(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)
В комментарии показано выполнение задания 2, приведённого в начале раздела. Сначала необходимо прочитать текст, так как любая синтаксическая конструкция создаётся для адекватной передачи определённого содержания.
Первое утверждение содержит указание на некоторыесинтаксические особенности первого предложения: «1) В предложении 1 две грамматические основы». Обратите внимание, что речь идёт о количестве грамматических основ, значит рассуждение надо строить по разделу I алгоритма.
Перечитайте первое предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём говорится в предложении и как действуют субъекты. Для наглядности обозначьте подлежащее и сказуемое графически, составьте горизонтальную схему предложения:
(1) [ Уникальность нашей планеты заключается прежде всего в том], (что на ней живёммы – разумные люди), (появление которых сталовершиной эволюции).
Вывод. В результате анализа выяснилось, что в первом предложении три грамматические основы, а в утверждении написано, что их две. Ответ ошибочный.
|
|
Второе утверждение также нацелено на работу с грамматической основой, на определение её состава: «2) В предложении 2 грамматическая основа – проблема не решена».
Перечитайте второе предложение. Определите его грамматическую основу. Определите, о ком или о чём идёт речь в предложении и как действуют субъекты.
(2) Сама же проблема возникновения жизни до сих пор не решена.
Это предложение простое, двусоставное. Что? – «проблема» ( подлежащее, выраженное существительным в именительном падеже ). Какова? – «не решена»(составное именное сказуемое с нулевой связкой в настоящем времени и именной частью, выраженной кратким страдательным причастием).
Грамматическая основа – «проблема не решена».
Вывод. Результат синтаксического анализа предложения соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.
Третье утверждение требует применить знание типов сказуемых: «3) В первой части предложения 3 есть простое глагольное сказуемое». Следовательно, рассуждение надо строить по разделу I алгоритма. Прежде всего необходимо найти грамматическую основу и обозначить её графически, а затем определить состав сказуемых и установить тип сказуемого в первой части сложного предложения.
(3)[ Следы жизнибыли обнаружены в горных породах], (возраст которых – около миллиарда лет).
Сказуемое в первой части выражено сочетанием краткого страдательного причастия с глаголом-связкой «быть», употреблённым в прошедшем времени, значит, это составное именное сказуемое.
|
|
Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.
Четвёртое предложение нацелено на работу с обособленными членами предложения: «4) Предложение 4 осложнено уточняющим членом предложения», поэтому рассуждение необходимо строить по разделу IV алгоритма. Найдите и подчеркните грамматическую основу, чтобы исключить её из области анализа. Далее определите, какие конструкции выделены запятыми. Вспомните, что уточняющие члены сужают понятие, названное в основной части предложения, и отвечают на тот же вопрос, что и уточняемое слово.
(3)[Иными словами, около миллиарда лет назад жизнь на планете уже существовала ], [ имелис ь атмосфера и гидросфера ].
Второй запятой разделяются два простых предложения в составе сложного бессоюзного. Первая запятая отделяет сочетание слов, не связанное ни с одним словом в предложении. Это дополнительное замечание автора – вводная конструкция.
Вывод. Результат синтаксического анализа и содержание утверждения не совпадают. Ответ ошибочный.
Пятое утверждение заставляет обратиться к синтаксису сложного предложения: «5) Предложение 5 – сложносочинённое». Найдите грамматические основы и союзы / союзные слова, связывающие части сложного предложения, определите разряд(-ы) союза(-ов).
[(5)А вот близкие наши «родственники», другие планеты земной группы: Меркурий, Венера и Марс – похожи на планету Земля], но, [в отличие от неё, онибезжизненны ].
Перед нами сложное предложение, которое содержит две грамматические основы. Союз «но», противопоставляющий содержание второго предложения содержанию первого, – сочинительный. Значит, предложение сложносочинённое.
Вывод. Результат синтаксического анализа соответствует смыслу высказывания в утверждении. Значит, это правильный ответ. Запишите номер утверждения в строку ответа.
Итак, в строке ответа надо записать: 25
Анализ возможных ошибок
Ошибки в выполнении задания связаны с непониманием структуры предложения, неумением определять структурные связи между элементами предложения, задавать смысловые вопросы.