1. История философии./Под ред. В.П.Кохановского. – Ростов н/Д., 1999. С.136-144.
2. Философия медицины./Под ред. Ю.Л.Шевченко. М., 2004. Гл.4. С. 94-99.
3. Введение в философию./Под ред.Фролова И.Т. М., 1989. Гл. 6. С. 147-157.
4. Канке В.А. Философия. М., 2005. Гл. 1.4. С. 89-95.
5. Рассел Б. История Западной философии. Новосибирск. 2001. Гл. VII, IX. С. 645-649, 663-675.
6. Реале Дж. и Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. СПб. 2002. Гл. 6,7. С. 272-333.
7. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. М., 2003. Гл. 10. С. 310-321.
8. Спиркин А.Г. Философия. М., 2000. Гл. 4. С. 114-116; 119-122.
9. Шаповалов В.Ф. Основы философии. М., 2001. С. 207-217.
Дополнительная литература
1. Ветошкин А.П. Философия. Екатеринбург. 2004. С. 145-163.
2. Вольф Р. О философии. – М., 1996. С. 269-320.
3. Гусев Д.А., Рябов П.В. Великие философы. М., 2005. С.237-261.
4. Философия./Под ред. Зотова А.Ф. и др. Гл. 4. С. 154-163.
5. Нарский И.С. Западно-европейская философия XVII века. М., 1974. Гл. I, II. С.11-138.
6. Хрусталёв Ю.М. Философия. М., 2005. Гл.3. С.114-135.
7. Философская энциклопедия. Т.1. – М., 1960. Ст. «Бэкон». С.214-216. Ст. «Декарт». С. 447-450.
8. Введение в философию./Под ред.Фролова И.Т. – М., 1989. Гл. 6. С. 147-157.
К 1 реферату:
1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб. 2002. Гл.V. С.242-261.
2. Рассел Б. История Западной философии. – Новосибирск. 2001. Гл.VI. С.638-644.
Ко 2 реферату:
1. Ламетри Ж.О. Человек-машина. /Соч. М., 1983. С.183-244.
2. Механическая парадигма в медицине (ксерокопия).
3. Скирбекк Г., Гилье Н. История философии. – М., 2003. Гл.7. С.256-283.
4. Чикин С.Я. Врачи-философы. М., 1990. С.106-137; 138-144.
К 3 реферату:
1. Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта. – СПб., 2002. С.272-276; 296-301.
К 4 реферату:
1. Корольков А.А.Диалектика и теория медицины. Ленинград. 1979. Гл.1. С.16-20.
К 5-6 рефератам:
1.Антисери Д. и Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб. 2002. Гл.13,14. С.472-501; 502-529.
ТЕМА 6: ФИЛОСОФИЯ И.КАНТА
(4 часа).
1. Кант – основоположник немецкой классической философии. Докритический период творчества Канта.
2. Теория познания.
1 вопрос. Социально- политические и духовные предпосылки возникновения немецкой классической философии, её основные представители. Вехи жизненного пути И.Канта (1724-1804). Два периода творчества. Докритический период. Основные достижения этого периода. «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755) – основной трактат этого периода. Проблема фундаментальных основ научного знания.
Прокомментируйте мысль Канта о том, что если одной материи и её законов вполне достаточно для того, чтобы объяснить, как сложилось во времени мироздание и каким образом пришло оно к его современному виду, то этого совершенно недостаточно для того, чтобы «отчётливо и исчерпывающе объяснить из механических оснований возникновение хотя бы одной травинки или гусеницы».
Охарактеризуйте эволюцию взглядов Канта по следующим его высказываниям относительно трудностей и возможностей познания: «Я прекрасно вижу все эти затруднения и всё же не падаю духом. Я сознаю всю силу встающих передо мною препятствий и всё же не унываю» (Иммануил Кант. Соч. в 6-ти тт. Т.1. М. 1963. С.117). «Дайте мне материю, и я построю из неё мир, т.е. дайте мне материю,и я покажу вам, как из неё должен возникнуть мир» (Там же. С.126). Годом позже Кант писал: «…Разнообразные явления жизни в природе и их законы – это всё, что дозволено нам познать, тогда как самый принцип этой жизни, т.е. духовную природу, о которой не знают, а строят лишь предположения, нельзя мыслить положительно, так как для этого нет никаких данных во всей системе наших ощущений» (Указ. соч. Т.2. С.331).
Основные направления теоретических изысканий Канта в докритический период. Главная проблема философии. 4 великих вопроса философии критического периода.
2 вопрос. Основной труд – «Критика чистого разума». «Коперникианский переворот» в философии. Отношение Канта к эмпиризму и рационализму новоевропейской философии. Априоризм. 2 части опыта. Единство субъективного и объективного моментов знания. Отличие априоризма Канта от концепции врождённых идей Декарта.
Понятие субъекта познания. Эмпирический и трансцендентальный уровни субъекта познания. Значение выделения трансцендентального уровня. Способности познания. Априорные формы чувственного познания. Признаётся ли эмпирическая реальность пространства и времени? Что является предпосылкой достоверности математического знания? Рассудок – высшая познавательная способность человека. Априорные формы рассудка. Что является основой теоретического естествознания?
Конструктивная деятельность сознания. В чём состоит природа науки? Прокомментируйте следующее выражение Канта: «Дело же обстоит так, как если бы мир явлений был специально придуман каким – то иным рассудком сообразно нашим познавательным способностям». Объективный характер знаний. Условие познания и свидетельство здравого человеческого ума.
Разум как высшая способность субъекта. Чистые понятия разума. Роль разума в познании. Антиномии. Причины возникновения антиномий. Мир явлений (феноменов) и мир сущностей, «вещей в себе», мир абсолютного и бесконечного (ноуменов). Безграничность и ограниченность познания. Агностицизм Канта.
Прокомментируйте следующие положения Канта: 1. «Наблюдение и анализ явлений проникает внутрь природы, и неизвестно, как далеко мы со временем продвинемся в этом». 2. «Но если даже вся природа раскрылась бы перед нами, мы никогда не были бы в состоянии ответить на трансцендентальные вопросы, выходящие за пределы природы».
Почему Кант не объясняет причины возникновения априорных форм знания и критикует рациональные доказательства бытия Бога?
На какой из важнейших поставленных Кантом вопросов и как отвечает его «Критика чистого разума»?
В чём видели слабость теории познания Канта его современники – оппоненты? Современное восприятие взглядов Канта.
Темы рефератов
1. И. Кант как личность, его жизненный путь.
2. Диалектическая природа разума.
3. Проблема объективной реальности («Вещь сама по себе») в свете современных дискуссий.
4. Проблема опыта. Трансцендентальный аргумент. («Что я могу знать?») в свете современных дискуссий.
5. Космология и космогония.