Место в системе учебных занятий

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ АВТОРА УЧЕБНИКА ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ ДЛЯ СТАРШИХ КЛАССОВ Н.И.ГОРОДЕЦКОЙ.

(ПОД РЕД. Л.Н.БОГОЛЮБОВА)

 

«Тот, кто способен обращаясь к старому,

открывать новое – настоящий учитель»

(Аристотель).

Уважаемые коллеги, учителя истории и обществознания!

Одним из приоритетов российского образования для целей модернизации общества является обеспечение социализации молодого поколения в рыночной среде через освоение учащейся молодежью основных социальных навыков и практических умений в области экономики. Знания о механизмах и законах мира экономики сегодня необходимы каждому, вступающему в самостоятельную жизнь. Реализация современных задач экономического образования школьников способствует формированию у них установки на активное участие в экономической деятельности, базовых социально-экономических компетенций, нравственно ценных ориентиров в этой сфере деятельности, успешному усвоению типичных социальных ролей в экономике. 

Начатый два десятилетия назад путь самоопределения нового учебного предмета «Экономика» до сих пор продолжается поиском научно-педагогической общественности эффективной модели экономического образования школьников. Значительные результаты этого поиска нашли отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте (далее ФГОС) второго поколения, материалы которого дают представление о современных целях и требованиях к результатам экономического образования учащихся. Документ ориентирует педагогический процесс и на применение новых педагогических технологий, интерактивных методов обучения, информационно-коммуникационных технологий. Динамично изменяющаяся экономическая информация требует внимания к наглядности учебного материала. Неотъемлемой частью экономического обучения должна быть работа учащихся с цифровыми образовательными ресурсами, интерактивными таблицами, графиками, учебными слайд-фильмами и т.п.

У Вас в руках еще одно учебное пособие – учебный фильм. Оно является органичным дополнением основного учебника «Обществознание», важной составляющей учебно-методического комплекта по ключевым предметам образовательной области «Человек и экономика» (курс Обществознание для старших классов), значительно расширив содержательные и методические возможности учебного процесса. Это пособие отличает не столько содержание, сколько способы и приемы представления учебного материала.

Учебный фильм является частью учебно-методического комплекта, разработанного в рамках образовательного проекта «Экономическая и финансовая история России». Материалы сериала раскрывают ключевые события социально-экономического развития России на протяжении XIX-XX веков.

Старшеклассникам предлагается познакомиться в увлекательной форме в течение 26 минут с отдельной страницей экономико-финансовой истории страны. Авторы используют для раскрытия темы разнообразные способы: документальная кинохроника, постановочные сцены, игровые эпизоды, комментарии и оценки исторических и политических деятелей, насыщенный наглядный материал. Важное достоинство учебного фильма - тесная связь истории и современности при рассмотрении проблем и противоречий развития экономической и финансовой сферы жизни общества. Что позволяет сделать сюжет фильма актуальным для старшеклассников, готовящимся вступать во взрослую самостоятельную жизнь. Это  единственное на данный момент учебное пособие, в котором наглядно показаны межпредметные связи по таким дисциплинам, как обществознание, литература, история, начиная с 19 века и заканчивая сегодняшним днём. Примером может служить разбор общественных и экономических реалий тех дней на основе произведений «Мертвые души», «Ревизор» Николая Васильевича Гоголя и “Вишневый сад», «Дело скопинского банка» Антона Павловича Чехова. Содержание учебного пособия опирается на полученные учащимися в основной школе экономические знания из курсов литературы, истории, географии, обществознания.

Цель и задачи включения учебных фильмов в образовательный процесс:

- проиллюстрировать наиболее сложные для понимания учащимися разделы учебника, касающиеся экономики и права;

- повысить экономическую, правовую и финансовую грамотность учащихся;

- дать наглядное представление старшеклассникам о становлении и развитии экономической и правовой сферы жизни российского общества в XIX-XX вв., ее проблемах и противоречиях, механизмы решения которых, актуальны и в настоящее время;

- содействовать пониманию учащимися значения экономической политики и методов государственного регулирования рыночной экономики, обеспечивающих реализацию национально-государственных интересов и социальной защиты населения;

- способствовать освоению юношеством рациональной модели поведения и нравственно ценных установок в экономической сфере деятельности;

- воспитать компетентного участника финансово-экономических отношений, мотивированного на посильное и созидательное участие в жизни общества.

Место в системе учебных занятий.

Содержание учебных фильмов опирается на полученные учащимися в основной школе экономические знания из курсов истории, географии, обществознания. Предлагаемые сюжеты также тесно связаны, дополняют и закрепляют знания по следующим темам экономической составляющей обществоведческого курса старшей школы: роль экономики в жизни общества, рыночные отношения в экономике, источники финансирования фирмы, роль финансов в экономике, банковская система, как банки делают деньги, финансовые институты, экономика и государство, экономические функции государства, монетарная и фискальная политика, рациональный потребитель, функции банков, правовые основы предпринимательской деятельности, мировая экономика и т.п.

Учебные материалы фильмов позволят углубить знания по предмету, расширить знания и социальный опыт учащихся в рассматриваемой сфере жизнедеятельности общества, разнообразить виды учебной деятельности. 

Использование содержания фильмов в образовательном процессе и организация самостоятельной работы учащихся на основе этого содержания (методические советы по организации такой работы предложены далее) можно рассматривать как один из факторов успеха в решении актуальной для старшеклассников задачи – подготовка к Единому государственному экзамену по предмету.

Особое значение имеет содержание учебных фильмов, создающее дополнительные условия для реализации важного дидактического принципа социально-гуманитарного образования школьников: принцип сочетания теоретических знаний с конкретными материалами о современном, прежде всего российском обществе. Многочисленные примеры и факты из практической жизни (исторический и современный материал), статистические данные, компетентные и авторитетные мнения, документы, оценки и тенденции социально-экономической и политической жизни общества – это тот материал, который может быть использован учащимися при выполнении различных видов заданий ЕГЭ.

Рассмотрим несколько заданий, в первую очередь высокого уровня сложности части «С» экзаменационной работы. Собственный многолетний опыт анализа результатов выполнения этих заданий российскими школьниками, позволил выявить например следующее: наибольшее затруднение вызвало выполнение задание С6 – требующее приведения примеров или раскрытия теоретического положения (понятия) на конкретных примерах. Низкий процент успешного выполнения задания, значительное число экзаменуемых не приступивших к его выполнению обусловлено, на наш взгляд, не только недостатком их социального опыта, но и слабым владением фактами и примерами из современной российской действительности, способностью связать исторический материал с современными проблемами.

Задание С7 также требует решения творческих задач, отражающих актуальные проблемы и события, происходящие в социальной жизни, умения их анализировать, аргументировать свою точку зрения.

И наконец, наиболее сложное задание экзамена – написание эссе (С9). Здесь также пригодится не только личный социальный опыт, но и собственные примеры, умение раскрыть теоретических положения на соответствующих фактах. Организация обсуждения содержания фильмов, самостоятельной работы учащихся на их основе (проектная работа, ученическое исследование, написание эссе, рефератов) будет способствовать отработке умений учащихся применять полученные знания в незнакомой ситуации, формировать собственную позицию по проблеме, аргументированно ее излагать и отстаивать. Все это поможет подготовиться к успешному выполнению задания экзамена.

Рекомендованная педагогу организация работы учащихся с терминологическим словарем (см. далее), составленном по материалам фильмов, поможет усвоению важных экономических понятий, на выявление знания существенных признаков которых в значительной степени направлено выполнение заданий части «А» и «В» экзаменационного варианта.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: