Современные когнитивные теории интеллекта

Ховард Гарднер (Gardner, 1983) считал, что вместо единой базовой интеллектуальной способности, или «фактора g», существует множество различных интеллектуальных способностей (вербальные, музыкальные, логико-математические, пространственные, телесно-кинестетические, внутриличностные и межличностные), встречающихся в различных сочетаниях. Именно множественный характер интеллекта позволяет людям принимать такие различные роли.

Роберт Стернберг предложил «компонентную модель интеллекта» и «метод компонентного анализа», рассматривающие умственные процессы дифференцированно и выделяющие отдельные компоненты. Согласно Стернбергу, интеллект является сложным понятием, несводимым к отдельным способностям и функциям, и имеет непосредственное отношение к успешному функционированию в реальной жизни (практический интеллект).

Теория привязанности

Теория привязанности Дж. Боулби и М. Эйнсворт, как и психоана­лиз, в центр рассмотрения ставит опыт первых отношений ребенка с матерью. Однако в этой теории привязанность к матери обусловлена не удовлетворением первичных биологических потребностей, а обеспече­нием защиты и безопасности. Тенденция младенца к привязанности является генетически и эволюционно обусловленной, но качество при­вязанности зависит от материнского поведения. Качество привязанно­сти и внутренняя рабочая модель себя и другого складывается к концу первого года и определяет дальнейшее психическое развитие ребенка.

Хотя тенденция к формированию привязанности имеет эволюционно-генетическое происхождение, само качество привязанности зависит от внешних факторов – главным образом от опыта первых отношений с матерью. Факторы, влияющие на формирование привязанности, – сензитивность, синхронность и взаимность во взаимодействии матери с ребенком.

М. Эйнсворт описала 3 основных вида привязанности. Первый – надежная (безопасная) привязанность, две другие описанные модели поведения являются вариантами ненадежной (небезопасной) привязанности – привязанность по избегающему и амбивалентно-сопротив­ляющемуся типу. В дальнейшем был выделен еще один тип – «дезорганизованный» (Мэйн и Сдомон), так как некоторые из наблюдавшихся детей не вписывались ни в одну из известных категорий, поскольку в их поведении проявлялись элементы привязанности и по избегающему, и по амбивалентному типу.

Концепция культурно-исторического развития психики
Л.С. Выготского

Современные представления о соотношении биологического и социального, принятые в отечественной психологии, в основном, базируются на положениях Л.С. Выготского, который подчеркивал единство наследственных и социальных моментов в процессе развития. Наследственность присутствует в развитии всех психических функций ребенка, но имеет как бы разный удельный вес. Одним из основных понятий теории Л.С. Выготского является понятие интериоризации. Суть его сводится к тому, что любая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя, социальная форма общения между людьми и только затем, в результате интериоризации, становится психическим процессом отдельного индивида.

Выготский сформулировал Законы психического развития.

1. Детское развитие имеет сложную организацию во времени: ритм развития не совпадает с ритмом времени. Ритм развития меняется в разные возрастные периоды.

2. Закон метаморфозы в детском развитии: развитие есть цепь качественных изменений. Ребенок не просто маленький взрослый, который меньше знает или меньше умеет, а существо, обладающее качественно отличной психикой.

3. Сензитивность (в развитии ребенка есть наиболее чувствительные периоды, когда психика способна воспринимать внешние воздействия;).

4. Закон развития высших психических функций. Высшие психические функции возникают первоначально как форма коллективного поведения, и лишь впоследствии они становятся внутренними индивидуальными функциями самого ребенка. Отличительные признаки высших психических функций: опосредованность, осознанность, произвольность, системность.

Л.С. Выготский ввел понятие зоны ближайшего развития (ЗБР ) –это расстояние между уровнем актуального развития ребенка и уровнем возможного развития, определяемым с помощью задач, решаемых под руководством взрослых.

Подход Л.С. Выготского к периодизации
психического развития

В периодизации Л.С. Выготского используется три критерия – смена стабильных и критических периодов в развитии ребенка, социальная ситуация развития и центральное возрастное новообразование.

Критические периоды с чисто внешней стороны характеризуются чертами, противоположными устойчивым или стабильным периодам. В этих периодах на протяжении относительно короткого времени (несколько месяцев, год или, самое большее, два) сосредоточены резкие и капитальные сдвиги и смещения, изменения и переломы в личности ребенка. Это поворотные пункты в детском развитии, принимающем иногда форму острого кризиса.

Социальная ситуация развития – это своеобразное, специфическое для данного возраста отношение между ребенком и окружающей его социальной средой, которое, в свою очередь, определяет весь образ жизни ребенка в данный период.

Новообразование – те качественные особенности психики, которые впервые появляются в данный возрастной период и определяют сознание ребенка, его отношение к среде, внутреннюю и внешнюю жизнь, ход развития в данный период.

На основе этих критериев Л.С. Выготским была предложена следующая периодизация психического развития ребенка.

Кризис новорожденности. Младенческий период (2 мес.–1 год).

Кризис одного года. Раннее детство (1 год–3 года).

Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3 года–7 лет).

Кризис 7 лет. Школьный возраст (8 лет–12 лет).

Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (14–18 лет).

Кризис 17 лет.

Развивая идеи Л.С. Выготского, Д.Б. Эльконин предложил периодизацию психического развития человека на основе 4 критериев: социальная ситуация развития, ведущий тип деятельности, психические новообразования и кризисы. Понятие ведущая деятельность было введено А.Н. Леонтьевым: это деятельность, которая на данном этапе оказывает наибольшее влияние на развитие психики. Д.Б. Эльконин попытался охватить и связать между собой два основных вектора развития ребенка: один из которых характеризует взаимоотношения ребенка с миром вещей, что предполагает познание и овладение предметным миром, другой вектор характеризует взаимодействие ребенка с миром людей. В каждом возрастном периоде один вектор доминирует над другим, а в рамках следующего возрастного периода они как бы меняются местами. Именно смена доминирующего вектора на субдоминантный и определяет начало нового возрастного этапа в психическом развитии ребенка.

Взаимоотношения ребенка с миром людей Взаимоотношения ребенка с миром вещей
Развитие потребностно-мотиваци­онной сферы: – непосредственно-эмоциональное общение младенца (0–1 год); – сюжетно-ролевая игра дошкольника (3–7 лет); – общение подростков (11–15 лет); Развитие интеллектуально-познава­тельных сил: – предметно-манипулятивная деятельность в раннем детстве (1–3 года). – учебная деятельность младшего школьника (7–11 лет); – учебно-профессиональная деятельность старших подростков (15–17 лет).



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: