Развитие личности ребенка

Ребенок действует непосредственно, проявляются тенденции к самостоятельности, появляются собственные желания и собственные мотивы поведения. Развитие личности идет в 3 направлениях:

• формирование характера и самооценки,

• нравственное развитие,

• формирование общих способностей.

Дошкольный возраст – период интенсивного усвоения поведения взрослого и формирования механизмов личностного поведения.

Нравственное развитие ребенка определяется: знанием и осмысливанием норм общества, привычками нравственного поведения, эмоциональным отношением к правилам поведения. Нормы усваиваются под влиянием образцов поведения.

Появляется понятие совести, формируется чувство гордости и стыда – в соответствии с оценками взрослых. Важное условие личностного развития – эмоционально-положительные отношения с людьми.

Развитие самосознания и самооценки. Для развития самосознания ребенка решающее значение имеет взаимодействие со взрослыми. Ребенок раньше осознает те качества, особенности поведения, которые чаще всего оцениваются окружающими и от которых, следовательно, в большей степени зависит их положение в группе. Старшие дошкольники начинают более адекватно оценивать себя, но при этом самооценка у них завышенная, недифференцированная. Самооценка дошкольника формируется, с одной стороны, под воздействием оценки взрослых, а с другой стороны – под влиянием чувства самостоятельности и успехов, которые ребенок переживает в разных видах деятельности. Наибольшее значение на самооценку дошкольника оказывает оценка родителей.

Одна из важных линий развития самосознания в этот период – полоролевая идентификация. Ребенок усваивает стереотипы мужского и женского поведения, берет на себя различные роли в игровой деятельности.

Эмоциональное развитие. Дошкольный возраст – период интенсивного эмоционального развития. Ребенок усваивает «язык» чувств и учится их выражать, в том числе и объясняя свое состояние с помощью слов. Дети овладевают умением сдерживать бурные, резкие выражения чувств. У дошкольников начинают формироваться моральные чувства, любовь и привязанность, развивается эмпатия. Становятся более глубокими чувства гордости и самоуважения. Возникают эстетические, интеллектуальные и праксические чувства, а также чувство юмора. Огромное значение для развития личности ребенка имеет эмоция радости. Важная линия развития – понимание и распознавание эмоций.

В дошкольный период отмечается психомоторный уровень реагирования на стрессовые ситуации.

Основные эмоционально-личностные проблемы дошкольников: по­явление страхов (одиночества, темноты, замкнутого пространства, смерти и др.), тревожность, агрессивность и конфликтность.

Развитие потребностно-мотивационной сферы. Дошкольный возраст – это период интенсивного усвоения примера взрослых (норм и правил поведения). Через игру ребенок обретает взрослые смыслы жизни. Основные виды мотивов: игровые; мотивы, связанные с интересом к миру взрослых; мотивы установления и сохранения положительных взаимоотношений со взрослыми и другими детьми; мотивы самоутверждения; мотивы соревновательного плана; познавательные и нравственные мотивы. Новообразование – появление иерархии мотивов.

Социальное развитие

Общение детей со взрослыми. Согласно концепции М.И. Ли­синой в младшем и среднем дошкольном возрасте развивается внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми. Ведущей потребностью становится потребность в уважении, а ведущим мотивом общения со взрослыми становится познавательный. В старшем дошкольном возрасте развивается внеситуативно-личностная форма общения ребенка со взрослыми. Ведущей потребностью общения становится стремление ребенка к взаимопомощи и сопереживанию со стороны взрослого. Ведущий мотив общения – личностный.

Общение детей со сверстниками. После 3–4-х лет количество контактов со сверстниками и совместных игр быстро возрастает. В 5 лет формируются микрогруппы по 4–6 человек, в основном одного пола. В играх дети отрабатывают роли, соответствующие мужскому и женскому поведению. Устойчивость детских групп еще очень низкая. В 4–5 лет дети начинают прислушиваться к мнению сверстников, для них важна оценка со стороны группы. К 6 годам конформность снижается. Общение со сверстниками имеет большое значение: в совместных играх ребенок учится подчинять свое мнение, соподчинять свои мотивы, интересы, проявлять доброжелательность, развивает умение отказаться от своих желаний ради других целей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: