double arrow

Семинар 1. «Философия истории и общества» (2 часа)


1. Эволюция философского понимания общественной жизни и ее истории.

2. Циклические концепции исторического процесса (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, А. Тойнби, Л.Н. Гумилев).

3. Прогрессистская модель развития общества. Критерии и формулы прогресса. Теория информационного роста. Конец истории?

4. Культура и цивилизация. Глобальные проблемы современности.

5. Духовная жизнь общества: политика, право, мораль, религия, искусство.

 

 

Дополнительные вопросы к семинару

 

1. В чем отличие природы и общества? Назовите основные отличительные признаки.

2. Возможна ли наука об обществе?

3. Как соотносятся друг с другом человек и общество?

4. Социальные институты – семья, производственный коллектив, профсоюзы… Продолжите этот список.

5. Чем отличаются всеобщая история человечества и философия истории?

6. Какую концепцию истории выразил греческий драматург Софокл: «Нынче горе, завтра счастье – как Медведицы небесной круговорота извечный ход»?

7. Почему немецкий культуролог Оствальд Шпенглер назвал западно-европейскую культуру фаустовской?

8. Какая идея объединяет культурологическую концепцию истории О. Шпенглера и цивилизационную концепцию А. Тойнби?

9. Гегель внес в формулу прогресса свободу. Как понимал свободу Гегель?

10. Одна из работ социолога Питирима Сорокина называется «Социологический прогресс и принцип счастья». Можно ли счастье вносить в формулу прогресса?

11. Назовите основные признаки информационного общества?

12. Какие проблемы современности являются глобальными?

13. Каковы основные признаки государства?

14. В чем отличие понятий «государство» и «гражданское общество»?

15. Можно ли устранить государство? И если нет – обязаны ли мы ему подчиняться?

16. Возможно ли гражданское общество без правового государства?

17. Что такое толерантность? Вы считаете себя толерантным человеком? Это природное качество или его можно воспитать?

18. Может ли либеральная демократия выжить в современном мире?

     19. Каковы особенности политики в информационном обществе?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Впишите в пропущенные места противоположные характеристики природы и общества:

 

Природа                                              Общество




животные                                          …………..

бессознательное                               ……………

…………………                                индивидуальное

……………….                                      свобода, воля

   

2. Немецкий философ О. Шпенглер писал: «Мироощущение античного человека было лишено исторического чувства. То, что грек называл космосом, было картиной мира не становящегося, а сущего». Прокомментируйте это высказывание. Существовало ли понятие истории в античной культуре?

3. Охарактеризуйте теорию круговорота локальных, замкнутых цивилизаций английского историка Арнольда Тойнби. Чем она отличается от других теорий исторического круговорота?

4. Разделял ли прогрессистскую трактовку истории немецкий философ Карл Ясперс? В чем он видит смысл и назначение истории?

5. Какие ловушки и проблемы подстерегают нас в информационном обществе?

6. Государство подчиняет себе граждан, командует ими, отбирает у них деньги в форме налогов и других поборов. Чем же оно в таком случае отличается от шайки разбойников или рэкетиров?

7. Можно ли определить политику как форму взаимодействия между теми, кто управляет, и теми, кем управляют?

8. Французский социалист, теоретик анархизма П. Ж. Прудон считал, что причинами насилия и социального хаоса являются не индивиды и не группы индивидов, а само государство. Были ли у него основания так считать?



9. Вождь итальянского фашистского движения Бенито Муссолини писал в книге «Доктрина фашизма»: «…для фашиста все – в государстве, и ничто человеческое или духовное, если оно имеет хоть какую-то ценность, не существует вне государства». Прокомментируйте это высказывание.

10. Как соотносятся власть и нравственность? Можно ли говорить об их взаимодействии?

11. Назовите основные признаки демократии. Развитая юридическая система является сама по себе признаком демократии?

12. Охарактеризуйте особенности связи политики и экономики в современном обществе.

 13. Какова история фашизма? Есть ли фашизм в настоящее время и, если да, что он собой представляет?

14. Отличается ли государственное устройство в США и в России по форме правления, территориальному устройству, политическому режиму?

Темы рефератов

 

1. Географический детерминизм и его эволюция.

2. Приключения геополитики в XX веке.

3. Геополитическая философия Л.Н. Гумилева.

4. Геополитические сны В.В. Жириновского.

5. Особенности информационной цивилизации.

6. Устарела ли марксистская модель общества и истории?

7. Формула прогресса и принцип счастья.

8. Работа Ф. Фукуямы «Конец истории» – наука или провокация?

9. Демократия: история, теория и практика.

10. Современная Россия: демократия или олигархия?

11. Социализм и христианский социализм.

12. Социология М. Вебера.

13. Социально-политическая философия Франкфуртской школы.

14. Учение о государстве в марксизме.

15. Социал-демократический вариант общественного развития.

16. Современные футурологические концепции.

17. Книга Н. Макиавелли «Государь» как пособие для современных политиков.

18. Власть и политика: мифы и реальность.

 

Основная литература

                                

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Барулин В.С. Социальная жизнь общества. М., 1989.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: