Краткая характеристика задания

Задание 3 проверяет пунктуационные знания и умения выпускников в расширенном варианте. Перечень пунктограмм представлен в 7 разделе кодификатора. В КИМ 2019 году это были задания 9, 10, 12, 13, 14, которые проверяли знания и умения обучающихся по темам «Обособление определений, дополнений, обстоятельств и приложений», «Вводные конструкции», «Знаки препинания при обращении», «Запятые в сложных предложениях», «Запятые в предложениях с разными видами связи». Задания № 13 и 14 проверяли знаниевый компонент. В ОГЭ-2020 знаниевый компонент заменен на компетентностный: задание № 3 осуществляет контроль за сформированностью навыка постановки запятых в сложных предложениях, части которых представляют собой осложнённые предложения. Так как задание № 2 ‒ это единственное задание на пунктуационный анализ в КИМ 2020 г., то оно проверяет компетенции обучающихся по многим изученным правилам пунктуации. Это задание нацелено на соблюдение преемственности в проверяемых предметных умениях ОГЭ и ЕГЭ.

Для пунктуационного анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений с пропущенными запятыми, тире, двоеточиями, кавычками. Необходимо расставить все знаки препинания, но в ответе записать только те цифры, на месте которых стоит указанный в формулировке задания знак препинания.

 

Формулировка задания

Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.

В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший(8) что Земля –  шар (9) вращающийся вокруг солнца.

 

Рекомендации по выполнению задания

Задание 3 сформулировано таким образом, что для его выполнения требуется сознательное применение теоретических знаний: во-первых, о синтаксических конструкциях русского языка, умение опознавать которые проверялось в задании 2, во-вторых, правил постановки знаков препинания в этих конструкциях.

Необходимо помнить о том, что пунктуация выполняет несколько важных функций:

· интонационную – выражает на письме темп, ритмику и мелодику речи;

· смысловую – облегчает понимание письменного текста;

· грамматическую – обозначает синтаксическое строение текста.

Правильная постановка знаков препинания всегда представляла определённые трудности для школьников, поэтому рекомендуем сначала внимательно прочитать предложение, чтобы «услышать» его интонацию и понять содержание. Расстановка знаков препинания отражает логику предложения, его структуру, значит, следующим шагом должно стать применение знаний синтаксических конструкций и пунктуационных правил.

Алгоритм выполнения задания

1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора, установите его интонацию.

2. Проанализируйте содержание: о чём говорится в предложении.

3. Рассмотрите грамматическую структуру предложения:

· найдите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое;

· определите количество грамматических основ;

· проверьте наличие однородных членов предложения;

· проверьте наличие обособленных членов предложения;

· проверьте наличие конструкций, не являющихся членами предложения;

· проверьте наличие прямой речи, цитат, названий чего-либо, заключённых в кавычки.

4. Обратите внимание на средства связи простых предложений в составе сложного (союзы / союзные слова или их отсутствие).

5. Расставьте знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами.

6. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются знаком препинания, названным в формулировке задания.

7. Запишите в строку ответа цифры, на месте которых ставится знак препинания, названный в формулировке задания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: