Хотя ТРИЗ чаще всего применяется в решении инженерных задач, для такой дисциплины, как «Цифровая культура» она тоже подходит. Поскольку выходным «продуктом» проектной команды является прежде всего сложный цифровой проект с продуманной механикой и уникальным контентом, то применение адаптированных методик ТРИЗ здесь рассматривается для поиска нестандартных решений с минимумом усилий.
Поэтому из полного комплекса ТРИЗ мы рассмотрим только наиболее применимые к дисциплине «Цифровая культура» элементы, начнем мы с базовых принципов (адаптированных под дисциплину):
1. Принцип объективности законов развития проекта - строение, функционирование и смена вариаций исполнения проекта подчиняется объективным законам. Отсюда следует, что наиболее эффективные решения по созданию и разработка цифрового проекта - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям и эффектам, происходящими от ресурсной базы проекта.
Комментарий: под ресурсной базой подразумевается совокупность временных, материальных, цифровых и человеческих ресурсов, направленных на создание и разработку проекта.
|
|
2. Принцип противоречия - под воздействием факторов, возникающих в ходе создания и разработки цифрового проекта, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных. Проект эволюционирует, преодолевает противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов, которые происходят от ресурсной базы проекта. Отсюда следует, что эффективные решения - это такие решения, которые преодолевают возникающие противоречия.
Комментарий: в цифровом проекте противоречия чаще всего возникают из-за отсутствия у команды налаженной положительной коммуникации друг с другом, не корректной степени компетентности в соответствии с поставленной задачей и отсутствия инструментов регулирования своей деятельности во временных интервалах.
В итоге из трёх ключевых принципов ТРИЗ нам подходят только два (обозначенных выше). Каждый принцип может быть домыслен в зависимости от личного субъективного опыта обучающегося и общего опыта команды цифрового проекта взаимодействия друг с другом. Однако в итоге мы приходим только к одному умозаключению: «Проблемы в ходе работы с цифровым проектом обязательно будут возникать и понимание ТРИЗ поможет их решить».
Поэтому прикладное применение принципов ТРИЗ формируется в методы.
Базовые методы ТРИЗ
Под методами здесь подразумевается прежде всего: «способ достижения решения проблемы». Давайте также рассмотрим адаптированные под дисциплину методы:
|
|
1. Морфологический метод – это метод, который помогает визуализировать развитость текущих параметров и характеристик цифрового проекта (по сути это инфографика по вашему цифровому проекту).
Реализуется он следующими этапами:
a. Создаём таблицу, координатную ось и т.п. где один из диапазонов — это важные на данный момент параметры и характеристики проекта.
b. В каждом диапазоне расписываются возможные способы (в идеале поэтапные) достижения данной характеристики или параметра проекта.
c. Затем производиться процедура «мозгового штурма» и выбирается наиболее оптимальный способ достижения.
Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения проблемы.
2. Метод аналогий – это метод, который основывается на поиске уже существующего способа решения проблемы.
Говоря простыми словами, не стоит «изобретать велосипед» заново. Скорое всего с подобной проблемой уже сталкивались некоторые команды до вас, что означает возможность скопировать их способ решения данной проблемы.
От принципов и методов, переходим к самым прикладным элементам ТРИЗ – инструментам.
Базовые инструменты ТРИЗ
Ключевой инструмент ТРИЗ называется Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). Суть АРИЗа заключается в том, что любая проблема может быт разложена на ряд противоречий (из которых она состоит), которые могут быть последовательно решены рядом логических шагов, выявляющих и устраняющих заключенные в проблему противоречия.
В соответствии с этим утверждением в ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. Наиболее подходящие для нашей дисциплины следующие:
1. Таблица устранения противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.
2. Список стандартов решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.
3. Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков, Оператор РВС и т.д.
В итоге мы разобрали малую часть ТРИЗ, которая способна эффективно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе создания и разработки цифрового проекта.
Контрольные вопросы
1. Что такое ТРИЗ?
2. Какие методы использует ТРИЗ?
3. Как трактуются основные принципы ТРИЗ?
4. Какие основные инструменты ТРИЗ применимы в Вашем цифровом проекте?
Лабораторная работа № 8