Психологическая готовность к школьному обучению

Понятие психологической готовности к школьному обучению подразумевает необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для усвоения образовательной программы и выполнения школьных требований.Это продукт взаимодействия нескольких групп факторов: наследственных задатков и процесса их реализации, опыта учебных возможностей, мотивации. Психологическая готовность ребенка к школе – это важный итог психического развития в период дошкольного детства.

Понятие «психологическая готовность к школе» было введено А.Н. Леонтьевым, который понимал под ним способность управлять своим поведением. Л.С. Выготский делал акцент на интеллектуальной готовности, а конкретно – на умении обобщать и дифференцировать предметы и явления окружающего мира. Здесь важно то, что интеллектуальная готовность заключается не в количестве знаний, а в уровне интеллектуального развития. Другим направлением стало изучение личностной готовности. Так, Л.И. Божович уделяла большое влияние готовности к социальной позиции школьника, М.И. Лисина говорила о целостной системе личностной готовности. А.В. Запорожец, Д.Б. Эль­конин, А.Л. Венгер используют понятие социальной зрелости.

В настоящее время понятие психологической готовности рассматривают как многокомпонентное образование. Оно включает соматическую, физическую зрелость; интеллектуальную готовность (в ее основе лежит функциональная зрелость); мотивационную готовность; эмоционально-волевую готовность и социальную (коммуникативную) готовность. В разных подходах акцент делается на различных компонентах готовности. Так, Е.Е. Кравцова (1991) особое внимание уделяет социальной (коммуникативной) готовности, проблеме сотрудничества ребенка со взрослыми и сверстниками, а также отношению ребенка к самому себе. В концепции Н.И. Гуткиной (2007) под психологической готовностью к школе понимается необходимый и достаточный уровень актуального развития ребенка, при котором учебная программа попадает в «зону ближайшего развития» ребенка. При этом критериями готовности выступают характеристики аффективно-потребностной (мотивационной), произвольной, интеллектуальной и речевой сфер развития ребенка.

«Кризис семи лет»

Дошкольный период заканчивается возрастным кризисом, который Л.С. Выготский назвал «кризисом 7 лет». В настоящее время он обычно протекает на седьмом году жизни ребенка и его правильнее было бы обозначить как «кризис 6–7 лет».

Основные новообразования: появление «внутренней позиции школьника», утрата детской непосредственности, обобщение переживаний, рост познавательной мотивации (сначала в игровой форме), расхождение Я-реального и Я-идеального, возникновение представления о незнакомом взрослом, появление внеситуативно-личностного общения со взрослым и развитие произвольности действия.

Симптомы кризиса. К.Н. Поливанова выделяет 3 категории симптомов «кризиса 7 лет», каждая из которых имеет психологический смысл.

· «Негативистские» симптомы»: спор, непослушание, пауза, требовательность, упрямство, хитрость, реакция на критику, капризы – ребенок начинает отделять правила от ситуации.

· «Нейтральные симптомы»: интерес к внешнему виду, взрослое поведение: демонстративная рассудительность и карикатурная взрослость – ребенок копирует внешние признаки взрослости.

· «Конструктивные симптомы»: самостоятельность, самостоятельные занятия, общие вопросы, интерес к школе – ребенок пробует взять на себя новые обязанности.

Вопросы

1. В чем заключается значение игры для дошкольников?

2. Назовите основные эффекты социализации познавательных функций.

3. С какими эмоционально-личностными проблемами дошкольников могут столкнуться их родители?

4. Раскройте значение общения со взрослыми и со сверстниками для детей дошкольного возраста.

5. Какие компоненты психологической готовности к школе Вы считаете наиболее важными?

6. В чем заключается и как протекает «кризис 7 лет» у детей?

Тема 10. Младший школьный возраст

Общая характеристика

Младший школьный возраст – это возраст обучения в начальной школе, его границы – от 6–7 до 10–11 лет. Это период вторичной социализации. Ведущий тип деятельности – учебная. Так, развитие психики младших школьников происходит главным образом под влиянием обучения. Наибольшие сдвиги в психическом развитии отмечаются в первый год обучения. Важная роль принадлежит также эстетической деятельности, так как в этом возрасте ребенок ярко воспринимает природу, красоту окружающего мира. Ведущей функцией в младшем школьном возрасте становится мышление. По мнению Л.С. Вы­гот­ского, основными психологическими новообразованиями являются произвольность и осознанность всех психических процессов, а также их интеллектуализация и внутреннее опосредование. Согласно концепции Э. Эриксона, в этот период формируется такое важное личностное образование, как чувство социальной и психологической компетентности.

Физическое развитие

Идет активное анатомо-физиологическое созревание организма. Так, продолжается окостенение скелета, фаланг пальцев руки, что необходимо учитывать при учебной нагрузке. Увеличивается общая мышечная сила. При этом развитие крупных мышц опережает развитие мелких. Увеличивается общая физическая выносливость. Повышается работоспособность головного мозга, идет интенсивное морфологическое созревание лобного отдела больших полушарий. Возрастает подвижность нервных процессов, но процессы возбуждения еще преобладают, отсюда – эмоциональная возбудимость, импульсивность.

 

Когнитивное развитие

Перцепция. Восприятие становится все более целенаправленным и управляемым. Идет переход от двухмерного к трехмерному измерению. Также характерен переход от фиксированной системы отсчета от себя к свободно выбранной или произвольно заданной. Дети абстрагируют форму от предмета, но еще допускают ошибки в узнавании геометрических фигур. Причина этого – ситуативность восприятия. Существенно развивается специальный вид восприятия – слушание. Огромным достижением в развитии восприятия младшего школьника является установление им первых связей пространства, времени, количества.

Внимание первоклассника еще во многом сохраняет черты, характерные для дошкольников: узкий объем внимания, неустойчивость произвольного внимания, легкая отвлекаемость из-за низкой концентрации.

Основные линии развития внимания: расширение объема внимания, развитие его переключения, развитие умения распределять внимание между разными видами действий и развитие произвольности внимания. В 10–11 лет объем и устойчивость, переключаемость и концентрация произвольного внимания у детей почти такие же, как и взрослого человека.

Проблемы с вниманием могут быть связаны с возрастными особенностями высшей нервной деятельности, переутомлением, неправильным дыханием и нарушением снабжения мозга кислородом, недостаточной умственной активностью, неправильным воспитанием. Отмечается связь внимания с успеваемостью. Внимание формируется в учебной деятельности.

Память. В связи с новыми требованиями происходят существенные изменения в процессах памяти. Младший школьный возраст характеризуется прогрессивным развитием кратковременной и долговременной памяти. Образная память еще преобладает над вербальной, но темп развития вербальной памяти намного выше за счет доминирования в учебной деятельности словесного материала. Важная линия развития – переход от механической памяти к смысловой, что резко увеличивает процесс запоминания. К концу периода память начинает носить произвольный характер. На формирование произвольности влияют мотив и установка. Память младших школьников отличается пластичностью. Характерная особенность – ремининсценция: пауза между запечатлением материала и его воспроизведением, особенно это касается эмоционально насыщенного материала

Основные линии развития памяти: расширение объема памяти, рост точности и системности воспроизведенного материала, опора на смысловые связи, приобретение произвольности, освоение рациональных способов запоминания.

Представление и воображение. В возрасте 7–9 лет у ребенка активно начинают развиваться продуктивные представления. Идет переход от непроизвольных представлений к произвольным. В младшем школьном возрасте активно развивается репродуктивное воображение, которое перерабатывает образы действительности. Важная задача – развитие творческого воображения.

Мышление. В младшем школьном возрасте преобладает наглядно-образное мышление. Однако для решения новых, необычных задач дети прибегают к практическому, наглядно-действенному мышлению. Характерна тенденция использовать уже известные приемы, стереотипность мышления. В то же время идет развитие вербально-логи­ческого мышления, его операций (классификация, систематизация, сравнение, различение, обобщение). Активно развивается понятийное мышление. Ребенок начинает отражать наиболее общие, существенные признаки предметов и явлений. Идет усвоение научных понятий.

По теории Ж. Пиаже возраст между 5 и 7 годами знаменует собой переход от дооперационального мышления к мышлению на уровне конкретных операций. Мышление приобретает следующие черты: гибкость, обратимость, выход за пределы «здесь и сейчас», многомерность, меньшую эгоцентричность, способность делать логические выводы (умозаключения) и поиск причинно-следственных связей.

По мнению В.В. Давыдова и А.К. Марковой (1978), в процессе учебной деятельности у младших школьников может возникнуть и формироваться основа отвлеченного, теоретического мышления.

Речь. Развитие мышления тесно связано с развитием речи. Благодаря обучению грамоте, элементам фонетики и морфологии ребенок начинает осознавать структуру своей речи и родного языка. Речь становится объектом познания. Ребенок знакомится с новым для него видом речи – письменной речью.

Развивается собственно разговорная речь (как ситуативная, так и контекстная). Развитие контекстной речи связано с развитием письменной речи. Важная задача – развитие объяснительной формы речи.

Развитие личности

В младшем школьном возрасте активно развиваются основные компоненты личностной структуры: направленность, характер, способности (как общие, так и специальные). В этот период продолжается усвоение моральных норм и правил взаимодействия с другими людьми. Идет интенсивное формирование ценностных ориентаций и нравственных качеств ребенка. Возникают относительно устойчивые формы поведения и деятельности, составляющие основу формирования характера. В младшем школьном возрасте складывается отношение к учению, которое связано с познавательной активностью человека.

По мнению Ж. Пиаже, в возрасте от 5 до 12 лет представления ребенка о справедливости меняются от нравственного реализма к нравственному релятивизму.

Я-концепция и самооценка. Я-концепция младших школьников достаточно фрагментарна, еще нет четкого видения себя, своих особенностей. Когнитивный компонент Я-концепции развит еще слабо. Образ «Я» характеризуется стабильностью (Я – вневременное и внеситуативное) и «объективностью» (описание своих объективных характеристик).

Формирование самооценки младших школьников происходит под влиянием оценки учителя. Значимы те качества, которые связаны с успешностью учебной деятельности. Самооценка конкретна, ситуативна. В целом, самооценка носит несколько завышенный, неадекватный характер.

Развитие эмоционально-волевой сферы. В младшем школьном возрасте усиливаются сдержанность и осознанность в проявлении эмоций. Повышается устойчивость эмоциональных состояний. Младшие школьники более уравновешены, чем дошкольники, а также подростки. Им присущи длительные, устойчивые, радостные и бодрые настроения. Идет активное становление социальных эмоций. Развивается собственная эмоциональная выразительность. Характерная особенность – эмоциональная впечатлительность.

Младший школьный возраст – сензитивный период для регуляции эмоциональных состояний. Идет работа со страхами, что выражается в таком феномене детской субкультуры, как рассказывание страшных историй.

Для детей характерны школьные страхи, наиболее остро они переживаются первоклассниками. Младшим школьникам также присущи «магические» страхи: какой-то беды, несчастья, вера в плохие при­меты.

В младшем школьном возрасте растет умение проявлять волевые усилия. Усложняется структура волевого действия за счет усложнения мотивации постановки цели и выбора путей ее достижения. Формируется произвольность поведения и деятельности.

Развитие потребностно-мотивационной сферы. В младшем школьном возрасте мотивационную сферу ребенка характеризует постепенный переход к иерархическому строению системы мотивов. Ведущее значение в структуре социальной мотивации имеет стремление занять новую социальную позицию и в этой связи ориентация на учителя и его требования. Наряду с социальной мотивацией выделяют познавательную (Л.И. Божович, П.П. Калчев). Развитие познавательных интересов идет по пути повышения их устойчивости и дифференцированности. Влияние мотивации в качестве внутреннего фактора учебной успеваемости опосредуется уровнем интеллектуального развития ребенка.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: