Эпигенетическая концепция Э. Эриксона

Эрик Эриксон по иному взглянул на идеи психоанализа. С его точки зрения, психоанализ рассматривает поведение человека в его крайних проявлениях и не отражает всего его многообразия. Эриксон, как и Фрейд, считал, что развитие человека проходит определенные этапы, но эти этапы связаны с разрешением социальных, а не сексуальных конфликтов. Другим принципиальным отличием теории Эриксона является то, что, придавая важное значение развитию на ранних этапах, он считал, что развитие личности – это динамический процесс, продолжающийся в течение всей жизни.

Согласно теории Эриксона, специфические, связанные с развитием конфликты становятся критическими только в определенных точках жизненного цикла. На каждой из восьми стадий развития личности одна из задач развития, или один из таких конфликтов, приобретает более важное значение по сравнению с другими.

1. Доверие или недоверие к окружающему миру. По тому, как за ними ухаживают в младенчестве, дети узнают, заслуживает ли окружающий мир доверия. При удовлетворении потребностей и последовательном обращении формируется базовое доверие к миру. Если их мир противоречив, то он (мир) воспринимается как непредсказуемый и не заслуживающий доверия.

2. Автономия или стыд и сомнение. На данном этапе ребенок старается сделать что-то самостоятельно.Когда ему это удается, он обретает чувство самоконтроля и уверенности в себе. В противном случае, он привыкает испытывать стыд и сомнение в собственных силах.

3. Инициатива или чувство вины. Исследовательская активность переносится за пределы собственного тела. Если она в целом эффективна, дети обретают сильное чувство инициативы; если их строго критикуют или наказывают, они привыкают испытывать чувство вины за свои поступки.

4. Трудолюбие или чувство неполноценности. В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками.

5. Идентичность или смешение ролей. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие различные роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становится формирование диффузной идентичности.

6. Близость или изоляция. В поздней юности и ранней взрослости центральным противоречием развития является конфликт между близостью и изоляцией, где близость – это способность отдать часть себя другому человеку любого пола, не боясь потерять собственную идентичность.

7. Генеративность или стагнация. Во взрослости, после того как предыдущие конфликты частично разрешены, мужчины и женщины могут уделить больше внимания и оказать помощь другим людям, направить свою энергию на решение социальных проблем, реализовать социальную продуктивность.

8. Целостность Эго или отчаяние. На последних этапах жизни люди обычно пересматривают прожитую жизнь и по-новому оценивают ее. Если человек, оглядываясь на свою жизнь, испытывает удо­влетворение, то он принимает свою жизнь целиком, такой, какая она есть.

Несмотря на то что каждый из конфликтов является критическим только на одной из стадий, он присутствует в течение всей жизни.

Концепция интеллектуального развития Ж. Пиаже

В центре концепции Жана Пиаже находится мышление и понимание ребенком окружающей реальности. Пиаже считал, что результатом взаимодействия созревания и опыта является формирование ребенком когнитивных «структур».

Под когнитивной структурой Пиаже понимал главный способ мышления ребенка, который определяет его активность и пони­мание мира.

Интеллектуальное развитие ре­бенка рассматривается как процесс адаптации к внешней среде, проис­ходящий через уравновешивание процессов ассимиляции и аккомодации.

Пиаже впервые выявил качественное своеобразие мышления ребенка и разработал оригинальную периодизацию детского развития на основе созревания интеллектуальных операций.

Было выделено три главных периода в умственном развитии ребенка, каждый из которых характеризуется определенными когнитивными структурами. Внутри каждого периода выделяется несколько стадий. Все дети проходят периоды и стадии развития мышления в определенной последовательности. Достижения каждой новой стадии основываются на предыдущей и включают ее в более сложную когнитивную струк­туру. Порядок прохождения стадий и периодов является неизменным (инвариантным) для всех детей.

Пиаже выделял следующие стадии развития интеллекта.

Период сенсомоторного интеллекта (0–2 года) – период развития организации перцептивных и двигательных взаимодействий с внешним миром.

Период репрезентативного интеллекта и конкретных операций (2–11 лет)

Подпериод дооперациональных представлений (2–7 лет) – переход от сенсомоторных функций к внутренним – символическим.

Подпериод конкретных операций (7–11 лет) – действия с представлениями начинают объединяться, координироваться друг с другом, образуя системы интегрированных действий, называемые «операциями».

Период формальных операций (11–15 лет) – познание становится гипотетико-дедуктивным.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: