Акчурин И.А. Новая фундаментальная онтология и виртуалистика // Вопросы философии. 2003. № 9.
Алиева К. М., Тишин А. И., Иманакунов Б. И. Философия, химия, синергетика: к исследованию проблемы сложности. Бишкек: Илим, 2002.
Аристотель. Физика. О небе. О возникновении и уничтожении. Соч.: в 4 т. Т. 3. М., 1981.
Аршинов В. И. Синергетика конвергирует со сложностью // Вопросы философии. 2011. № 4.
Ахундов М. Д. Концепции пространства и времени: истоки, эволюция, перспективы. М., 1982.
Ахутин А. В. Понятие «природа» в античности и в Новое время. М., 1988.
Грюнбаум А. Философские проблемы пространства и времени. М., 2003.
Клишина С. А. Универсальная история и эволюционная химия // Исторический вестник РХТУ им. Д. И. Менделеева. М., 2010. Вып. № 32.
Концепции самоорганизации в исторической перспективе. М., 1994.
Корсунцев И. Г. Является ли объективной виртуальная реальность? М., 2000.
Левин Г.Д. Что есть вероятность? // Вопросы философии. 2014. № 2.
Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., 1990.
Найдыш В. М. Концепции современного естествознания для вузов. М., 2008.
Ненашев М.И. Антропный принцип и проблема наблюдателя // Вопросы философии. 2012. № 4.
Пригожин И. Р., Стенгерс И. Порядок из хаоса. М.: Прогресс, 1986. 432 с.
Пригожин И. Философия нестабильности // Вопросы философии. 1991. № 6.
Сеземан М. Проблема идеализма в философии // Вопросы философии. 2012. № 4.
Степин В. С., Кузнецова Л. Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М., 1994.
Философия естественных наук. Гл. 4,5,9. М., 2006.
Хайдеггер М. Бытие и время. М., 1997.
Черемных Н. М. Образы времени в культуре и науке. Тюмень, 1997.
Тема 2. Философские проблемы сознания и познания
(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)
Общее понятие о гносеологии как разделе философии. Субъект и объект познания.
Проблема сознания в философии. Понятия «душа», «дух» и «сознание» в истории философии. Сознание и мозг. Человек и компьютер. Проблема создания искусственного интеллекта. Становление сознание в процессе филогенеза человека. Сознание и язык. Гипотеза лингвистической относительности Сепира–Уорфа. Этапы формирования самосознания.
Проблема познания в философии. Вопрос о принципиальной возможности познания мира: агностицизм, скептицизм, гносеологический оптимизм. Проблема критериев истины. Классическая, когерентная, конвенциональная и прагматическая концепция истины. Эмпирический и теоретический уровни познания. Эмпиризм и рационализм. Виды познания.
Философия науки. Специфика научного познания. Основные проблемы философии науки. Научные факты, законы, теории. Наука как система и ее элементы. Последствия научно-технического развития и проблемы научной этики. Проблемы научной коммуникации. Развитие научного знания и глобальная научная революция XVII века. Экспериментальный метод в научном познании. Логические формы научного знания. Диалектика эмпирического и теоретического в научном познании.
Семинар 1. Проблема сознания в философии (2 часа)
1. Понятие сознания. Сознание как идеальное. Сознание и мозг.
2. Социальные и культурные основания идеального. Роль труда в становлении сознания.
3. Сознание и язык. Функции языка в обществе.
4. Сознание и самосознание. Формы самосознания. Рефлексия как форма самосознания.
5. Человеческое сознание и проблема искусственного интеллекта.