Методические указания по изучению дисциплины

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «ДОНСКОЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

Факультет «Юридический»

Кафедра «Уголовное право и криминалистика»

 

 

ГРАЖДАНСКИЙ КОНТРОЛЬ В РОССИИ

 

Методические указания по изучению дисциплины

и задания для контрольных работ

 

Составитель: д.с.н., к.ю.н., доцент Ю.И. Исакова

 

 

Ростов-на-Дону

ДГТУ

2020

Контрольная работа выполняется студентами заочной форм обучения. Контрольная работа преследует следующие цели: развивать способность студента к анализу учебной и нормативной литературы; выработать умение систематизировать и обобщать научный материал, а также практически и юридически его оценивать; формировать и укреплять навыки усвоения общетеоретических понятий, аргументированного, логического, грамотного изложения положений теории; развивать у студентов умение применять эти положения на практике.

Контрольная работа подразумевает написание эссе на полученную тему. Эссе – средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. Теоретическая часть работы должна быть написана на основе обстоятельного изучения рекомендованной литературы. Кроме указанной литературы, могут быть использованы и другие источники, которые студент найдет самостоятельно. При цитировании необходимо указать сноски на приводимые цитаты с указанием автора, названия книги, места, года издания и страницы.

Работа должна быть выполнена самостоятельно, осмысленно, а не путем механического переписывания первоисточников.

Контрольная работа должна быть выполнена следующим образом:

1) должны быть указаны фамилия и инициалы студента, вариант работы если он есть;

2) страницы работы должны быть пронумерованы и иметь поля для замечаний преподавателя;

3) в конце работы надо привести список фактически использованной литературы, работу подписать и поставить дату ее выполнения.

Структура контрольной работы:

- титульный лист,

- задание (вариант контрольной работы с заданиями),

- основная часть (текстовый материал),

- список использованных источников.

Вопросы и задания, представленные в вариантах контрольной работы, прежде всего, направлены на организацию активной учебной деятельности студентов; раскрытию причинно-следственных связей, установлению последовательности фактов, выделения главного, выявлению общего и отличного в явлениях, применению и объяснению понятий, оценке явлений и тому подобное.

Вопросы, входящие в варианты контрольных работ, должны быть освещены на основе изучения рекомендованной литературы, как правило, шире и обстоятельнее, нежели они изложены в учебной литературе либо изучался в ходе учебных занятий. 

Работа должна выполняться самостоятельно и на высоком теоретическом уровне. В контрольной работе необходимо учитывать особенности ее структуры (задачи (казусы); теоретические вопросы и др.). Задачи (задания) реконструктивного уровня (решение задачи (казуса)) Теоретическая часть работы должна быть написана на основе обстоятельного изучения рекомендованной литературы. 

Объем контрольной работы должен составляет 15-20 стр.машинописного текста формата А-4, 14 шрифтом TimesNewRoman, через 1,5 интервала. Нарушение указанных требований служит основанием для возврата работы студенту для соответствующей доработки.

Работа должна быть выполнена аккуратно, написана разборчивым подчерком с четким выделением ее структурных подразделений. В печатном варианте должны быть соблюдены требования, предъявляемые к оформлению письменных работ (поля, интервалы, шрифт).

Контрольная работа должна быть предоставлена в установленный графиком срок.

Порядок выбора темы контрольной работы

Вариант темы контрольной работы определяется по последней цифре номера зачетной книжки из перечня тем, например:

если последняя цифра номера зачетной книжки – 1 или 0 выбирается тема 1; – 2 выбирается тема 2; – 3 выбирается тема 3; – 4 выбирается тема 4; – 9 выбирается тема 9 и так далее.

Работа, выполненная в несоответствии с правилами, не будет принята к проверке. Без выполненной контрольной работы студенты к экзамену не допускаются.

Задания для контрольной работы

Вариант № 1. Гражданский контроль как средство противодействия коррупции;

Вариант № 2. Гражданский контроль: перспективы законодательного закрепления;

Вариант № 3. Способы гражданского контроля;

Вариант № 4. Административная мораль и гражданский контроль;

Вариант № 5. Практика гражданского контроля в России;

Вариант № 6. Гражданское общество в России и гражданский контроль: институциональные предпосылки развития;

Вариант № 7. Основные проблемы в институционализации гражданского общества в России;

Вариант № 8. Казачество как институт гражданского контроля;

Вариант № 9. Благотворительные организации в России: историческая роль и современная специфика.


 


Методические указания по изучению дисциплины

 «Гражданский контроль в России»

В значительной степени добиться упорядочения знаний по дисциплине «Гражданский контроль в России» позволит последовательное изучение рекомендуемых нормативных и специальных источников. Реализация компетентностного подхода предусматривает использование в учебном процессе традиционных, активных и интерактивных форм проведения занятий в сочетании с внеаудиторной работой студентов. Курс «Гражданский контроль в России» построен на сочетании глубокой теоретической подготовки с конкретным анализом реальных ситуаций, аудиторных занятий с самостоятельной проработкой тем. При этом используются активные и интерактивные формы проведения практических занятий. Целесообразно использовать возможности СПС «Консультант Плюс».

Практические занятия нацелены на формирование и развитие профессиональных компетенций студентов в рамках изучения дисциплины, усвоение важнейших вопросов курса. На занятии студенты должны уметь объяснить понимание ими вопросов темы. Для этого при подготовке к занятию студент должен внимательно изучить рекомендованную литературу и методические рекомендации, подготовиться и ответить на любой вопрос темы, продолжить выступление предыдущего выступающего.

По дисциплине «Гражданский контроль в России» используются следующие формы оценки компетенций:

1. Собеседование

2. Тестирование

3. Устный опрос

4. Дискуссия

5. Круглый стол

6. Эссе

7. Лабораторный практикум

Собеседование представляет собой средство контроля, организованное как специальная беседа преподавателя с обучающимся на темы, связанные с изучаемой дисциплиной, и рассчитанное на выяснение объема знаний, обучающегося по определенному разделу, теме, проблеме и т.п.

Тестирование представляет собой систему стандартизированных заданий, позволяющая автоматизировать процедуру измерения уровня знаний и умений обучающегося.

Для решения тестовых заданий необходимо предварительно изучить нормативную и специальную литературу по рассматриваемой теме.

Для успешного прохождения тестовых заданий необходимо внимательно прочитать каждый вопрос и проанализировать предлагаемые ответы. Правильно выполнить задание можно не только при условии знания конкретного материала, но и благодаря способности рассуждать, отвергать неверные варианты ответа. При выполнении заданий студентам необходимо отметить правильный(ные) ответ (ответы).

Устный опрос - метод контроля, позволяющий не только опрашивать и контролировать знания обучающихся, но и сразу же поправлять, повторять и закреплять знания, умения и навыки.

Дискуссия - средство проверки умений применять полученные знания для решения задач определенного типа по теме или разделу.

Проведению дискуссии предшествует большая самостоятельная работа студентов, выражающаяся в изучении нормативной и специальной литературы, знакомстве с материалами судебной практики. Подготовительная работа позволяет выработать у студентов навыки оценки правовой информации через призму конституционных ценностей и положений.

На втором этапе – аудиторном занятии – идет публичное обсуждение дискуссионных вопросов. Дискуссия как интерактивная форма обучения предполагает проведение научных дебатов. Хорошо проведенная дискуссия имеет большую обучающую и воспитательную ценность.

Проводимые дискуссии воспитывают навыки публичного выступления, развиваются способности логически верно, аргументированно и ясно строить свою речь, публично представлять собственные и научные результаты.

Эссе/доклад - средство, позволяющее оценить умение обучающегося письменно излагать суть поставленной проблемы, самостоятельно проводить анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария соответствующей дисциплины, делать выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме.

Круглый стол - обсуждение, основанное на сообщениях, в качестве итогов дает результаты, которые, в свою очередь, являются новыми знаниями.

Лабораторный практикум - существенный элемент учебного процесса в вузе, в ходе которого обучающиеся фактически впервые сталкиваются с самостоятельной практической деятельностью в конкретной области.

«Круглый стол» дает возможность развить навыки самостоятельной работы, навыки работы в условиях группового обсуждения, навыки обобщения и использования юридического опыта преподавателей, других участников.

Во время проведения «круглого стола» активно используется метод моделирования. Магистрантам предлагается создать идеальную правовую модель конкретных правоотношений. Мысленно создается структура, воспроизводящая ту или иную часть административно-правовой действительности в идеализированной форме. Использование метода моделирования дает возможность выработать у магистрантов умения формулировать проблемы, находить наиболее эффективные способы их разрешения. 

«Круглый стол» как метод обучения базируется на организационной коммуникации магистрантов. Проведение «круглого стола» предполагает обсуждение проблемы, вопроса и или темы путем предоставления возможности каждому магистранту высказать свою точку зрения, задать вопрос, оценить доклад, привести контраргументы в обоснование своей позиции.

Вопросы, выносимые на обсуждение, формируются таким образом, чтобы на них не было готовых ответов. Они должны заинтересовать магистрантов начать поиск проблемы, ее постановку и решение.

В рамках изучения дисциплины «Гражданский контроль в России» предусматривается также решение практикоориентированных задач. Процесс подготовки к выполнению практикоориентированных задач можно условно разделить на следующие этапы:

а) изучение содержания задачи;

б) подбор нормативных и специальных источников, относящихся к содержанию полученного задания;

в) изучение основной и дополнительной литературы;

г) определение собственной позиции, формулировка аргументов;

д) оформление ответа;

е) представление ответа на ситуативную задачу.

Самостоятельная работа предполагает изучение рекомендованных литературных источников, изучение по рекомендации преподавателя наиболее интересных, проблемных вопросов, а также решение тестовых и практических заданий, подготовку докладов и т.д. Кафедра «Уголовное право и криминалистика» осуществляет содержательно-методическое обеспечение самостоятельной работы: преподаватели проводят индивидуальные и групповые консультации со студентами с целью оказания им помощи в усвоении основных тем, раскрывающих компоненты компетенций, изучаемых по данной дисциплине.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: