристиках систем и типов связей между ними (специфическое выражение этого метода – психография).

Вопросы

1. По какому критерию построена классификация методов Б.Г. Ана­ньева?

2. В чем заключается основное достоинство метода лонгитюда?

3. Перечислите достоинства и недостатки метода поперечных срезов.

4. Какой из организационных методов лучше использовать при изучении периода взрослости?

5. В чем различие генетического и структурного методов?

Тема 3. Системный поход в психологии развития
и возрастной психологии

Системный поход к изучению возрастной изменчивости психики был разработан Е.Ф. Рыбалко. Ею были предложены для анализа динамики психики следующие аспекты или подходы: онтологический (биосоциальный), хронологический, структурно-динамический и каузальный. Именно при системном рассмотрении, с точки зрения указанных аспектов, можно достаточно полно отразить специфику возрастной динамики индивидуального развития человека.

С онтологической позиции объект психологии развития и возрастной психологии рассматривается в плане соотношения биологического и социального в индивидуальном развитии человека. Онтологический аспект позволяет выявлять специфику психического развития, заключающуюся у человека в единстве биологического и социального бытия при ведущем, определяющем значении социального. Говоря о соотношении биологического и социального в развитии человека многие авторы говорят о том, что это соотношение носит многозначный и в то же время подвижный, динамический характер.

Анализ влияния биологического и социального факторов на развитие человека в течение жизни показывает, что с возрастом снижается влияние естественного ряда и возрастает влияние социального. Так, если до 3 лет идет развертывание биологической наследственной программы, то с 3 лет начинается период первичной социализации. Специфика соотношения биологического и социального в онтогенезе состоит в том, что природные возможности человека могут быть реализованы только в социальных условиях.

Социальное развитие означает формирование человека как личности, включение его в различные системы социальных отношений, институтов и организаций. «Социальное в человеческом развитии выступает в многообразных проявлениях, представляя собой процесс социализации индивидных свойств и становление новообразований в виде таких сложнейших психологических подструктур человека, как личность и субъект профессиональных видов деятельности, познания и общения» (Е.Ф. Рыбалко, с. 35).

Процесс социального развития человека носит многоступенчатый характер и осуществляется на протяжении всей его жизни. Выделяют ряд фаз этого развития.

В период младенчества формируется психологическая готовность к социализации на основе развития разноуровневой структуры задатков, происходит интенсивное формирование доречевой коммуникации и почти всех естественных форм психики, появляется целый комплекс неспецифических форм общения. В период раннего детства формируется основной и универсальный механизм социализации и социального развития в целом – речевая деятельность, которая создает инструментальную готовность ребенка к его последующему социальному развитию.

Периодом первичной социализации является дошкольный возраст, когда ребенок вступает в непосредственные отношения с окружающим миром с помощью речи. Происходит социализация психических функций, начинают формироваться характер, интересы, мотивационно-потребностная сфера.

Подростковый возраст – период вторичной социализации. Социализация выражается в расширении сфер влияния и взаимодействия, идет изменение отношений в семье и школе, усложнение отношений в группе.

В период взрослости происходит дальнейшее социальное развитие человека, связанное со сменой социальных ролей в разных сферах общения, в различных видах практики и поведения, идет вхождение в профессиональную деятельность и становление как профессионала. А в период старения – социальное развитие становится фактором долголетия.

Хронологический подход позволяет оценить психическое развитие как процесс, развертывающийся во времени на протяжении всей жизни человека, выявить закономерности индивидуального развития. Хронологические характеристики включают в себя в качестве независимых переменных следующие основные параметры: темп, длительность и направленность (вектор), позволяющие в своей совокупности определять временную структуру индивидуального развития человека и его отдельных сторон.

Хронологический аспект разделяется на микрохронологический, среднехронологический и макрохронологический подходы, при которых используются разные временные критерии индивидуального развития и рассматривается возрастная динамика либо в отдельные отрезки и периоды жизни, либо в диапазоне всей жизни в связи со средней и максимальной ее продолжительностью.

Макрохронологический подход направлен на рассмотрение предельных границ существования человека в процессе становления человечества как вида по параметру продолжительности жизни. В рамках макрохронологического подхода изучаются факторы индивидуальной продолжительности жизни: 1) генетические (наследственность, половой диморфизм, гетерозис); 2) социально-экономи­ческие факторы; 3) активный образ жизни (двигательный режим, трудовая деятельность, питание, стрессовые факторы); 4) экологические (температура среды, степень ионизирующего облучения, состав воздуха и др.).

Среднехронологический подход рассматривает стадиальность развития отдельных функций и периодизацию жизненного цикла чело­века.

Микрохронологический подход позволяет выявить возрастную динамику отдельных психических образований на основе изучения микровозрастных сдвигов, их показателей в различные отрезки жизни и на протяжении всего жизненного цикла человека. Исследование развития различных психических образований при таком подходе позволило выявить такие онтогенетические закономерности, как гетерохронность и неравномерность: анализ развития функций показывает, что их росту, становлению и инволюции присущ нелинейный, неравномерный, колебательный характер, тогда как сравнение развития различных психических функций, свойств выявляет гетерохронность или разновременность, асинхронность, прохождения стадий подъема, стабилизации и спада. П.К. Анохин выделяет два основных вида гетерохронии: внутрисистемную и межсистемную. Можно говорить о внутрифункциональной и межфункциональной гетерохронности (Е.Ф. Ры­балко).

Смысл неравномерности и гетерохронности развития заключается в том, что эти закономерности обеспечивают жизнеспособность организма в какой-то временной отрезок, обеспечивают разрешение внутреннего противоречия развития: между наследственностью и средой, между различными регуляторами жизнедеятельности.

При структурно-динамическом подходе рассмотрение корреляционных отношений и структурно-динамических преобразований психофизиологических функций, различных характеристик индивида, личности, субъекта деятельности и индивидуальности в разные периоды жизни имеет теоретическое значение для раскрытия и описания существенных черт психического развития человека. Глубокий практический смысл структурно-динамического подхода к развитию состоит в определении психофизиологических механизмов управления и самоуправления этим процессом на протяжении всей жизни человека. К числу существенных черт индивидуального развития относится его целостность, которая обеспечивается корреляционным механизмом (Е.Ф. Рыбалко).

Структурно-динамический подход позволяет определить возрастную динамику психических явлений с точки зрения дифференцированности и степени интеграции. При этом подходе раскрывается процесс структурообразования на разных уровнях психического развития и обсуждается вопрос о том, каким образом осуществляется преемственность и происходят качественные преобразования в возрастной динамике психики.

Для понимания процесса структурообразования важно проанализировать типологии структур, отражающие их изменение. По характеру онтогенетических преобразований Б.Г. Ананьев разделял корреляционные структуры на несколько типов. Образование новых связей представляет собой конструктивный тип, а процесс изменения корреляционных отношений относится к реконструктивному типу. Временная утрата функциональных связей, а затем их восстановление были названы соответственно деструктивным и реститутивным типами. Распад функциональных связей без их последующего восстановления и преобразования относится к инволюционному типу. Многообразие типов корреляций характеризует возрастную динамику различных психических функций, демонстрируя то, что ослабление корреляционных отношений еще не означает инволюцию структур. Б.Г. Ананьев не раз подчеркивал, что разрушение прежних связей служит базой для последующего построения новых функциональных отношений. В силу этого на протяжении всего индивидуального развития в функциональных структурах имеет место сосуществование преобразований как прогрессивного, так и регрессивного характера.

Другую типологию структур предложил И.И. Шмальгаузен, выделяющий различные типы корреляционных отношений в формировании организма: геномные, морфогенетические и эргонтические.

Таким образом, значение структурно-генетического подхода к психическому развитию состоит в том, что путем установления корреляционных отношений психических функций, свойств и процессов в различных системах человека решаются три основные группы вопросов. С помощью корреляционного анализа определяется степень целостности развития, сопряженности его элементов. Структурно-гене­тический подход позволяет также выявить многокачественность как одну из главных черт развития путем описания структурных новообразований. И, наконец, знание и учет характера взаимосвязей, степени связности отдельных сторон психики в различные периоды жизни позволяют решать учебные и воспитательные задачи управления процессом их развития (Е.Ф. Рыбалко).

Каузальный подход направлен на раскрытие механизмов и движущих сил развития. Детерминантами развития являются общение, познание и труд.

Воздействие фактора общения и различных коммуникативных структур на психическое развитие человека очень велико. Посредством общения передается опыт поколений, формируются социальные формы психики. Целенаправленное общение ребенка со взрослым при обучении приводит к эффекту ускоренного развития в «зоне ближайшего развития», а также влияет на структуру и механизмы развития личности. Влияние процесса обучения необходимо рассмотреть по данным исследований периода школьного онтогенеза, когда учебная деятельность является ведущей. Влияние трудовой, профессиональной деятельности на развитие психических функций и свойств наблюдается, прежде всего, в более высоком уровне развития психических функций и свойств, и большей их сохранности в периоды спада, в условиях оптимальной нагрузки в процессе профессиональной деятельности.

Важным для понимания детерминант психического развития является понятие ведущего типа деятельности. Разработкой данного фактора в концепции деятельности занимались известные отечественные ученые – С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин. Для каждого из периодов развития человека был выделен свой ведущий тип деятельности (они представлены в параграфе «Теории и периодизации психического развития»).

Б.Г. Ананьев говорил о том, что в каждом возрасте соотносятся между собой игровые, трудовые и учебные виды деятельности, оказывая совместное влияние на психическое развитие человека.

Вопросы

1. Перечислите основные аспекты системного подхода.

2. Какой из аспектов рассматривает проблему социализации психического развития человека?

3. Назовите общие закономерности онтогенеза и аспект системного подхода, связанный с их изучением.

4. Что позволяет определить структурно-динамический подход в психологии развития и возрастной психологии?

5. Какие типы корреляционных структур по характеру онтогенетических преобразований выделял Б.Г. Ананьев?

6. На что направлен каузальный подход в психологии развития и возрастной психологии?

Тема 4. Теории психического развития человека

Исторически сложились две основные группы теорий детского развития – теории преформизма и теории социального научения. В одной из них развитие понимается как созревание врожденных механизмов, в другой – как накопление индивидуального опыта взаимодействия со средой. В некоторых теориях предпринимаются попытки преодолеть недостатки этих двух подходов. В современных подходах также включают как отдельный фактор активности самого человека.

Бихевиоризм

Фундаментальной основой классического бихевиоризма (Дж. Уо­тсон) можно считать механизм образования связей между внешними стимулами и реакциями (S-R), который был положен в основу формирования человеческого по­ведения вообще и развития ребенка в частности.

Развивая эту концепцию, Б. Скиннер ввел понятие инструментального (или оперантного) обусловливания, при котором определенные формы поведения связываются с последующим подкреплением. Если какая-либо после­довательность действий вызывает подкрепление, эти действия будут повторяться.

Теория социального научения.

В рамках теории социального научения научение через подражание является главным способом приобретения новых форм пове­дения. Так, Л. Бандура полагал, что награда и наказание недостаточны, что­бы научить новому поведению. Дети приобретают новое поведение благодаря имитации модели. Одно из проявлений имитации – иденти­фикация, т. е. процесс, в котором человек заимствует не только дей­ствия, но и мысли и чувства у другого человека, выступающего в роли модели. Имитация приводит к тому, что ребенок может вообразить себя на месте модели и испытать сочувствие к этому человеку.

Развитие ребенка с позиций бихевиоризма представляет собой чисто количественный процесс научения, т. е. постепенного накопления навыков. Это научение не предполагает возникновения качественно новых психических образований, поскольку происходит одинаково на всех этапах онтогенеза. Поэтому в бихевиоризме речь идет не о психи­ческом развитии ребенка, а о его социальном научении. Переживания, представления, интересы ребенка здесь не являются предметом иссле­дования, поскольку их нельзя увидеть и измерить.

Слабая сторона этой концепции состоит в игнорировании сознания человека, его воли и собственной активности.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: