Тема 8. Период раннего детства

Общая характеристика. Возрастные границы периода раннего детства, или преддошкольного возраста, в отечественной психологии – от 1 года до 3 лет.

В этот период происходит переход на новый уровень регуляции: от сенсорного к перцептивному. Это сензитивный период для развития речи. В преддошкольный период на основе овладения речью осуществляется переход от естественного к социальному типу развития и создаются общие предпосылки для формирования личности и субъекта деятельности. Идет дальнейшее активное развитие моторной и когнитивной сферы. Ведущий тип деятельности – предметно-манипуля­тивная.

Физическое и моторное развитие. В преддошкольном периоде отмечаются быстрый рост тела и увеличение его массы. К концу периода у ребенка наблюдается более пропорциональное развитие всех частей тела, он приобретает пропорции взрослого человека. Появляются уже все молочные зубы. Улучшается терморегуляция. Развивается нервная система. Совершенствуется грубая и тонкая моторика. Идет интенсивное освоение ходьбы.

Когнитивное развитие

Сенсорно-перцептивное развитие. Особенностью развития восприятия в преддошкольный период является то, что оно является ведущей функцией, само при этом интенсивно развиваясь. Развитие восприятия тесно связано со становлением предметной деятельности, освоением пространства с помощью ходьбы, богатством сенсорного опыта.

В раннем возрасте также начинается формирование сенсорных эталонов. Ведущими характеристиками предмета являются форма и величина, позже – цвет. В этот период улучшается различение предметов по цвету, появляется различие цветов по оттенкам. В пределах небольших расстояний ребенок начинает правильно воспринимать величину предметов вне зависимости от их удаленности. В этот период ребенок учится вначале опытным путем, а потом зрительно устанавливать величину предметов в сравнении с другими. К концу раннего детства ребенок имеет представление о нескольких абстрактных геометрических фигурах (треугольнике, круге, овале, квадрате, шаре, кубе).

К 18 месяцам ребенок способен к выбору простых фигур при достаточном различии между ними (круг, квадрат, треугольник), к 3 годам – и при меньшем различии (круг, овал, прямоугольник, квадрат).

Сначала представления о форме или цвете связаны у ребенка с конкретным предметом, затем это качество становится обобщенным эталоном – цвета, формы, размера. Именно эти три основных эталона формируются у детей к концу раннего возраста. Но при развитии зрительного различения ребенок раннего возраста не всегда способен точно использовать названия сенсорных эталонов.

В преддошкольный период идет активное развитие не только зрительного, но и слухового восприятия, а также восприятия пространства. Восприятие времени только начинает формироваться (более развито представление о настоящем времени, неопределенным является представление о прошедшем и будущем времени).

Важная характеристика восприятия в этом возрасте – его аффективная окрашенность. Наблюдаемые предметы действительно «притягивают» ребенка, вызывая у него яркую эмоциональную реакцию. Поведение ребенка раннего возраста является «полевым», импульсивным. В эксперименте К. Левина показано, что до 2 лет ребенок вообще не может действовать без опоры на восприятие.

По теории Ж. Пиаже после 1,5 лет у ребенка завершается развитие перцепции, становление у него «зрелого» образа объекта.

Становление мнемической функции. По темпам и уровню развития ведущей является пространственная зрительная память, которая опережает образную и вербальную память в этом возрасте. К концу второго года жизни появляется произвольная форма вербального, кратковременного запоминания. Увеличиваются сроки запоминания. На 2-м году жизни ребенок узнает близких людей и объекты после нескольких недель, на 3-м году – после нескольких месяцев, прошедших с момента их восприятия.

Развитие внимания. Внимание ребенка носит непроизвольный характер. У детей в возрасте от 1 до 2 лет появляется произвольная форма внимания, которая наблюдается при зрительном поиске, направляемом словесной инструкцией взрослого. Темпы роста этой более сложной формы внимания значительно ниже, чем у непроизвольного внимания.

Все свойства внимания только начинают формироваться. Объем внимания довольно узкий: ребенок 1–2 лет может сосредоточиться на 1 объекте, на двух объектах – нет; трехлетний ребенок – на 2–3 игрушках (в простой ситуации).

Для раннего возраста характерны значительные трудности в переключении и распределении внимания, внимание характеризуется слабой устойчивостью. Слабость концентрации внимания проявляется также в фиксации незначимых, но наиболее ярких признаков предметов.

Выделяют следующие стадии развития внимания в период раннего возраста.

1 стадия – рассеянное внимание, отвлекаемость, неспособность к концентрации – норма для детей первого года жизни.

2 стадия – фиксированное одноканальное внимание, ригидность концентрации внимания. Данная стадия характерна для детей 2-го года, когда ребенок может концентрироваться на чем-либо по своему выбору, но может работать только по одному каналу.

3 стадия – гибкое одноканальное внимание. Начинается в возрасте 2–3 лет. Внимание все еще одноканальное, но при этом более гибкое (может переключаться с одного канала на другой).

Развитие речи. Овладение речью происходит в течение сравнительно короткого времени. К началу преддошкольного возраста имеются общие и специальные предпосылки формирования речевой системы.

Развитие речи идет в двух направлениях: понимание речи и разговорная речь.

Процесс понимания речи ребенком – результат специального обучения. Идет по пути накопления названий различных предметов. В возрасте 1,5–2 лет ребенок понимает любую речь в контексте данной ситуации. К 3 годам понимает речь – рассказ (контекстная речь).

Развитие активной, разговорной речи идет по трем уровням: фонемному, словообразовательному и синтаксическому, причем различные уровни языковой системы, как элементарные, так и сложные, усваиваются ребенком не последовательно, а одновременно.

Генез фонемного уровня в первую очередь связан с формированием фонематического слуха. На фонемной стадии (с 11 мес. до 1 года 10 мес.) была установлена последовательность развития фонематического слуха: вначале возникает различие гласных, потом согласных; затем происходит дифференциация твердых и мягких, позже – глухих и звонких и, наконец, шипящих и свистящих согласных. К 2 годам фонематический уровень оказывается в основном достаточно развитым. В возрасте от 10 мес. до 2,5 лет ребенок неточно произносит сложные слова за счет искажения их звукового состава. К концу 2-го года ребенок усваивает правильное произношение значительного числа двусложных слов, однако первые трехсложные, а затем и четырехсложные слова он начинает произносить неправильно. На искажение звукового состава слов оказывает влияние не только несформированность фонетического уровня, но и структура самого слова.

В формировании синтаксического уровня речи выделяются два основных периода: первый (1 год 3 мес. – 1 год 10 мес.) характеризуется отсутствием грамматических структур и употреблением в неизменном виде отдельных слов. На первой стадии этого периода (1 год
3 мес. – 1 год 8 мес.) ребенок в качестве предложения использует отдельное слово (стадия однословного предложения или холофразы). На второй стадии этого периода (1 год 8 мес. – 1 год 10 мес.) ребенок начинает употреблять двусловные предложения или предложения, состоящие из нескольких слов, грамматически никак не связанные между собой. Второй период (1 год 10 мес. – 3 года) характеризуется началом интенсивного формирования грамматической структуры предложения. Ребенок осваивает мужской и женский род, множественное и единственное число, падежи. С помощью падежей усваиваются отношения между объектами окружающей действительности.

Одновременно происходит овладение словарным составом языковой системы. Чаще всего начало словообразования приходится на конец младенческого возраста (10–12 мес.). С конца младенческого возраста начинают образовываться связи отдельных слов с обозначаемыми ими предметами, что составляет начало развития семантической функции речи на основе активного общения со взрослыми. Частота, длительность и характер общения влияют на скорость образования вербально-предметных связей. К концу 3-го года жизни в словарном составе ребенка имеются все части речи. Больше всего представлены существительные и глаголы, наиболее слабо развит состав прилагательных. В 1 год активный словарный запас ребенка составляет до 10 слов, в 1,5 года – 10–30 слов, в 2 года – более 200 слов, в 3 года 1000-1500 слов.

Развитие мышления. Исследования отечественных психологов показывают, что для периода раннего возраста характерно наглядно-действенное мышление, которое возникает к концу первого года жизни и является ведущим видом мышления до 3,5–4 лет. Наглядно-образное мышление возникает в данный период, в 2,5–3 года и является ведущим до 6–6,5 лет.

В раннем возрасте складываются разнообразные характеристики мыслительной деятельности, такие как способность к обобщению и широкому переносу приобретенного опыта, умение устанавливать связи и отношения и в элементарной форме, путем активного использования экспериментирования, решать конкретные задачи, используя различные объекты в качестве средства для достижения цели.

Формирование способности осуществлять классификацию объектов по форме и цвету происходит у большинства детей во втором полугодии второго года жизни. Кроме того, дети от 1 года до 2 лет обнаруживают элементарные способности к сравнению, комбинированию и конструированию. Подъем в их развитии отмечается после 2 лет.

По данным Ж. Пиаже, от 1 года до 2 лет жизни продолжается развитие сенсомоторного интеллекта, идет процесс активного экспериментирования методом проб и ошибок, использование ребенком различных вариаций того или иного действия. В 18–24 мес. жизни появляется способность к внезапному решению практических задач путем внутренней координации сенсомоторных схем, переноса, интериоризации действий во внутренний план. К 2 годам намечается переход к репрезентативному мышлению – мышлению посредством представлений (дооперациональному подпериоду его развития). Данный подпериод характеризуется прежде всего эгоцентризмом мышления. Выделяются также следующие особенности дооперационального мышления, которые сохраняются и в дошкольном возрасте: конкретность, центрация, необратимость мыслительных операций, анимизм.


Развитие личности

В этот период на формирование характера ребенка, его самооценку влияют: отношение матери и врожденные особенности темперамента ребенка. Эмоциональное тепло матери, принятие ею ребенка таким, каков он есть, позитивно влияет на формирование у него высокой самооценки и характера. Представление о себе, первая самооценка детей в это время является интериоризованной оценкой взрослого. Взаимоотношения в семье, стиль воспитания родителей в этом возрасте являются самым мощным фактором становления системы «Я» ребенка, его личности.

На формирование личностных особенностей ребенка, характер, общение его с непосредственным окружением также оказывают влияние различные темпераментные особенности: 1) тип реакции ребенка на новые для него стимулы; 2) скорость и легкость, с которой ребенок видоизменяет свое поведение в ответ на изменение окружающей среды; 3) количество энергии, используемой ребенком при выражении своих эмоций; 4) качество настроения.

К 3 годам появляется местоимение «Я» и складывается первичная самооценка, имеющая недифференцированный и ярко окрашенный эмоциональный характер. Самооценка чаще всего завышена. Возрастает стремление к самоутверждению и самостоятельности.

Развитие «Я»-концепции. Внешний Я-образ формируется с 8 месяцев. С 18 мес. ребенок узнает о своих физических особенностях и других характеристиках. Восприятие собственного зеркального отражения, узнавание себя является начальным этапом становления самосознания, его элементарной первичной формой. С 1,5 лет формируется вербальный образ своего «Я». Распространение понятия «Я» на то, что мне принадлежит, приводит к возникновению чувства собственничества, которое возникает у ребенка около 2 лет.

Важная роль в становлении «Я» ребенка принадлежит процессу полоролевой идентификации. К 1,5–2 годам ребенок узнает о принадлежности к конкретному полу. Понимание половых ролей возникает после 20 мес. Затем в соответствии с первичной идентичностью ребенок идентифицирует себя с родителем своего пола. Возраст до 3–4 лет оказывается наиболее сенситивным периодом формирования половой принадлежности.

Эмоциональное развитие. В период раннего детства у ребенка выделяются из недифференцированной эмоции неудовольствия эмоция страха, гнева и страдания. А из недифференцированной эмоции удовольствия – радость, привязанность и любовь, и собственно удовольствие.

Поскольку сознательная регуляция практически отсутствует в этот период, то именно эмоции в основном осуществляют регулятивную функцию. Характерна эмоциональная подвижность и лабильность эмоций. Ребенок свободен в выражении своих эмоциональных состояний и переживаемых им в данный момент чувств, он пока еще не умеет ими управлять.

Страх считается одним из наиболее характерных чувств ребенка. Наиболее распространенные страхи детей в раннем возрасте: страх неожиданных звуков, страх одиночества, страх боли и уколов. В этом возрасте появляются ночные страхи.

Мотивационно-потребностная и волевая сферы. Мотивы, побуждающие ребенка в этот период, рядоположены и равнозначны. Для мотивационно-потребностной сферы ребенка данного возраста характерно наличие двух ярко выраженных потребностей: в действии с предметами и в общении со взрослыми. Начинают формироваться две высшие социальные потребности: в самоутверждении и в достижении.

В раннем возрасте появляются первые формы произвольного и волевого поведения, но непреднамеренные, импульсивные действия доминируют над волевыми.

Социальное развитие. Обращения к сверстникам носят очень редкий и кратковременный характер. Большую часть времени в институционализированных учреждениях они играют самостоятельно, они заняты индивидуальной предметной деятельностью. Ребенок раннего возраста, общаясь с детьми, исходит из своих собственных желаний, не учитывая желания другого. Он эгоцентричен и не только не понимает другого ребенка, но и не умеет ему сопереживать. Дети активно сопротивляются вмешательству других детей в их игру. Контакты между ними, как правило, конфликтные. Но в этом возрасте можно наблюдать и элементы сотрудничества. На третьем году преддошкольник уже спокойно играет рядом с другим ребенком, но моменты общей игры кратковременны, игры по правилам не наблюдается.

В раннем детстве дети общаются в основном со взрослым. При этом деловые обращения, связанные с предметной деятельностью, сос­тавляют 80 % всех обращений ребенка ко взрослому, и только 20 % – эмоционального плана.

Для стимулирования познавательной, практической активности ребенка важное значение имеют эмоциональные контакты с матерью. Непосредственные контакты с матерью в раннем детстве обеспечивают целый комплекс позитивных влияний на ребенка. Взрослый не только эмоционально стимулирует познавательную активность, но и осуществляет оптимальную организацию воздействий окружающей среды и в то же время выступает как источник социального и эмоционального подкрепления деятельности маленького ребенка. Важность социальных контактов состоит также в том, что они способствуют становлению его коммуникативных и личностных характеристик.

Кризис трех лет. Завершается преддошкольный период кризисом 3 лет. Это разрушение, пересмотр старой системы социальных отношений, кризис выделения своего «Я». Ребенок, отделяясь от взрослых, пытается установить с ними новые, более глубокие отношения.

Симптомы кризиса 3 лет (по Л.С. Выготскому): негативизм и упрямство в поведении ребенка, строптивость, направленная против норм воспитания, своеволие, своенравие в поведении, протест-бунт, обесценивание, стремление к деспотизму.

Описанные симптомы отражают изменения в отношении ребенка к себе и ко взрослым. Симптомы кризиса выступают как бунт, протест ребенка, требующего самостоятельности, переросшего те формы опеки, которые сложились в раннем возрасте. Причины: депривация, угнетение потребности ребенка действовать самостоятельно. Поэтому наиболее остро переживают кризис слишком опекаемые дети или те, кто живет в условиях авторитарного воспитания.

Возможно появление невротических реакций, которые рассматриваются как дополнительные симптомы кризиса. Конструктивная составляющая кризиса – появление «гордости за достижения».

Вопросы

1. Для какой психической функции преддошкольный период является сензитивным?

2. Какая деятельность в период раннего детства является ведущей?

3. Какие выделяются уровни развития активной, разговорной
речи?

4. Какие факторы влияют на формирование характера и самооценки в раннем возрасте?

5. В чем специфика взаимоотношений детей раннего возраста с взрослыми и сверстниками?

6. С чем связан и в чем выражается кризис 3 лет?

Тема 9. Дошкольный период

Общая характеристика. Границы дошкольного периода – от 3 до 6–7 лет. Выделяют младший дошкольный возраст (3–4 года), средний (4–5 лет) и старший дошкольный возраст (5–7 лет).

Дошкольное детство – это период первичной социализации, так как ребенок вступает в непосредственные отношения с окружающим миром. Это время содержит множество сензитивных периодов для формирования различных способностей. По всем линиям психического развития возникают новообразования. Наряду с новообразованиями в развитии психофизиологических функций возникают сложные социальные формы психики, такие как личность и ее структурные элементы (характер, интересы и др.), субъект общения, познания и деятельности и их основные компоненты – способности и склонности. Ведущая функция – представление. Ведущий тип деятельности – игра.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями: