double arrow

Семинар 2. Проблема познания в философии (2 часа)

1. Познание как отражение и творчество. Понимание и объяснение.

2. Диалектика чувственного и рационального в познании. Эмпирический и теоретический уровни познания.

3. Основные концепции истины. Проблемы классической концепции истины.

4. Структура научного знания, его методы и формы. Критерии научности. Развитие научного знания.

                        Дополнительные вопросы к семинарам

1. Что имел в виду И. Кант, когда говорил, что сто талеров в кармане и сто талеров в воображении – вещи весьма различные? В чем отличие материального и идеального?

2. Латинские слова «мыслить» и «совместно работать»– однокорневые. Случайно ли это?

3. Понятие сознания появилось в Новое время. Какие понятия ему предшествовали?

4. Применимо ли понятие «стрела времени» к сознанию?

5. Что такое физикализм? Какие аргументы высказывают сторонники физикализма в пользу своих идей? В чем смысл «теории тождества»?

6. Если сознание не материально, то как оно нам дано?

7. Как мы можем узнать, что другое живое существо обладает сознанием и можем ли?

8. В знаменитом стихотворении Ф.И. Тютчева есть строка «мысль изреченная есть ложь». Как вы понимаете эти слова?

9. Является ли успешное прохождение теста Тьюринга адекватным критерием для того, чтобы констатировать наличие у машины сознания? Какие аргументы высказываются «за» и «против» теста Тьюринга?

10. Что такое «аргумент китайской комнаты»? Какие возражения существуют против аргумента китайской комнаты?

11. Какие социальные и философские проблемы связаны с созданием искусственного интеллекта?

12. Ф. Энгельс писал, что если бы наши предки всегда находили орудия труда готовыми в природе, их мозг никогда не развился бы до человеческого. Почему, с точки зрения Энгельса, изготовление орудий труда стало определяющим фактором антропогенеза?

13. В чем состоят основные проблемы классической теории истины?

14. Известный математик А. Пуанкаре выступал в качестве сторонника конвенциональной концепции истины. Как вы думаете, оказала ли влияние специальность Пуанкаре на его представление об истине и если оказала, то какое?

15. Почему У. Джеймс, будучи психологом, был также ярким сторонником прагматизма? Есть ли связь между психологией и прагматическим пониманием истины?

16. Сторонник «методологического анархизма» П. Фейерабенд полагал, что развитие науки парадоксальным образом связано с нарушением принятых в определенный период времени стандартов рациональности. Прав ли был Фейерабенд и почему?

17. Основным методом современного естествознания со времен Галилея является эксперимент. Какой метод являлся доминирующим в физике Аристотеля?

18. Как связаны (и связаны ли вообще) научная и промышленная революция Нового времени?

19. Нужна ли философия науки для развития естествознания?

20. В каком смысле наука субъективна?

21. Какова роль личности в развитии науки?

22. Можно ли научиться творить новые научные идеи?

23. Почему некоторые естествоиспытатели пишут философские труды?

24. Возможен ли компромисс в науке?

25. Должен ли ученый нести ответственность за применение результатов своего труда?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Как определяется сознание в философии?

2. Назовите основные позиции по вопросу о соотношении сознания и мозга. Укажите основные аргументы «за» и «против».

3. М. Хайдеггер говорил, что язык – это дом бытия. Как вы понимаете это выражение?

4. Какие социальные проблемы порождает возможность создания искусственного интеллекта?

5. Разъясните выражение: «Гносеологический образ – это единство объективного и субъективного».

6. Д. Юм считал, что не существует доказательства в пользу того, что физические объекты – это нечто большее, чем просто образы, рожденные сознанием. Какая позиция здесь представлена?

7. Что такое представление как форма чувственного познания? В романе братьев Стругацких «Понедельник начинается в субботу» есть эпизод, в котором начинающий волшебник пытается материализовать чашку кофе и бутерброд с колбасой. И терпит при этом сокрушительное поражение. Почему?

8. Перечислите основные концепции истины.

9. В чем состоят основные трудности классической концепции истины?

10. Что означает выражение: «истина – дочь времени»?

11. Какие основные виды познания выделяются в гносеологии? В чем состоит специфика научного познания?

12. Кто из философов Нового времени был ярко выраженным эмпириком, а кто – рационалистом? Назовите имена.

13. Каковы сильные и слабые стороны эмпиристской методологии познания?

14. Каковы сильные и слабые стороны рационалистической методологии познания?

15. В чем сущность экспериментального метода? Почему он возник в Новое время?

16. Назовите основные шаги познавательного процесса в рамках применения экспериментального метода.

 

               Сюжеты для интеллектуальных игр

Эрик Берн, автор знаменитой книги «Игры, в которые играют люди», писал, что умение найти разумный компромисс между эмоциями и разумом является показателем умственного развития индивида. Согласны вы с ним или не согласны? Обоснуйте свой ответ.

Разделите группу на сторонников той и другой точек зрения. Проведите опрос, дискуссию, подведите итоги.

Испанский философ Х. Ортега-и-Гассет в книге «Восстание масс» пишет об ученом XX века, что наука – основа нашей цивилизации – автоматически превращает его в человека, не выделяющегося из общей массы людей, делает из него современного дикаря, невежественного в отношении всего, что не входит в круг его знаний и его специальности. Согласны ли вы с эти высказыванием? Что необходимо для того, чтобы современный ученый не был ученым невеждой?

Разделите группу на сторонников различных точек зрения. Проведите опрос, дискуссию, подведите итоги.

Темы рефератов

1. Эволюция представлений о сознании в истории религии, науки и философии.

2. Дуалистическая концепция соотношения сознания и тела Рене Декарта.

3. Дискуссии о соотношении сознания и тела в современной аналитической философии.

4. Понятие бессознательного в философии и психологии.

5. Проблема искусственного интеллекта в современной философии.

6. Аргумент «китайской комнаты» Серла и его критика.

7. Модель сознания Р. Пенроуза. Дискуссия Пенроуза и Хокинга по проблеме сознания.

8. Мысленные эксперименты в современных дискуссиях по проблеме сознания.

9. Самосознание и этапы его формирования.

10. Логические парадоксы в классической концепции истины.

11. Семантическая концепция истины А. Тарского.

12. Сциентизм и антисциентизм в философии.

13. Концепция «исследовательских программ» И. Лакатоса и философия науки Т. Куна: сравнительный анализ.

14. Концепция «эпистемологического анархизма» П. Файерабенда.

15. Научное и мифологическое сознание: различие и связь.

16. Физика и философия Р. Декарта и их связь друг с другом.

17. Философские взгляды А. Эйнштейна.

18. Классическое и современное понятие науки.

19. Основные теоретические понятия химии и их философское значение.

20. Философские основания естественных наук.

21. Структура и функции научной теории

22. Философский смысл принципа дополнительности.

23. Понятие научного метода.

24. Основные этапы развития науки.

25. Сущность экспериментального метода.

26. Этические проблемы современной науки.

 

Основная литература

 

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. С. 337–377.

Голубинцев В.О., Данцев А.А., Любченко В.С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Васильев В. Мозг и сознание: выход из лабиринта // Вопросы философии. № 1. 2006. С. 67–79.

Стёпин В.С. Теоретическое знание. М., 2000.

Дубровский Д. И. Сознание, мозг, искусственный интеллект. М., 2007

                            Дополнительная литература

Абишев К. Мышление и бытие //Вопросы философии. 2014. № 3.

Бэкхерст Д. Формирование разума. М., 2014.

Бассин Ф. В. Проблема «бессознательного». М., 1968.

Белов В. А. Ценностное измерение науки. М., 2001.

Бор Н. Атомная физика и человеческое познание. М., 1961.

Бор Н. Философия естествознания и культуры народов. Дискуссии с Эйнштейном по проблемам теории познания в атомной физике // Н. Бор. Избр. науч. труды. М., 1971.

Борн М. Размышления и воспоминания физика. М., 1977.

Бройль Луи де. Революция в физике. М., 1965.

Бэкхерст Д. Формирование разума. М., 2014.

Вавилов С. И. Исаак Ньютон. М., 1987.

Васильев В.В. Мозг и сознание: выход из лабиринта // Вопросы философии. 2006. № 1.

Васильев В. В. Трудная проблема сознания. М., 2009.

Вернадский В. И. О науке. Научное знание. Научное творчество. Научная мысль. Дубна, 1997.

Вернадский В. И. Труды по общей истории науки. М., 1988.

Вольф Р. О философии. М.: Аспект Пресс, 1996. С. 269–316.

Гайденко П. П. Эволюция понятия науки. М., 1980.

Галилео Галилей. Диалог о двух системах мира. М., 1967.

Гейзенберг В. Физика и философия. Часть и целое. М., 1989.

Гейзенберг В. Часть и целое: Беседы вокруг атомной физики. М., 2010.

Горохов В.Г., Розин В.М. Введение в философию техники. М., 1998.

Гулыга А. В. Кант. М., 1977.

Деннет Д. Онтологические проблемы сознания. М., 1998.

Джуа М. История химии. М., 1966.

Дубровский Д. И. О классических подходах к проблеме сознания. Актуальные аспекты // Философские науки. 2008. №12.

Золотов Ю.А. Делающие науку. Кто они? Из записных книжек. М., 2012.

Ильин В. В. Теория познания. М., 1993.

Ильенков Э.В. Проблема идеального // Вопросы философии. 1979. № 6,7.

Канке В. А. Основные философские направления и концепции науки: Итоги ХХ столетия. М., 2000.

Капра Ф. Дао физики. СПб., 1994.

Кирсанов В.С. Научная революция ХVII века. М., 1987.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.

Кузнецов Б. Г. Развитие физических идей от Галилея до Эйнштейна в свете современной науки. М., 2010.

Кузнецов В. И. Диалектика развития химии. М., 1973.

Лекторский В. Эпистемология классическая и неклассическая. М., 2001.

Льоцци М. История физики. М., 1970.

Нагель Т. Что все это значит? Очень краткое введение в философию. М., 2001.

Марков А. Эволюция человека: в 2 кн. Кн. 2: Обезьяны, нейроны и душа. М., 2012.

Метлов В.И. Основания научного знания как проблема философии и методологии науки. М., 1987.

Михайлов И. «Искусственный интеллект» как аргумент в споре о сознании // Эпистемология и философия науки. 2012. Т. XXXII, №2. С. 107–122.

Новиков А. С. Научные открытия (типы, структура, генезис). М., 2007.

Пенроуз Р. Новый ум короля. М.: Едиториал УРСС, 2003.

Пинкер С. Субстанция мышления. Язык как окно в человеческую природу. М., 2013.

Планк М. Единство физической картины мира. М., 1986.

Пуанкаре А. О науке. М., 1983.

Руденко А. П. Теория саморазвия открытых каталитических систем. М., 1969.

Семенов Н. Н. Наука и общество. М., 1973.

Суинберн Р. Есть ли Бог? М., 2001.

Тоффлер Э. Третья волна. М., 1999.

Уилсон Р. А. Новая инквизиция. СПб., 2001.

Фейерабенд П. Наука в свободном обществе. М., 2010.

Фейнман Р. Характер физических законов. М., 1968.

Чалмерс Д. Сознающий ум. В поисках фундаментальной теории. М., 2013.

Черемных Н.М. Химия на рубеже веков // Исторический вестник. 2006. № 19.

Чуприкова Н. И. Психика и сознание как функции мозга. М., 1985.

Шамотин С. М. Искусственный интеллект. М., 1985

Эйнштейн А., Инфельд Л. Эволюция физики. М., 1965.

Эйнштейн А. Соч.: в 4 т. Т.4. М., 1967.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: