III. Заключительная часть

Ребята, все вы знаете что война – это было тяжёлое время, мрачное время. Как вы думаете, что больше всего грело солдат и предавало им силу для будущих боёв? Правильно, это песня! А какие песни вы знаете? Молодцы, а давайте все вместе споём песню «Катюша»! Вставайте все в круг и беритесь за руки!

Молодцы, ребята! У вас отлично получается! Мы должны помнить эту часть истории! Истории нашей великой страны! Ребята, пусть всё у вас будет хорошо и мирного неба вам над головой!

Интерактивная экскурсия «Музей в чемодане»

 Тема «Блокада Ленинграда»

(для младшего и среднего возраста)

Цель:

Воспитание патриотизма, чувства гордости за свою страну, за свой народ.

Задачи:

Познакомить слушателей с понятием блокада;

Познакомить со страшным периодом в жизни нашей страны на основе поэтического творчества;

Пробудить в детях чувство сострадания и гордости за стойкость своего народа в период блокады Ленинграда и на протяжении всей Великой Отечественной войны с помощью музыкальных произведений и поэтической литературы.

Ход занятия:

I. Вводная часть

- Организационный момент.

8 сентября 1941 года в Ленинграде началась военная блокада. Она длилась 872 дня и закончилась 27 января 1944 года. Некоторые люди смогли эвакуироваться, но большинство остались, поскольку продолжали работать в блокадном городе. Положение усугублялось и тем, что в Ленинград перед началом войны прибыло множество беженцев из республик Прибалтики и соседних регионов. Главные беды, с которыми столкнулись жители осажденного города – регулярные авиационные налеты, холод, недостаток продовольствия и голод.

(Карта)

II. Основная часть.

Метроном

Зачем в войну по радио транслировали звук метронома

Во время великой отечественной войны в блокадном Ленинграде радио являлось практически единственным, и совершенно точно, самым важным средством оповещения граждан. Но передачи шли не круглосуточно, и когда эфир молчал, то транслировали звук работающего метронома. Хотя это сегодня и может показаться странным, тем не менее, причины у подобного решения были очень серьезные.

Что означал звук метронома

Современного человека с окружающим миром связывает множество информационных «артерий» - это и постоянный круглосуточный, зачастую безлимитный, доступ в интернет, и сотовый телефон, и телевидение, и различные печатные СМИ, некоторые из которых появляются в вашем почтовом ящике, хотите вы этого или нет. Но в советское время ничего такого не было. Главным источником информации было радио.

Люди в блокадном Ленинграде были, фактически, отрезаны от страны. Снабжение и сообщение производилось нерегулярно, это было очень опасно. Ситуация была критическая, в любой момент могло случиться что угодно, и хотя люди верили в лучшее, поводов для опасений было достаточно. Сложно даже вообразить, что довелось пережить людям в блокаду.

В блокадном Ленинграде работающее радио означало, что еще не все кончено, что еще есть надежда. Для людей, которые не выключали радио, звук работающего метронома был, как биение сердца страны: раз оно еще не утихло, то это нужно и дальше держаться и не оставлять надежду. Этот равномерный и очень простой звук немного успокаивал людей, позволял им ощущать хоть какую-то уверенность.

У трансляции метронома было и техническое значение. Во-первых, этот звук передавали, чтобы проверить, есть ли связь. Во-вторых, он был нужен, чтобы предупредить население о авианалетах и обстрелах. Значение 50 ударов в минуту означало, что можно не волноваться, и сейчас все спокойно. А вот 150 ударов в минуту не только звучали слишком быстро и тревожно, но и предупреждали о налетах.

Карточка на хлеб

С целью ограничения ежедневно расходующегося запаса продовольствия и экономии ресурсов, вводятся карточки, служащие для справедливого распределения хлеба и прочих, практически исчерпанных предметов продовольствия.

Еще до начала осады в Ленинграде ввели продовольственные карточки. Это помогло наладить снабжение. В осаду город вступил с нормальным количеством продовольствия, и по началу карточки отоваривались достаточно солидно. С 15 сентября нормы выдачи продуктов снизили, а до этого, 1 сентября запретили свободную продажу продуктов питания в магазинах.

Хлеб.

Нормы выдачи хлеба в осажденном Ленинграде менялись. Для военных со 2 октября ее снизили до 600 г в сутки, с 7 ноября – до 400 г, а с 20 ноября – до 300 г. Продуктовые нормативы для гражданского населения были еще ниже: в зависимости от возраста и деятельности – 125-200 г.

Состав блокадного хлеба:

50%- ржаная мука

15%-25%- целлюлоза

25%- соевая мука, отруби, обойная пыль

Сахар и крупа.

Помимо хлеба, людям давали 10 г сахара и 200 г крупы в месяц. Нередко вместо нее давали жмых. Существовали даже мясные талоны, но их нечем было отоваривать, поэтому мяса блокадники не получали. На Новый год дополнительно выдавали по 150 г хлеба, а детям полагалась небольшая шоколадка. Учащихся ВУЗов также отоваривали тремя кусками мыла.

Одна из причин голода является уничтожение немцами Бадаевских складов, в которых хранились продовольственные запасы всего города. Многие люди умудрялись даже с пепелища собирать какие-то продукты. Так появилось название «кофе из земли». Люди собирали землю там, где сгорели запасы сахара. Добавляли в неё воду, затем процеживали, а мутную и сладковатую воду кипятили и пили.

Помощь извне.

Помимо продуктов, раздаваемых по продовольственным карточкам, блокадникам старались помочь и другими способами. Например, в город направляли баржи с картофелем, но фашисты их топили. Картошку вылавливали и раздавали по учреждениям из расчета 100 г на человека. Этот картофель черно-бурого цвета люди растирали до получения однообразной массы и выпекали из нее лепешки на раскаленных сковородках, а то и просто на железе. Поскольку в выловленной из воды картошке содержались мелкие камешки и песок, есть лепешки рекомендовалось не разжевывая, иначе можно было сломать зубы.

Рыба.

Также люди делали селедочный паштет из оставшихся от пайка рыбных голов, хвостов, плавников и ингредиентов, подобранных в отбросах. Все компоненты нужно было хорошенько промыть и 5-6 раз провернуть в мясорубке. Если в доме оставался хлеб, его добавляли на стадии последней промолки.

Свежей рыбой ленинградцев не снабжали. Небольшой улов, добываемый в порту, шел на нужды портовых рабочих и «ответственных работников». Однако изредка удавалось получать рыбий жир, который считался вкусным и полезным лакомством. Его в основном оставляли для детей. Если получалось поджарить на рыбьем жире кусочек хлеба, это было настоящим праздником!

Мучной клей.

Очень популярное блюдо – мучной клей, на котором были поклеены обои в доме. Его отскребали от стен и бумаги, затем варили чтобы получить хоть немного питательную воду(суп). Подобным образом варили строительный клей, добавляя специи

Удивительный факт, что животных из местного зоопарка люди не тронули. Многих из них вывезли ещё до начала бомбежек, но некоторые пережили всю блокаду благодаря добрым людям.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: