Задание 3 проверяет пунктуационные знания и умения выпускников в расширенном варианте. Перечень пунктограмм представлен в 7 разделе кодификатора. В КИМ 2019 году это были задания 9, 10, 12, 13, 14, которые проверяли знания и умения обучающихся по темам «Обособление определений, дополнений, обстоятельств и приложений», «Вводные конструкции», «Знаки препинания при обращении», «Запятые в сложных предложениях», «Запятые в предложениях с разными видами связи». Задания № 13 и 14 проверяли знаниевый компонент. В ОГЭ-2020 знаниевый компонент заменен на компетентностный: задание № 3 осуществляет контроль за сформированностью навыка постановки запятых в сложных предложениях, части которых представляют собой осложнённые предложения. Так как задание № 2 ‒ это единственное задание на пунктуационный анализ в КИМ 2020 г., то оно проверяет компетенции обучающихся по многим изученным правилам пунктуации. Это задание нацелено на соблюдение преемственности в проверяемых предметных умениях ОГЭ и ЕГЭ.
|
|
Для пунктуационного анализа предлагается текст, состоящий из трёх предложений с пропущенными запятыми, тире, двоеточиями, кавычками. Необходимо расставить все знаки препинания, но в ответе записать только те цифры, на месте которых стоит указанный в формулировке задания знак препинания.
Формулировка задания
Расставьте знаки препинания. Укажите цифры, на месте которых должны стоять запятые.
В Александрии работало немало выдающихся ученых (1) среди (2) которых географ и математик Эратосфен (3) сумевший вычислить диаметр Земли с высокой по тем временам точностью (4) математик Эвклид (5) написавший 13 томов «Начал» геометрии (6) астроном Аристарх Самосский (7) почти за две тысячи лет до Коперника установивший(8) что Земля – шар (9) вращающийся вокруг солнца.
Рекомендации по выполнению задания
Задание 3 сформулировано таким образом, что для его выполнения требуется сознательное применение теоретических знаний: во-первых, о синтаксических конструкциях русского языка, умение опознавать которые проверялось в задании 2, во-вторых, правил постановки знаков препинания в этих конструкциях.
Необходимо помнить о том, что пунктуация выполняет несколько важных функций:
· интонационную – выражает на письме темп, ритмику и мелодику речи;
· смысловую – облегчает понимание письменного текста;
· грамматическую – обозначает синтаксическое строение текста.
Правильная постановка знаков препинания всегда представляла определённые трудности для школьников, поэтому рекомендуем сначала внимательно прочитать предложение, чтобы «услышать» его интонацию и понять содержание. Расстановка знаков препинания отражает логику предложения, его структуру, значит, следующим шагом должно стать применение знаний синтаксических конструкций и пунктуационных правил.
|
|
Алгоритм выполнения задания
1. Прочитайте предложение для пунктуационного разбора, установите его интонацию.
2. Проанализируйте содержание: о чём говорится в предложении.
3. Рассмотрите грамматическую структуру предложения:
· найдите грамматические основы, определите, чем выражены подлежащее и сказуемое;
· определите количество грамматических основ;
· проверьте наличие однородных членов предложения;
· проверьте наличие обособленных членов предложения;
· проверьте наличие конструкций, не являющихся членами предложения;
· проверьте наличие прямой речи, цитат, названий чего-либо, заключённых в кавычки.
4. Обратите внимание на средства связи простых предложений в составе сложного (союзы / союзные слова или их отсутствие).
5. Расставьте знаки препинания в соответствии с пунктуационными правилами.
6. Определите синтаксические явления, которые на письме оформляются знаком препинания, названным в формулировке задания.
7. Запишите в строку ответа цифры, на месте которых ставится знак препинания, названный в формулировке задания.