Действенность речи лектора и ее условия

Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) в г. Ялте

Институт филологии, истории и искусств

Кафедра музыкальной педагогики и исполнительства

  УТВЕРЖДАЮ Руководитель ИФИИ ______________А.А. Береснев «____» ___________ 20__ г.  

Методические рекомендации

Организация музыкально-просветительской деятельности студентов в процессе исполнительской практики

 

Направления подготовки: 53.04.06. «Музыкознание и музыкально-прикладное искусство», 53.04.02 «Вокальное искусство», 53.04.01 «Инструментальное искусство», 53.04.03. «Искусство народного пения», 53.04.04. «Дирижирование»

Квалификация (степень) выпускника: магистр

 

Составитель:

Кандидат пед. наук, доцент кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Шинтяпина И.В.

Рассмотрена и утверждена на заседании кафедры музыкальной педагогики и исполнительства

Протокол № 1 от 28 августа 2017г.

Зав кафедрой доктор пед наук, профессор. академик А.В. Глузман_____

                                                            Рассмотрена и утверждена на заседании

                                                            ученого совета ИФИИ

                                                            Протокол № 1 от 29 августа 2017 г.

 

ЯЛТА 2017

УДК 378.147:7.071.2

ББК 74.58+74.266.7

 

Организация музыкально-просветительской деятельности студентов в процессе исполнительской практики

Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов

/ Шинтяпина И.В.

 

Рецензент: Борисенко Т.Г., доцент

 

 

ББК_74.58

                                                                                                              Шинтяпина И.В. 2017 

 

 

Пояснительная записка

Профессиональное развитие студентов в ходе прохождения исполнительской практики является продолжением практической и теоретической работы по освоению музыковедческих теоретических знаний и формированию практических умений и навыков, а также одним из подготовительных этапов к самостоятельной исполнительской и просветительской работе.

       В настоящее время большое внимание уделяется формированию творческих, в том числе и лекторских способностей. Это важная часть музыкального воспитания, эффективный способ формирования всесторонне развитой, духовно богатой, творческой личности. Будущий учитель музыки и музыкальный воспитатель в дошкольных учреждениях должен быть готов к работе в этом направлении с детьми. Подготовкой к такой практической работе и служат методические рекомендации.

       Коллективное творчество синтезирует эмоции и настроения отдельных людей, представляя собой живой процесс создания освоения музыкального произведения, в противовес авторской «канонической» редакции. Благодаря творческому коллективу отдельная личность может всесторонне проявить себя. Воспитание в творческом коллективе оказывает глубокое эмоциональное воздействие на всех его членов. Внедрение творческих методов работы и сам процесс обучения как форма творческой работы со студентами является более эффективной, поскольку развивающее обучение охватывает всех без исключения студентов, независимо от их способностей, имеющихся навыков, а также наличия ярких творческих дарований.

 

Основной материал

Рассмотрим последовательность профессиональных творческих упражнений, ко­торая сложилась на основе практического опыта работы и может быть рекомендована для разных ступеней обучения и развития студентов цикле вокально-хоровых дисци­плин.

Творческие упражнения должны носить систематический и целенаправленный характер. Развитию практических лекторских навыков следует посвящать основную часть практических занятий, групповые формы работы нужно комбинировать с индивидуальной и самостоятельной работой студентов.

Действенность речи лектора и ее условия.

Главная задача лектора – передать средствами звучащей речи воплощенную в художественные образы, эмоционально насыщенную мысль литературного произведения с целью воздействовать на слушателей в определенном направлении. Между лектором и слушателями должны установиться отношения взаимодействующих партнеров. Для этого нужно в первую очередь, чтобы в основе речи был определенный волевой посыл, обращенный к слушателям, стремление убедить их в чем-то, зажечь каким-либо чувством, побудить их к определенным поступкам, т. е. воздействовать в желательном направлении на их мысли, чувство и волю. Краткую формулировку намерений испол­нителя (преимущественно через посредство глагола «хочу») принято назы­вать «установлением исполнительской задачи». К. С. Станиславский называл эту конечную задачу — «главную всеобъемлющую цель, притягиваю­щую к себе все без исключения задачи, вызывающую творческое стремле­ние двигателей психической жизни и элементов самочувствия артиста-роли», — сверхзадачей.

Для того чтобы речь была действенной, исполнителю необходимо точно понимать цель своего чтения. Всякий чтец, выступающий с каким-либо произведением, должен ясно представлять себе, зачем он его испол­няет. Верная це­ленаправленность исполнения может возникнуть лишь в результате глубокого, всестороннего понимания исполняемого.

Лектор должен определить тему произведения, т. е. обобщить в сжатой формулировке, о чем, о каком жизненно важном вопросе, о каком круге явлений, требующих осмысления, о какой, иными словами, проблеме идет в нем речь. Исполнитель не может не дать себе отчета в том, какова идея, т. е. руководящая мысль автора, его решение проблемы, заключенной в теме, в чем творческая взволнованность данного произведения.

Вместе с тем лектор настолько должен усвоить, «увидеть» последова­тельность действий и картин, чтобы уметь вкратце передать события, взаимодействия героев, из которых складывается развивающееся действие или сюжет произведения. Он должен охарактеризовать образы героев, понять авторскую оценку каждого из них, мотивировку их мировоззрения и поступков, приводящих к конфликту, который лежит в основе сюжета. Надо понять творческий образ автора, стиль эпохи, жанр и стиль самого произведения. Разбор и осмысление текста — необходимый подготовительный этап в работе исполнителя; осмысленность — важнейшее условие действенности речи чтеца.

Действенность речи — сложное искусство. Подобно тому как живописец раздельно изучает законы перспективы, рисунок, цвет и т. д., мастер слова должен детально изучать все элементы выразительности, чтобы в совер­шенстве применять их для достижения поставленной художественной задачи.

Мысль и смысл

В речи надо различать мысль и смысл. Мысль определяется грамма­тически организованным сочетанием слов. Смысл определяется намерением: одна и та же мысль может в устах разных лиц и даже одного лица приобретать различный смысл в зависимости от того, зачем, с какой целенаправленностью, в какой обстановке, с каким внутренним состоянием (чувством, настроением) она произносится.

Множественность смысловых оттенков слова интересно раскрывает артистка С. Бирман: «Слово „здравствуйте» может скрывать в себе десятки, сотни разных оттенков чувств.

Поссорившиеся люди — один говорит другому: „Здравствуйте", и оно может прозвучать как «Прости меня». И другой в ответ: «Здравствуй­те» — «Я не сержусь, прощаю» или же «Нет, не прощу никогда, уходи». Или — зависимый человек: «Здравствуйте» — «Обратите внимание, и я су­ществую» и т. д. «Здравствуйте» может прозвучать как угроза...

Другой пример: «Последний снег тает». Объективная мысль этого предложения совершенно ясна. Однако субъективный смысл его может быть многообразен:

1. Эти слова произносит наблюдатель-метеоролог, занося их в дневник погоды (смысл: объективное установление факта).

2. Эту фразу произносит директор МТС, которого наступление весны застало врасплох (смысл: ах, черт возьми, уже весна!).

3. Их же произносит страстный лыжник (смысл: какая жалость, прощай лыжи!).

4. Эти слова произносит любитель гребли (ура! скоро на воду!).

5. Это ответ на предложение надеть валенки (ну вот еще, на что они мне?).

Многообразное изменение одного и того же грамматического предло­жения осуществляется сменой интонаций. Интонация может осмыслить даже такие словосочетания, которые в написанном виде не выражают никакой мысли. Научный язык книги сводит роль интонации к минимуму. Наоборот, крайне взволнованный человек зачастую передает свое состояние в гораздо большей мере тем, как он произносит слова, чем их непосредственным значением.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: