Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

Внимательно прочитайте предложение. В нём говорится о том, что в древней Александрии работали выдающиеся учёные, перечисляются их имена, указываются их научные достижения.

Анализ синтаксической конструкции начинается с выделения грамматических основ, союзов / союзных слов, связывающих части предложения, и установления границ между простыми предложениями в составе сложного:

 [ В Александрии работалонемало выдающихся ученых ] (1) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший)(8) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца ).

Первый вывод: предложение сложное, сложноподчинённое (его части связаны союзным словом «которых» и союзом «что»), значит, на границах простых предложений в составе сложного должны стоять запятые: 1 и 8.

Далее надо проанализировать синтаксическое строение каждого простого предложения в составе сложного, выявляя осложнения, если они есть в этих предложениях.

[ В Александрии работалонемало выдающихся ученых ] (1) ( среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший) (8) ( что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца ).

Во второй и третьей частях при чтении можно выявить фрагменты, выделенные интонацией, определить в этих фрагментах главные слова, проверить, какими частями речи они являются и какую роль в предложении играют конструкции с этими словами. По суффиксам определяем, что главные слова – причастия, с зависимыми словами они образуют причастные обороты, которые в предложении являются распространёнными определениями. Далее следует установить границы этих определений и найти определяемые слова, потом зафиксировать их взаимное расположение. Таким образом проверяются условия для применения правил постановки знаков препинания.

Второй вывод: причастные обороты стоят после определяемых слов, значит, эти обороты должны выделяться запятыми: 2, 3, 4, 5, 6, 7, 9. Обратите внимание на то, что в нескольких позициях происходит наложение знаков препинания: запятые на месте цифр 3 и 5 разделяют также однородные члены предложения, а запятая на месте цифры 7 разделяет простые предложения в составе сложного.

Остаётся проверить, какой знак препинания должен стоять на месте цифры 8. Это позиция между подлежащим и сказуемым, которые выражены именами существительными, поэтому на месте цифры 8 должно стоять тире.

После такого пунктуационного анализа необходимо вернуться к формулировке задания и уточнить, на какой знак препинания должны указывать цифры в правильном ответе. В нашем случае это запятые.

Итак, в строке ответа надо записать: 12345679.

 

Анализ типичных ошибок

Выявление грамматической основы

Ошибки, которые допускаются экзаменуемыми при выполнении этого задания, обусловлены слабым знанием теории, что не позволяет правильно производить синтаксический разбор предложения: неверно определяется грамматическая основа, не опознаются второстепенные члены предложения, не различаются однородные члены и простые предложения в составе сложного, не выявляются условия обособления тех или иных синтаксических конструкций и т.д. Это, в свою очередь, приводит к ошибкам в постановке знаков препинания.

Примеры тренировочных заданий

Простое осложнённое предложение

1. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые между однородными членами.

 

1. Я вспоминаю долгие часы работы над рукописью, (1) наши споры, (2) поиски лучшего, (3) радость находок и новых открытий.

2. Мы остановились возле большого каменного дома, (1) огороженного высоким забором, (2) из-за которого доносились чей-то заливистый смех, (3) весёлые возгласы и натужное тявканье щенка.

3. Нельзя воспитать таёжника, (1) если с детства оберегать его от риска, (2) от опасности, (3) от маленьких царапин.

 

2. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном определении или приложении.

 

1. В зрительном зале, (1) отгороженном от сцены занавесом, (2) тоже был полумрак.

2. Картон, (1) бумага, (2) прочий хлам лежали в специальном амбаре,(3) построенном во дворе позади лавки.

3. Через полчаса пароход, (1) оставив после себя пенный след, (2) исчез в море,(3) затянутом сероватой дымкой.

 

3. Прочитайте предложение. Выпишите все цифры, обозначающие запятые при обособленном обстоятельстве.

1. Ребята обратили внимание на машину, (1) которая, (2) подняв облако пыли,(3) неслась по дороге.

2. Река, (1) сжатая с обеих сторон неприступной стеной леса, (2) пенилась, (3) вздымая валы,(4) и стремительно скользила мимо.

3. Девочка, (1) робко передвигая ножки,(2) скользила,(3) поминутно останавливаясь и переводя дух,(4) в своих новеньких «снегурочках» с закрученными носами.

 

Задание № 4. Синтаксический анализ

Краткая характеристика задания

 

В заданиипроверяются знание типов связи слов в словосочетании и грамматические нормы, регулирующие связь главного и зависимого слова в словосочетании.

 

Формулировка задания

Замените словосочетание «деревянная шкатулка», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Рекомендации по выполнению задания

В данном случае проверяется знание типов подчинительной связи, при которой одно слово является главным, другое – зависимым. Необходимо выучить названия типов подчинительной связи: согласование, управление, примыкание; освоить приёмы опознавания этих типов связи в словосочетании, чтобы использовать эти знания и умения при выполнении синонимичной замены.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: