Эрик Эриксон по иному взглянул на идеи психоанализа. С его точки зрения, психоанализ рассматривает поведение человека в его крайних проявлениях и не отражает всего его многообразия. Эриксон, как и Фрейд, считал, что развитие человека проходит определенные этапы, но эти этапы связаны с разрешением социальных, а не сексуальных конфликтов. Другим принципиальным отличием теории Эриксона является то, что, придавая важное значение развитию на ранних этапах, он считал, что развитие личности – это динамический процесс, продолжающийся в течение всей жизни.
Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими.
1. Доверие или недоверие к окружающему миру. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. При удовлетворении потребностей и последовательном обращении формируется базовое доверие к миру. Если их мир противоречив, то он (мир) воспринимается как непредсказуемый и не заслуживающий доверия.
|
|
2. Автономия или стыд и сомнение. На данном этапе ребенок старается сделать что-то самостоятельно.Когда ему это удается, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. В противном случае, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.
3. Инициатива или чувство вины. Исследовательская активность переносится за пределы собственного тела. Если она в целом эффективна, дети обретают сильное чувство инициативы; если их строго критикуют или наказывают, они привыкают испытывать чувство вины за свои поступки.
4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.
5. Идентичность или смешение ролей. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие различные роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится формирование диффузной идентичности.
6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией, где близость – это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность.
|
|
7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям, направить свою энергию на решение социальных проблем, реализовать социальную продуктивность.
8. Целостность Эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удовлетворение, то он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть.
Несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни.
Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже
В центре концепции Жана Пиаже находится мышление и понимание ребенком окружающей реальности. Пиаже считал, что результатом взаимодействия созревания и опыта является формирование ребенком когнитивных «структур».
Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и понимание мира.
Интеллектуальное развитие ребенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, происходящий через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.
Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.
Было выделено три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную структуру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.
Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.
Период сенсомоторного интеллекта (0–2 года) – период развития организации перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром.
Период репрезентативного интеллекта и конкретных операций (2–11 лет)
Подпериод дооперациональных представлений (2–7 лет) – переход от сенсомоторных функций к внутренним – символическим.
Подпериод конкретных операций (7–11 лет) – действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые «операциями».
Период формальных операций (11–15 лет) – познание становится гипотетико-дедуктивным.