Базовые принципы ТРИЗ

         Хотя ТРИЗ чаще всего применяется в решении инженерных задач, для такой дисциплины, как «Цифровая культура» она тоже подходит. Поскольку выходным «продуктом» проектной команды является прежде всего сложный цифровой проект с продуманной механикой и уникальным контентом, то применение адаптированных методик ТРИЗ здесь рассматривается для поиска нестандартных решений с минимумом усилий.

    Поэтому из полного комплекса ТРИЗ мы рассмотрим только наиболее применимые к дисциплине «Цифровая культура» элементы, начнем мы с базовых принципов (адаптированных под дисциплину):

1. Принцип объективности законов развития проекта - строение, функционирование и смена вариаций исполнения проекта подчиняется объективным законам. Отсюда следует, что наиболее эффективные решения по созданию и разработка цифрового проекта - это решения, соответствующие объективным законам, закономерностям, явлениям и эффектам, происходящими от ресурсной базы проекта.

Комментарий: под ресурсной базой подразумевается совокупность временных, материальных, цифровых и человеческих ресурсов, направленных на создание и разработку проекта.

2. Принцип противоречия - под воздействием факторов, возникающих в ходе создания и разработки цифрового проекта, обостряются и разрешаются противоречия. Проблема трудна потому, что существует система противоречий - скрытых или явных. Проект эволюционирует, преодолевает противоречия на основе объективных законов, закономерностей, явлений и эффектов, которые происходят от ресурсной базы проекта. Отсюда следует, что эффективные решения - это такие решения, которые преодолевают возникающие противоречия.

Комментарий: в цифровом проекте противоречия чаще всего возникают из-за отсутствия у команды налаженной положительной коммуникации друг с другом, не корректной степени компетентности в соответствии с поставленной задачей и отсутствия инструментов регулирования своей деятельности во временных интервалах.

    В итоге из трёх ключевых принципов ТРИЗ нам подходят только два (обозначенных выше). Каждый принцип может быть домыслен в зависимости от личного субъективного опыта обучающегося и общего опыта команды цифрового проекта взаимодействия друг с другом. Однако в итоге мы приходим только к одному умозаключению: «Проблемы в ходе работы с цифровым проектом обязательно будут возникать и понимание ТРИЗ поможет их решить».

    Поэтому прикладное применение принципов ТРИЗ формируется в методы.

Базовые методы ТРИЗ

    Под методами здесь подразумевается прежде всего: «способ достижения решения проблемы». Давайте также рассмотрим адаптированные под дисциплину методы:

1. Морфологический метод – это метод, который помогает визуализировать развитость текущих параметров и характеристик цифрового проекта (по сути это инфографика по вашему цифровому проекту).

Реализуется он следующими этапами:

a. Создаём таблицу, координатную ось и т.п. где один из диапазонов — это важные на данный момент параметры и характеристики проекта.

b. В каждом диапазоне расписываются возможные способы (в идеале поэтапные) достижения данной характеристики или параметра проекта.

c. Затем производиться процедура «мозгового штурма» и выбирается наиболее оптимальный способ достижения.

Таким образом, выбирая по одному способу с каждой оси, можно подобрать наиболее верный и оптимальный вариант решения проблемы.

2. Метод аналогий – это метод, который основывается на поиске уже существующего способа решения проблемы.

Говоря простыми словами, не стоит «изобретать велосипед» заново. Скорое всего с подобной проблемой уже сталкивались некоторые команды до вас, что означает возможность скопировать их способ решения данной проблемы.

    От принципов и методов, переходим к самым прикладным элементам ТРИЗ – инструментам.

Базовые инструменты ТРИЗ

Ключевой инструмент ТРИЗ называется Алгоритм Решения Изобретательских Задач (АРИЗ). Суть АРИЗа заключается в том, что любая проблема может быт разложена на ряд противоречий (из которых она состоит), которые могут быть последовательно решены рядом логических шагов, выявляющих и устраняющих заключенные в проблему противоречия.

В соответствии с этим утверждением в ТРИЗ используется ряд инструментов для решения задач. Наиболее подходящие для нашей дисциплины следующие:

1. Таблица устранения противоречий, в которой противоречия представляются двумя конфликтующими параметрами. Эти параметры выбираются из списка. Для каждого сочетания параметров предлагается использовать несколько приемов устранения противоречия. Всего 40 приемов. Приемы сформулированы и классифицированы на основе статистических исследований изобретений.

2. Список стандартов решения задач. Сформулированы стандартные проблемные ситуации. Для разрешения этих ситуаций предлагаются типовые решения.

3. Методы развития творческого воображения. Используется ряд приемов и методов, позволяющих преодолеть инерционность мышления при решении творческих задач. Примерами таких методов являются Метод маленьких человечков, Оператор РВС и т.д.

В итоге мы разобрали малую часть ТРИЗ, которая способна эффективно решить проблемы, которые могут возникнуть в ходе создания и разработки цифрового проекта.

Контрольные вопросы

1. Что такое ТРИЗ?

2. Какие методы использует ТРИЗ?

3. Как трактуются основные принципы ТРИЗ?

4. Какие основные инструменты ТРИЗ применимы в Вашем цифровом проекте?

Лабораторная работа № 8



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: