Рекомендации по выполнению задания

Необходимо выбрать правильное объяснение написания указанной в примере буквы. Лишь хорошо зная орфографические правила и имея сформированный навык применения этих правил в практике письма, можно успешно выполнить это задание. Не следует пытаться угадать ответ: буква, слитное / дефисное / раздельное написание могут иногда вспомниться благодаря кинетическому навыку написания слов, зрительной памяти, – но грамматическое правило угадать невозможно.

Орфографических правил очень много, и их сознательное применение требует прочных теоретических знаний в областях:

• морфологии (грамматические признаки разных частей речи),

• морфемики и словообразования (строение слова, способы словообразования),

• лексики (лексическое значение слова, прямые и переносные значения слова и т.д.).

Начинать выполнение задания 5 следует с определения части речи выделенного в примере слова – это сразу позволить сузить круг правил, которые надо вспомнить, чтобы точно оценить верность утверждения, объясняющего правописание приведённого в примере слова.

Затем необходимо сделать морфемный анализ – опознать часть слова, в которой находится орфограмма. Иногда этого бывает достаточно, чтобы применить нужное правило, но чаще всего следует провести и словообразовательный анализ – так, например, устанавливается количество букв Н в суффиксах разных частей речи.

Работайте с каждым примером отдельно. В задании пять примеров, значит, алгоритм надо будет применить пять раз.

 

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте первый пример: выделенное слово и объяснение его написания.

2. Определите, какой частью речи является выделенное слово.

3. Установите, в какой части слова (в приставке, корне, суффиксе, окончании) находится указанное в объяснении орфографическое явление.

4. Если нужно, определите, от какой части речи образовано данное слово.

5. Вспомните правило правописания данной морфемы в установленной вами части речи.

6. Ещё раз прочитайте в примере объяснение написания выделенного слова – проверьте, соответствует ли это объяснение выявленному Вами правилу.

7. Верное объяснение написания выделенного слова является правильным ответом. Запишите его в строку ответа.

 

Комментарий к выполнению задания

(рассуждение по алгоритму при выполнении задания)

По условию задания необходимо указать варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова, и записать номера этих ответов.

В примере 1 объясняется написание приставки ПРИ- в слове ПРИШКОЛЬНЫЙ. Вспомните, что правописание приставок не зависит от принадлежности слова к той или иной части речи и регламентируется особыми правилами. Различать приставки ПРИ- и ПРЕ- помогает лексический анализ: приставки придают слову разный смысл. Приставка ПРИ- имеет значение «расположение вблизи». Слово ПРИШКОЛЬНЫЙ означает «находящийся около школы». Проведите сопоставление найденного Вами объяснения с тем, которое дано в утверждении задания.

Вывод. Объяснение написания приставки верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 2 объясняется правописание буквы Н в слове ПРОЧИТАНА.

Морфемный анализ помогает выяснить, что буква Н находится в суффиксе.

Слово «прочитана» обозначает признак предмета по действию, отвечает на вопрос «Какова?», употреблено в краткой форме. Восстановите полную форму – «прочитанная».

Проведите словообразовательный анализ: слово «прочитанная» образовано от приставочного глагола совершенного вида «прочитать», значит, это страдательное причастие прошедшего времени.

Вспомните правило выбора количества букв Н в краткой форме причастия: «В суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква Н».

Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора количества букв Н в суффиксе краткой формы страдательного причастия прошедшего времени верное, значит, это правильный ответ. Запишите его в строку ответа.

В примере 3 объясняется выбор буквы в приставке слова НИКТО. Для определения части речи этого слова задайте к нему вопрос: «Кто?». На данный вопрос отвечают имена существительные и местоимения. НИКТО – отрицательное местоимение. В отрицательных местоимениях пишутся приставки НЕ- и НИ-. Правило определения написания гласной буквы в этих приставках связано с ударением: под ударением пишется Е, без ударения – И. Сопоставьте с объяснением, данным в утверждении задания.

Вывод. Объяснение выбора буквы в приставке отрицательного местоимения противоречит правилу, значит, этот ответ неверный.

В примере 4 приводится условие написания буквы Ь после шипящего в слове НАМАЖЬ. По вопросу «что сделай?» можно установить не только часть речи – глагол, но и грамматическую форму – повелительное наклонение. Теперь вспомните правило написания буквы Ь после шипящих на конце слов: в этой позиции Ь не обозначает мягкости предшествующего согласного, а служит показателем грамматической формы. В данном случае Ь показывает, что глагол «намазать» употреблён в форме повелительного наклонения.

В примере 5 речь идёт о выборе гласной в корне слова ПОДГОРЕЛ. В русском языке выделяются три типа безударных гласных в корне: 1) проверяемые, 2) непроверяемые и 3) чередующиеся. В данном случае в слове «подгорел» выделяется корень -гор-, который относится к омонимичным корням: гласная может быть проверяемой (гора-горка, горевать- горе) или чередующейся (значение корня в этом случае связано с горением пламени в прямом и переносном смыслах). Слово «подгорел» означает «почернел снизу / с боков из-за действия огня», значит, в этом слове – корень с чередованием гласных. Вспомните правило: «В корне с чередованием -гар-/-гор- в безударном положении пишется буква О». Сопоставьте с данной в утверждении формулировкой.

Вывод. Объяснение выбора буквы в корне слова относится к другому типу корней с безударной гласной, значит, этот ответ неверный.

Итак, в строку ответа надо записать: 12.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: