Варианты организации учебной работы

С учетом уровня подготовки учащихся, резерва учебного времени, выбора варианта тематического планирования учебного курса могут быть использованы различные варианты организации учебной работы.

Вар.1 Урок по планируемой теме курса, включающий объяснение учителя с опорой на текст учебника и обращение к отдельным фрагментам фильма в целях более эффективного усвоения и закрепления изучаемой темы.

Вар. 2. Самостоятельный комбинированный урок на основе учебного фильма, включающий его просмотр и обсуждение материалов по предложенным вопросам, выполнение учебно-познавательных заданий.

Вар.3 Повторительно-обобщающий урок к главе (разделу) учебника «Экономическая жизнь общества». Просмотр фильма (отдельных фрагментов нескольких фильмов) полезно дополнить организацией дискуссии, беседы, обсуждением результатов самостоятельной проектной и исследовательской деятельности школьников, устным сообщением или презентацией, подготовленными по результатам опережающего домашнего задания.

Вар.4 Организация внеурочной деятельности.

Работа с учебными фильмами может быть включена в программу факультативного и элективного курсов, обеспечивающих поддержку профильной (углубленной) подготовки учащихся социально-экономической и гуманитарной направленности.

Организация обсуждения учебного материала.

Предложенные ниже вопросы и задания для обсуждения направлены на решение учителем следующих задач:

- максимально использовать образовательно-воспитательный потенциал учебных фильмов;

- акцентировать внимание на наиболее значимых аспектах содержания;

- отобрать проблемы для обсуждения с учетом уровня подготовки учащихся;

- прогнозировать варианты ответов учащихся и подготовить заранее собственные дополнения, пояснения, выводы, дополнительные примеры, статистические данные по обсуждаемым проблемам;

- установить более тесную взаимосвязь исторического материала с современными проблемами, привлекая социальный опыт учащихся, знание современных фактов социальной действительности;

- помочь учащимся увидеть корни сегодняшних проблем в прошлом;

- успешно реализовать межпредметные связи при обучении.

Вопросы и задания к учебному фильму

«Государственный финансовый контроль».  (Экономика и государство, фискальная и монетарная политика государства, роль экономики в жизни общества, экономические функции государства, правовые основы предпринимательской деятельности)

1. Какие проблемы финансовой сферы жизни российского общества первой половины 19 в. легли в основу сюжета фильма?

2. Охарактеризуйте функции, выполняемые современным органом государственного финансового контроля Счетной палатой. Подготовьте, используя материалы Интернета, устное сообщение (презентацию) о его деятельности.

3. Какие идеи по улучшению финансовой отчетности и по контролю за государственными расходами выдвигал российский реформатор М. Сперанский? Почему они не нашли и поддержки в светском обществе? Актуальны ли эти идеи для функционирования финансовой сферы современного российского государства?

4. Знакомы ли вам случаи поведения государственных служащих, путающих свой карман с государственным? Приведите известные вам примеры правонарушений в использовании государственных средств (коррупция, казнокрадство и др.).

5. Вы узнали о принципах деятельности высших органов финансового контроля, выработанных контролерами всего мира: независимость, объективность, гласность. Объясните их значение для упорядочивания финансовой сферы.

6. Какие меры усиления государственного финансового контроля предпринял царь Александр II? Как повлияли реформы В.А. Татаринова на финансовую систему России?

7. Сравните объекты финансового контроля второй половины 19 в. и современные? Найдите отличия и сделайте необходимые выводы.

8. Дайте оценку предложениям руководителя Счетной Палаты России по борьбе с финансовыми нарушениями и повышению эффективности финансового контроля.

9. Как вы думаете, что имел в виду С.В. Степашин, называя Татаринова «совестью нации»? Какие материалы фильма помогают ответить на этот вопрос.

10. Почему, по вашему мнению, рождаются финансовые пирамиды? Есть ли рецепты по борьбе с этим явлением?

11. Используя знания обществоведческого курса, назовите финансовые институты РФ и приведите примеры государственного регулирования их деятельности.

12. Предложите одноклассникам тему для дискуссии: «Государственный финансовый контроль в условиях мирового финансово-экономического кризиса: кнут или пряник».

13.  Государство в рыночной экономике называют «попечителем общественного интереса». Можно ли рассматривать обеспечение государственного финансового контроля одним из важных способов реализации этой функции государства? Аргументируйте свой ответ.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: