Статус метода проектов

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ КИРОВСКОГО РАЙОНА Г. ДОНЕЦКА

МЕТОД ПРОЕКТОВ

На уроках базового курса информатики и ИКТ

Методический сборник

ДОНЕЦК 2018

Данный методический сборник посвящен методу проектов на уроках базового курса информатики и ИКТ. Он включает в себя материалы и рекомендации по организации и применению метода проектов в учебном процессе современной школы. Особое внимание уделено вопросам развития и совершенствования метода в современных условиях и в частности подходу рассмотрения метода проектов как средства формирования «компетентностей высшего уровня». Материалы сборника будут полезны преподавателям курса «Информатика и ИКТ» основного общего и среднего общего образования, рассматривают вопросы повышения педагогического мастерства и применения инновационных методик в образовательной деятельности

 

Составитель:

 

Каспрук Ульяна Евгеньевна, учитель информатики и ИКТ, старший учитель Муниципального общеобразовательного учреждения «Специализированная школа с углубленным изучением иностранных языков №115 города Донецка» - 2018., - 40с.

 

 


СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.. 3

СТАТУС МЕТОДА ПРОЕКТОВ.. 4

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.. 5

ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ.. 8

ЗАЩИТА ПРОЕКТОВ, ОППОНИРОВАНИЕ. 10

ЦИКЛОГРАММА ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.. 12

ГРАНИЦЫ И ТРУДНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ.. 14

МЕТОД ПРОЕКТОВ НА УРОКАХ БАЗОВОГО КУРСА ИНФОРМАТИКИ.. 15

РЕЗУЛЬТАТЫ В ХОДЕ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРОЕКТОВ.. 18

ИНФОРМАТИКА 5-6 КЛАСС.. 20

Темы проектов по информатике для 5 класса. 20

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ.. 20

Линия «Текстовый редактор». 20

Проект «Сказочная страна Информатика». 20

Проект ««Петя и Оля в стране Информатика». 21

Линия «Графический редактор». 22

Мини-проекты «Семья - главное в жизни», «Страна моей мечты». 22

Линия «Диаграммы и схемы». 22

Проект «Дом, который построим МЫ». 22

Проект «Любимые занятия». 23

ИНФОРМАТИКА 7-9 КЛАСС.. 23

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ.. 23

Линия «Информационные технологии». 23

Проект «Носители информации». 24

Линия «Информация и информационные процессы». 24

Проект «Новости компьютерного мира». 24

Линия «Компьютер». 25

Проект «Выбери ПК». 25

Проект «Значение Интернета в современном обществе». 26

Линия «Информация. Информационные процессы». 27

Проект «В мире интересного…». 27

Линия «Управление и алгоритмы». 28

Проект «Управляющие системы». 28

Проект «Это интересно». 29

 

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ПРОЕКТОВ В СТАРШИХ КЛАССАХ.. 29

ПРИМЕРЫ ПРОЕКТОВ.. 30

Проект «Кроссворд», 30

Проект «Социологический опрос». 33

ВОЗМОЖНЫЕ ТЕМЫ ПРОЕКТОВ.. 35

По теме «Информация и информационные технологии»: 35

По теме «Устройств и функционирование ПК»: 36

ВЫВОД.. 38

ЛИТЕРАТУРА.. 40





ВВЕДЕНИЕ. ИСТОРИЯ МЕТОДА ПРОЕКТОВ

«Метод проектов» возник еще в начале нынешнего столетия в США Истоки его возникновения связаны с идеями гуманистического направления в философии и образовании, с разработками американского философа и педагога Дж.Дьюи и его ученика В.Х. Килпатрика. Основная идея, закладываемая в метод авторами: обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личным интересом именно в этом знании.

Предложенный Дж. Дьюи метод проектов в своей основе предполагал обучение сообразное личному интересу учащегося в том или ином предметном знании. «Отсюда чрезвычайно важно было показать детям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны пригодиться им в жизни. Для этого необходима проблема, взятая из реальной жизни, знакомая и значимая для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания, новые знания, которые еще предстоит приобрести».

Образовательный ресурс «метода проектов»

Диапазон учебных целей метода проектов: «развитие познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления» Утверждение сформулировано в источнике - [3].

Cуть метода проекта – «стимулировать интерес учащихся к определенным проблемам, предполагающим владение определенной суммой знаний и через проектную деятельность, предусматривающим решение этих проблем, умение практически применять полученные знания, развитие рефлекторного (в терминологии Джона Дьюи или критического мышления). … Проблема устанавливает цель мысли, а цель контролирует процесс мышления».

 «Суть рефлекторного мышления – вечный поиск фактов, их анализ, размышления над их достоверностью, логическое выстраивание фактов для познания нового, для нахождения выхода из сомнения, формирования уверенности, основанной на аргументированном рассуждении. “Потребность в разрешении сомнения является постоянным и руководящим фактором во всем процессе рефлексии. Где нет вопроса, или проблемы для разрешения, или где нет затруднения, которое нужно преодолеть, поток мыслей идет наобум». [3]

Метод проектов всегда предполагает, во-первых, решение какой-то проблемы, и, во-вторых, направлен на получение результата.

«Для метода проектов очень существенным является вопрос практической, теоретической и познавательной значимости предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы о демографическом состоянии данного региона, факторах, влияющих на это состояние, тенденциях, прослеживающихся в развитии данной проблемы; совместный выпуск газеты, альманаха с репортажами с места событий и т.п.)» [3].

Специалисты из стран, имеющих обширный опыт проектного обучения, считают, что его следует использовать как дополнение к другим видам прямого или косвенного обучения, как средство ускорения роста и в личностном смысле, и в академическом.» [2 – с.195, 198]

СТАТУС МЕТОДА ПРОЕКТОВ

(в сравнении с иными методами и технологиями)

«Метод проектов - педагогическая технология, ориентированная не только на интеграцию фактических знаний, но и на их применение и приобретение новых (порой и путем самообразования)». [Метод проектов в образовательной области "Технология"]

Сегодня Метод проектов является одним из популярнейших в мире, поскольку позволяет рационально сочетать теоретические знания и их практическое применение для решения конкретных проблем окружающей действительности в совместной деятельности школьников с тем в зарубежной школе он активно и весьма успешно развивался.

«Проектный метод в школьном образовании в наше время рассматривается как альтернатива классно-урочной системе. Но специалисты из стран, имеющих обширный опыт в этом деле, предупреждают, что проектное обучение отнюдь не должно вытеснить эту систему и другие методы обучения». [Метод проектов в образовательной области "Технология"].

Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний, их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности. Следовательно, выбор темы проектной мастерской зависит от наличия проблемности.

Цели проектной работы:

· воспитание обучающихся, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;

· развитие умений: коммуникативных, исследовательских, сотрудничества;

· развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;

· развитие критического мышления.

Важные идеи:

·  путь к усвоению материала основывается на «педагогике удивления»;

·  главный аспект в работе над проектом не только, как мы это делаем, а и почему мы это делаем;

·  что я лично могу сделать для решения этой проблемы;

·  важен не только процесс в проектной работе, но и результат, и как он представлен

· публике;

·  в работе над проектом обучающийся выступает в роли исследователя, а

· преподаватель – в роли консультанта, и он вдохновляет обучающихся на то, что они делают.

Представим все в виде

 





ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ

В основу типологизации проектов кладутся следующие признаки: доминирующая в проекте деятельность, предметно-содержательная область проекта, характер координации проекта, характер контактов, количество участников проекта, продолжительность проекта. Одна из возможных типологизаций проектов строиться по следующим критериям:

1. «Доминирующая в проекте деятельность: исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);

2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).

 5. Количество участников проекта.

6. Продолжительность проекта».

«Проект может быть монопредметным, межпредметным и надпредметным (или внепредметным)

Если проект монопредметный «он вполне «вкладывается» в классно-урочную систему Другие виды проектов чаще используются как дополнения к урочной деятельности. Межпредметные проекты могут стать интегрирующими факторами в альтернативной школе, преодолевающих традиционную дробность и обрывочность нашего образования». [2 –198-200 с. ]

Планирование работы.

После определения темы и формы проекта, в процессе обсуждения определяются этапы выполнения каждого проекта и устанавливаются сроки выполнения. По окончании каждого срока проводится обсуждение предварительных результатов. График работы над каждым проектом желательно вывесить по месту проведения занятий.

Время занятий

Метод проектов может быть реализован:

· во время кружковой работы согласно расписанию;

· в домашних условиях, если ученик имеет компьютер и Интернет, необходимо только установить время консультаций;

· во время урока, если обучающиеся успевают осваивать основную программу и остается время для дополнительных форм работы;

· во время факультативных занятий, которые ставятся непосредственно в учебное расписание.

 

ТЕМЫ ПРОЕКТОВ

Выбор тематики проектов в разных ситуациях может быть различным. В одних случаях эта тематика может формулироваться специалистами органов образования в рамках утвержденных программ. В других - инициативно выдвигаться преподавателями с учетом учебной ситуации по своему предмету, естественных профессиональных интересов, интересов и способностей учащихся. В третьих, тематика проектов может предлагаться и самими учащимися, которые, естественно, ориентируются при этом на собственные интересы, не только чисто познавательные, но и творческие, прикладные». [3]

«Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса учебной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения. Чаще, однако, темы проектов относятся к какому-то практическому вопросу, актуальному для практической жизни и, вместе с тем, требующему привлечения знаний учащихся не по одному предмету, а из разных областей, их творческого мышления, исследовательских навыков. Таким образом, кстати, достигается вполне естественная интеграция знаний». [3]

Темы проектов можно выбирать:

· социально значимые;

· направленные на углубление изучения основной программы;

· темы, расширяющие кругозор обучающихся в рамках основных тем обучения;

· разработка электронных средств обучения по основной школьной программе;

· творческие разработки художественного содержания;

· познавательные, из серии «для любознательных» и др.

Все зависит от интересов и фантазии обучающихся и преподавателя. Однако не стоит забывать, что любая тема проекта хороша, если оно своевременна, т.е. по содержанию находится в рамках изучаемой в данное время темы по предмету.

Этапы выполнения проекта:

Проект может быть длительным или краткосрочным. Но любой проект содержит в себе 7 основных этапов:

· выработка идеи и темы проекта;

· разработка плана и графика работы;

· поиск и анализ информации;

· непосредственно период творчества;

· реализация проекта при помощи ИКТ-технологий;

· анализ результатов и выводы;

· презентация проекта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: