double arrow

Тема 3. Проблемы человека в философии


(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

Человек как предмет философского анализа в истории философии. Происхождение человека: природные и социальные условия антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство. Биология человека в эпоху НТР. Человек в информационной цивилизации.

Человек в системе социальных связей. Сущность человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Индивид, индивидуальность, личность.

Смысл жизни и предназначение человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Насилие и ненасилие. Движение ненасилия, его судьба и роль в современной жизни. Цели и ценности. Свобода воли и ответственность личности. Нравственные, религиозные, эстетические ценности. Свобода совести. Мораль, справедливость, право.

Современная философская антропология. Интеграция знаний о человеке. Иррационалистическая трактовка человека. Человек в философии постмодернизма.

 

           Семинар 1. «Происхождение и сущность человека» (2 часа)

 

1. Философские проблемы антропосоциогенеза.

2. Проблема биологического и социального в человеке.

3. Человек, индивид, личность.

4. Биология человека в эпоху НТР. Компьютерная цивилизация и биология человека.

 

           Семинар 2. «Человек и ценности» (2 часа)

 

1. Учение о личности. Свобода и ответственность.

2. Место и роль ценностей в жизни человека. Эстетические и нравственные ценности. Религиозные ценности и свобода совести.

3. Смысл человеческого бытия. Жизнь, смерть, бессмертие.

 

           Дополнительные вопросы к семинарам.

 

1. Аристотель писал, что человек – это политическое животное. Исчерпывается ли сущность человека таким определением?

2. Какие поэтические определения человека вы знаете?

3. Разделены ли по времени антропогенез и социогенез?

4. Ницше писал, что человек произошел от больной обезъяны. Что имел в виду Ницше?

5. Какая концепция человека отражена в антиутопии писателя Хаксли «О, дивный, новый мир»?

6. Как назвал современного человека Герберт Маркузе в одноименном трактате? Что он имел в виду?

7. Что означает феномен «массового человека» в современной философии и культуре?




8. Итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что преступники обладают врожденными анатомо-физиологическими предопределенностями. О каких предопределенностях будущих преступников писал Ломброзо и какую концепцию в трактовке человека он представлял?

9. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.

10. Согласно распространенной трактовке утилитаризма, лучше быть счастливой свиньей, чем несчастливым философом. Вызывает у вас такая мысль протест? Если – да, то почему?

11. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?

12. Означает ли факт частого нарушения правил и канонов этики, что эти правила не являются истинными?

13. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?

14. Способность человека думать о своей смерти – это признак малодушия или смелости?

15. Что такое аксиология?

16. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?

17. Каков вклад Канта в учение о ценностях?

18. От чего зависит переоценка ценностей?                      

19. «Человек – одновременно «Я» и «Ты»: он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность» (Фейербах Л.// Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т.2. с.28). Насколько актуален этот тезис немецкого философа?



20. Французский философ-экзистенциалист А. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Что, по вашему мнению, имел в виду Камю?

21. Русский религиозный философ, священник Павел Флоренский писал: «Лицо меняется, лик – нет». Как вы понимаете это высказывание?

22. Как вы понимаете слова Ж.- П. Сартра «Человек есть проект самого себя»?

 

           Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий

 

1. Когда возникла философская антропология как самостоятельная отрасль знания? Назовите основоположников философской антропологии.

2. Назовите основные видовые признаки человека. Меняются ли они в ходе эволюции?

3. Какие еще факторы, кроме труда, имели важнейшее значение в становлении человека и общества?

4. Какие концепции в философии и науке являются характерными для биологизаторства и социологизаторства?

5. В чем смысл дискуссии о сущности человека, которая велась в советской философской литературе в 70-х годах?

6. Наиболее распространенными этическими теориями являются теории утилитаризма и деонтологическая теория. В чем их смысл? Какую концепцию вы разделяете и почему?

7. Прочтите рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Какое решение сложной проблемы смысла человеческой жизни предлагает писатель? Согласны ли вы с таким решением?

8. В послании Американскому конгрессу 6 января 1941 года президент Рузвельт назвал четыре свободы, без которых невозможна демократия. Это – свобода речи и выражения, свобода совести (т.е. вероисповедания), свобода от нужды и свобода от страха. Продолжите этот список. Какую из свобод вы считаете фундаментальной?

 9. Что означает принцип свободы совести? Как он представлен в Конституции Российской Федерации?

 

Темы рефератов

 

1. Модель будущего человека в антиутопиях Замятина, Хаксли, Оруэлла.

2. Современная социобиология: истинное и ошибочное. Проблемы будущего человеческого вида.

3. Модель человека в античной и христианской культурах.

4. Модель человека в современных восточных культурах.

 5. Человек и современный мир.

6. Образ человека в современной литературе.

7. Современная музыка и ее влияние на духовную жизнь молодежи.

8. Психоделическая революция. Проблема наркотиков в современном мире.

9. Сексуальная революция в XX веке и ее социальные последствия.

10. Свобода, право и мораль.

11. Антропологическая педагогика О. Ф. Больнова.

12. Медицинская антропология Гелена.

13. Смысл жизни, смерть и бессмертие.

14. Любовь как философская проблема.

15. Образование в России на рубеже XX-XXI веков. Новые концепции педагогики.

16. Проблемы свободы совести в современной России.

17. Феминистское движение в современном мире.

18. Образ человека в философии постмодернизма.

15. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.

16. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?

17. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?

18. Способность человека думать о своей смерти – признак малодушия или смелости?

19. Что такое аксиология?

20. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?

21. Каков вклад Канта в учение о ценностях?

22. От чего зависит переоценка ценностей?                         

23. Проблема смертной казни.

 

                                         Основная литература

Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.

Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.

Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. С. 337-377.

 

                            Дополнительная литература

 

Аристотель. О душе. Сочинения: в 4 т. Т.1. М.: Наука, 1975.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука, 1959.

Гельвеций К. О человеке. Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Политиздат, 1974.        Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.

Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.

Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1990.

Кремень В.Г. От диалектики к человеку // Вопросы философии. 2014. № 1.

Кьеркегор С. Несчастнейший. М.: Библейско-богословский институт имени

Св. апостола Андрея, 2011.

Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Сочинения, 2-е изд.

Т.42.

Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избранные

философские произведения: в 2 т.Т.1. М.: Политиздат, 1955.

Фрейд З. Лекции по психологии. М., 1990.

Фромм Э. Душа человека. М., 1979.

Фромм Э. Иметь или быть. М., 1999.

Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.

Шарден Т. Феномен человека. М.: Республика, 1987.

Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.: Академический проект, 2007.

Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1975.

Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука. 1959.

Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.

Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.

Гусейнов А.А. Мораль. Разнообразие понятий и смыслов. М.: Альфа-М, 2014.

Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. М.: Недра, 1991.

Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. М., 2012.

Макинтайр А. После Добродетели. Екатеринбург, 2000.

Маркс К. Исповедь //Соч. Т.31.

Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Соч. Т. 40.

Сенека. Нравственные письма к Луциллию (письма XXVII, XXVIII). М., 1977.

Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia,1995.                               

А. Камю, М. Хайдеггер. Запад. Совесть и пустота. М.: Алгоритм, 2014.

Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 6.

Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.

Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме. М.: МИК, 2006.

Алейник Р.М. Постмодернизм и социально-гуманитарное знание. М.: РХТУ, 2009.

Биология в познании человека. М., 1989.

Бубер М. Философия человека. М.: Республика, 1992.

Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: ВЕК-2, 2004.

Вешняцкий Л. Б. История несостоявшегося человека. СПб., 2010.

Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 2008.

Гуревич П.С. Философское постижение человека. Проблемы, тенденции, новые темы философской антропологии. LAP LAMBERT Academic Рubliching, 2011.

Гуревич П.С. Философское толкование человека. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.

Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М.: АСТ, 2010.

Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.

Ильин В. В. Философская антропология. М., 2006.

Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.

Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.

Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.

Кон И. С. Социология личности. М., 1993.

Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.

Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. М.: Династия, 2009.

Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. М.: Астрель, 2012.

Марков Б. В. Философская антропология. СПб.: «Лань»,1998.

Метлов В.И. Мозг и мысль. Революция когнитивных наук// Наука и ее методы накануне XXI столетия. М.: РХТУ, 2004.

О человеческом в человеке. М., 1991.

Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.

Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1998.

Философская антропология /под ред. С.А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академический проект», 2005.

Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.

Человек, государство, глобализация. СПб., 2008.

Шеффер Ж.М.. Конец человеческой исключительности. М.: НЛО, 2010.

Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: ИФРАН, 1989.

Это человек. Антология. М., 1995.

 

                      Тема 4. Философия истории и общества

(Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)

 

Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.

Философия истории: формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Прогрессистские и циклические модели развития. Современная идеология прогресса. Глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития и сценарии будущего. «Ловушки» прогресса. Технологический детерминизм. Теория информационного роста (А.Тоффлер, Э. Масуда, М. Мак-Люэн). Идея «конца истории» и ее критика.

Природа и общество, различие и связь. Общество и его структура. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Концепции государства в истории философской мысли. Политика и власть. Сущность, типы и формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Современная олигархия. Государство и партии. Политические режимы и права личности. Современный фашизм. Либерализм, демократия, правовое государство.

 

 

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: