Тема 5. Философия нового времени (xVI-XVIII ВВ. )

(2 часа)

 

1. Общая характеристика эпохи и специфика философии Нового времени.

2. Философия Ф.Бэкона.

3. Философия Р,Декарта.

 

1вопрос. Социально-политические и духовные предпосылки новоевропейской философии. Онтологический рационализм и культ научного разума – основная черта Новоевропейской культуры. Вера в неизменные разумные принципы устройства Вселенной как методологическое обоснование науки. Радикальное отличие новоевропейской науки от мудрости древних и средневековой «учёности». Чем обусловлены возросший интерес к науке, вера в её силу?

Понимание культуры как созданной человеком «второй природы» - радикально новая ориентация человека в мире. Подчёркивание его активности и созидательной мощи. Противоречивые следствия абсолютизации человеческого активизма. Критика средневековья. Преемственная ориентация на христианские духовные ценности как противовес нигилизму и активизму.

Проблема познания, поиск истинного метода науки – основная философская проблематика. Эмпиризм и гносеологический рационализм – основные направления развития новоевропейской философии. Субъективно – объективная парадигма – основание научного познания и новый способ существования человека. Внутреннее единство между субъективно-объективной парадигмой и двумя основополагающими установками западной культуры – активизмом и ориентацией на науку.

 

2вопрос. Ф.Бэкон (1561-1626) – основоположник эмпиризма, философ промышленной эры. «Новый Органон». Означает ли признание чувственного опыта в качестве основы всего знания отрицание роли рассудка? Обратите внимание на критику Бэконом эмпириков, которые, подобно муравью, только собирают попадающиеся факты, и рационалистов, которые, подобно пауку, тянут паутину мыслей из своего ума. Подлинная философия «не основывается только или преимущественно на силах ума и не откладывает в сознание нетронутым материал, извлекаемый из естественной истории и из механических опытов, но, изменяет его и перерабатывает в разуме» (Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.210.) Сильная и слабая сторона новоевропейского эмпиризма. Приуменьшение Бэконом роли математики для естествознания, отрицание истинности геоцентрической системы Коперника.

Материалистическая тенденция в философии Ф.Бэкона и его вера в Бога. Прокомментируйте следующее положение: «Первичная материя и её специфические силы и действия не могут иметь никакой естественной причины (Бога мы всегда исключаем), ибо до сих пор ничего не было. Поэтому не было никакой производящей их причины и ничего более первичного в природе. Непосредственно после Бога эта материя сама является причиной всех причин не будучи сама обусловлена никакой причиной» (Там же. С.218-219). Связь с философией Демокрита.

Грандиозный план «Великого восстановления наук». Классификация существующих и возможных наук. Части философии. Пути постижения Бога, природы и человека. Теория двойственной истины. Обоснование независимости науки от религии. Светоносные и плодоносные науки.

Новый взгляд на роль науки в обществе. «Знание само по себе сила». Цель и основания господства над природой. Что понимал Бэкон под «господством над природой»? Дайте комментарий словам: «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действии представляется правилом» (Там же. С.194). Задачи медицины, её место в классификации наук.

Критика Аристотеля, античной философии, логики, силлогистического дедуктивного метода, магии и алхимиков. Цель познания. Понятие и критерий истинного знания. Обратите внимание на следующие положения: «Что в действии наиболее полезно, то и в знании наиболее истинно». «Практика должна цениться больше как залог истины, а не из-за жизненных благ». Нет ли противоречия между этими положениями?

Причины заблуждений разума. Теория «идолов» («призраков»). Идолы рода, пещеры, рынка (площади), театра. Путь преодоления «призраков» - опыт и обработка его индукцией. Возможно ли познание, без идолов (предубеждений, предположений, веры)? Проблема метода «новой» науки. Индукция как метод познания. Отношение Бэкона к традиционной индукции. Новый метод индукции. Роль эксперимента в познании. Аналитическая тенденция в философии Бэкона. Можно ли согласиться с мнением Бэкона, что природа во всём богатстве своих проявлений может быть сполна разложена на конечное число форм и видов движения, в результате комбинирования которых образуются все вещи? Конкретная задача индукции – отыскание этих форм. Устраняют ли нововведения Бэкона присущие индуктивному методу недостатки? Индуктивный метод в медицине. Бэкон о выражении неизлечимая болезнь и об эвтаназии.

 

3 вопрос. Декарт, латинизированное имя – Картезий (1596-1650) – учёный, естествоиспытатель, философ. Основные достижения Декарта в математике, механике, оптике, космогонии, физиологии. Какую теорию развивает Декарт в следующем положении: «Человеческая душа…основные свои функции…выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причём связаны с ними так, что нельзя прикоснуться почти ни к какой части человеческого тела, чтобы тем самым оконечности нервов не пришли в движение и чтобы это движение не передалось посредством упомянутого нерва до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище…Различные возбуждения ума или мысли, вытекающие непосредственно из движений, возбуждаемых через посредство нервов в нашем мозгу, и именуются ощущениями или, иначе, восприятиями наших чувств»? (Р.Декарт. Начала философии.// Антология мировой философии. М., 1970. Т.2. С.266).

Онтология. Учение о субстанции. Дуализм в понимании субстанций сотворённого мира. Атрибуты, модусы и вторичные качества. Прокомментируйте положение Декарта: «Разумея субстанцию, мы можем разуметь лишь вещь, которая существует так, что не нуждается для своего существования ни в чём, кроме самой себя. Таков…один только Бог, и нет ничего сотворённого, что могло бы просуществовать хотя бы мгновение, не будучи поддерживаемо и хранимо его могуществом…Название субстанции не однозначно подходит к Богу и к творениям. Среди сотворённых вещей некоторые по природе своей не могут существовать без некоторых других, мы их отличаем от тех, которые нуждаются лишь в обычном содействии Бога, и называем последние субстанциями, а первые - качествами или атрибутами этих субстанций» (Там же. С.249-250)

Отождествление материи с протяжением. Характеристика мировой материи - беспредельна, однородна, не имеет пустот и делима до беспредельности. Преодоление средневековых представлений о конечности мира, иерархии его физических элементов и античных представлений о неделимости атомов, разделённых пустотами. Идея о единстве универсума. Что утверждает Декарт данным положением: «Если бы миров было бесконечное множество, то они необходимо состояли бы из одной и той же материи…Не может быть многих миров, ибо мы теперь с очевидностью постигаем, что материя, природа которой состоит в одной только протяженности вообще, занимает все вообразимые пространства, где те или иные миры могли бы находиться; а идеи какой-либо иной материи мы в себе не находим»? (Там же. С.258).

Сведение всего качественного разнообразия природных явлений к материи, тождественной с пространством, и к её движению. Понимание движения, его источник. Относительность движения. Раскройте смысл слов: «Движение…есть перемещение…одного тела, из соседства тех тел, которые непосредственно его касались и которые мы рассматриваем как находящиеся в покое, в соседство других тел…Движение всегда существует в движимом теле, но не в движущем». Бог в онтологии Декарта. Первопричина движения. Сохранение количества движения.

Механистическая парадигма и её следствия. Декарт об основных законах Вселенной. Механизм в медицине.

Учение о человеке. Проблема взаимодействия души и тела. Механический подход в понимании тела человека и животных. Отличие человека от животных. Установка на усовершенствование самой природы человека.

Сущность гнесеологического рационализма Декарат. Отношение к чувственному опыту. Можно ли согласиться с Декартом: «Наши чувства не передают нам природу вещей, а лишь научают нас тому, что они нам могут быть полезны или вредны…Ограничивать человеческий разум только тем, что видят глаза, значит наносить ему великий ущерб»? (Там же. С. 256-268). Первостепенное значение вопросов о задаче и о методе познания. Возможность достоверного знания. Критика эмпиризма. Методологическая роль сомнения. Cogito ergo sum – «я мыслю, следовательно я существую». Сравните с принципом Аврелия Августина: «Я обманываю, следовательно я существую». Чем обусловлено сходство этих принципов? Каким образом сомнение в достоверности всякого знания превращается у Декарта в утверждение его возможности? Критерий достоверного знания. Достоинство и недостатки данного критерия.

Сомнения в существовании объективного мира и возможности его познания. Могли ли возникнуть подобные сомнения у эмпириков? Почему необходима идея существования Бога в гносеологии рационализма? Доказательство бытия Бога. Когда душа обнаруживает в себе «идею о существе всеведущем, всемогущем и высшего совершенства, то…она легко заключает о существовании Бога, который есть это всесовершенное существо…Из одного того, что в идее существа высочайшего совершенства содержится необходимое и вечное бытие, душа должна заключить, что такое существо высочайшего совершенства есть…Идея Бога не могла быть вложена в нас иначе, чем всесовершенным существом,…Богом…, ибо…более совершенное не может быть следствием и модусом менее совершенного…Ибо очевидно, что нечто, знающее более совершенное, чем оно само, не само создало своё бытие, так как оно при этом придало бы себе самому все те совершенства, сознание о которых оно имеет, и поэтому оно не могло произойти ни от кого, кто не имел бы этих совершенств, то есть не был бы Богом» (Там же. С.241-243). Убедительно ли рассуждение Декарта?

Причина заблуждений. Врождённые идеи как возможность постижения истины. Основания всеобщности и необходимости истинного знания в природе самого интеллекта. Логический характер математического знания как подтверждение рационализма. Исключительная роль в процессе познания дедукции, дедуктивной формы доказательства и изложения. Сущность дедуктивного метода. Роль интуиции в познании. Правила рационалистического метода. Признавал ли Декарт принципиальные ограничения познавательных способностей человеческого ума?

 

Темы рефератов

1. И.Ньютон – родоначальник механического мировоззрения.

2. Отражение механических воззрений в медицине.

3. Жизнь и творчество Ф.Бэкона и Р.Декарта.

4. Ф.Бэкон и теория медицины.

5. Идеалистический сенсуализм Дж.Беркли.

6. Познавательный скептицизм Д.Юма.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: