Дополнительная литература

Бердяев Н. А. Смысл истории. М., 1990.

Власова В.Б. Человек как творец социальной сферы // Философские науки. 2009. № 4.

Гаджиев К. С. Тоталитаризм как феномен XX века // Вопросы философии. 1992. № 2.

Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера земли. М., 1987.

Гумилев Л. Н. История людей и история природы. М., 1993.

Ильин И. А. О монархии и республике // Вопросы философии. 1991. № 5.

История фашизма в западно-европейских странах. М., 1978.

Канетти Э. Масса и власть. М., 1997.

Киселев Г. С. «Тайна прогресса» и возможность истории // Вопросы философии. 2009. № 2.

Киселев Г. С. История как бытие // Вопросы философии.2014. № 4.

Колганов А.И. Цивилизационный подход и «белые пятна» марксизма: Восток, Запад и «рынок как общечеловеческая ценность» // Вопросы философии. 2014. № 11.

Моисеев Н. Н. Человек и биосфера. М., 1990.

Момджян К. Х. Социум, общество, история. М., 1994.

Мотрошилова Н. В. О современном понятии гражданского общества // Вопросы философии. 2009. № 6.

Общество и природа. Исторические этапы и формы взаимодействия. М., 1981.

Оруэлл Дж. «1984» и эссе разных лет. М., 1989.

Панарин А.С. Философия политики. М., 1994.

Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

Табачков А.С. Информационное общество в контексте истории /Вопросы философии. 2014. № 10.

Тойнби А. Постижение истории. М., 1991.

Цивилизация: прошлое, настоящее и будущее человека. М., 1988.

Шпенглер О. Закат Европы. Очерки морфологии мировой истории. Т. 1. М., 1993. Т. 2. М., 1998.

 

Тема 5. Философские проблемы техники и технологии

(лекции – 2 часа, семинары – 2 часа)

 

Проблема соотношения науки и техники. Социальные последствия научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Этические и экологические императивы развития науки и техники. Этическая ответственность ученого, ее необходимость и границы.

Науки естественные, гуманитарные и технические: различие и связь. Инженерная деятельность как профессия. Виды инженерной деятельности: изобретательство, конструирование, проектирование.

Технико-технологическое знание и его особенности. Эволюция, цели и задачи химической технологии. Специфика химико-технологического знания: фундаментальное и прикладное, эмпирическое и теоретическое.

 

Семинар. Философские проблемы техники и технологии (2 часа)

 

1. Соотношение науки, техники и технологии.

2. Социальные последствия научно-технического прогресса. Сциентизм и антисциентизм. Науки естественные, гуманитарные и технические.

3. Этические и экологические императивы развития науки и техники.

4. Эволюция, цели и задачи химической технологии.

 

 

Дополнительные вопросы к семинару

 

1. Можно ли определить технику как совокупность артефактов?

2. Мы привычно говорим «научно-техническое». Почему не «техно-научное»?

3. Почему, по мнению М. Хайдеггера, сущность техники не есть нечто техническое?

4. Мартин Хайдеггер писал, что через технику человек отказывается от своего подлинного существования. Развитие техники ведет человека ко все более неразрешимым проблемам. Прокомментируйте эту мысль Хайдеггера.

5. Каковы отрицательные последствия развития техники?

6. Является ли нейтральной в этическом отношении техническая деятельность человека?

7. Что такое техно-гуманитарный баланс?

8. Можно ли определить техническое знание как приложение естествознания к решению различных инженерных задач?

9. Как можно определить специфику инженерной деятельности?

10. Что является основой взаимосвязи химии и химической технологии?

11. Когда возникла химическая технология как наука и учебная дисциплина?

Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Почему в античной культуре наука и техника рассматривались как принципиально различные виды деятельности?

2. Техник, технолог, инженер: общее и особенное в этих профессиях.

3. Какие ученые сделали значительный вклад в развитие техники?

4. В работе «Человек и машина» русский философ Н.А. Бердяев анализирует следующий парадокс: без техники невозможна культура, с нею связано само возникновение культуры. В то же время окончательная победа техники, вступление в техническую эпоху влечет культуру к гибели. Почему? Проанализируйте эту мысль, взяв за основу работу Н.А. Бердяева.

 5. Отличаются ли по структуре и содержанию техническое и научное знание?

6. Можно ли утверждать, что техническая теория создает реальность, в то время как научная теория только исследует и объясняет ее?

7. Правильно ли утверждение о том, что химия изучает фундаментальные законы химического взаимодействия и создает методы синтеза новых соединений, а химическая технология – лишь обеспечивает их «промышленное оформление»?

8. Что такое технократизм как социокультурное явление?

 

Темы рефератов

1. Специфика технического знания.

2. «Тэхнэ» и наука в античной культуре.

3. Философия науки и техники в эпоху Возрождения и Нового времени.

4. Техника и общественные отношения.

5. Антропология и философия техники.

6. Техника и политика.

7. Особенности техники в информационном обществе.

8. Социальные последствия научно-технического прогресса.

9. Технократизм как социокультурное явление.

10. Техника и этика.

11. Взаимосвязь химии и химической технологии.

12. Становится ли химическая технология фундаментальной наукой?

 

Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Спиркин А.Г. Философия. М.: Гардарики, 2007.         

Степин В.С., Горохов М. А, Розов М. А. Философия науки и техники. М., 1995.

Канке В. А. Философия. М., 2010.

Горохов В. Г. Концепции современного естествознания. М., 2003.

Бердяев Н. А. Человек и машина (Проблемы социологии и метафизики техники) // Вопросы философии. 1985. № 2.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: