(лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)
Человек как предмет философского анализа в истории философии. Происхождение человека: природные и социальные условия антропосоциогенеза. Человек, общество, культура. Человек и природа. Биологическое и социальное в человеке. Биологизаторство и социологизаторство. Биология человека в эпоху НТР. Человек в информационной цивилизации.
Человек в системе социальных связей. Сущность человека. Представление о совершенном человеке в различных культурах. Индивид, индивидуальность, личность.
Смысл жизни и предназначение человека. Жизнь, смерть, бессмертие. Насилие и ненасилие. Движение ненасилия, его судьба и роль в современной жизни. Цели и ценности. Свобода воли и ответственность личности. Нравственные, религиозные, эстетические ценности. Свобода совести. Мораль, справедливость, право.
Современная философская антропология. Интеграция знаний о человеке. Иррационалистическая трактовка человека. Человек в философии постмодернизма.
Семинар 1. «Происхождение и сущность человека» (2 часа)
|
|
1. Философские проблемы антропосоциогенеза.
2. Проблема биологического и социального в человеке.
3. Человек, индивид, личность.
4. Биология человека в эпоху НТР. Компьютерная цивилизация и биология человека.
Семинар 2. «Человек и ценности» (2 часа)
1. Учение о личности. Свобода и ответственность.
2. Место и роль ценностей в жизни человека. Эстетические и нравственные ценности. Религиозные ценности и свобода совести.
3. Смысл человеческого бытия. Жизнь, смерть, бессмертие.
Дополнительные вопросы к семинарам.
1. Аристотель писал, что человек – это политическое животное. Исчерпывается ли сущность человека таким определением?
2. Какие поэтические определения человека вы знаете?
3. Разделены ли по времени антропогенез и социогенез?
4. Ницше писал, что человек произошел от больной обезъяны. Что имел в виду Ницше?
5. Какая концепция человека отражена в антиутопии писателя Хаксли «О, дивный, новый мир»?
6. Как назвал современного человека Герберт Маркузе в одноименном трактате? Что он имел в виду?
7. Что означает феномен «массового человека» в современной философии и культуре?
8. Итальянский врач Чезаре Ломброзо считал, что преступники обладают врожденными анатомо-физиологическими предопределенностями. О каких предопределенностях будущих преступников писал Ломброзо и какую концепцию в трактовке человека он представлял?
9. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.
|
|
10. Согласно распространенной трактовке утилитаризма, лучше быть счастливой свиньей, чем несчастливым философом. Вызывает у вас такая мысль протест? Если – да, то почему?
11. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?
12. Означает ли факт частого нарушения правил и канонов этики, что эти правила не являются истинными?
13. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?
14. Способность человека думать о своей смерти – это признак малодушия или смелости?
15. Что такое аксиология?
16. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?
17. Каков вклад Канта в учение о ценностях?
18. От чего зависит переоценка ценностей?
19. «Человек – одновременно «Я» и «Ты»: он может стать на место другого именно потому, что объектом его сознания служит не только его индивидуальность, но и его род, его сущность» (Фейербах Л.// Избранные философские произведения. М.: Политиздат, 1955. Т.2. с.28). Насколько актуален этот тезис немецкого философа?
20. Французский философ-экзистенциалист А. Камю писал: «Есть лишь одна по-настоящему серьезная философская проблема – проблема самоубийства. Решить, стоит или не стоит жизнь того, чтобы ее прожить, – значит, ответить на фундаментальный вопрос философии». Что, по вашему мнению, имел в виду Камю?
21. Русский религиозный философ, священник Павел Флоренский писал: «Лицо меняется, лик – нет». Как вы понимаете это высказывание?
22. Как вы понимаете слова Ж.- П. Сартра «Человек есть проект самого себя»?
Вопросы для экспресс-контрольных и домашних заданий
1. Когда возникла философская антропология как самостоятельная отрасль знания? Назовите основоположников философской антропологии.
2. Назовите основные видовые признаки человека. Меняются ли они в ходе эволюции?
3. Какие еще факторы, кроме труда, имели важнейшее значение в становлении человека и общества?
4. Какие концепции в философии и науке являются характерными для биологизаторства и социологизаторства?
5. В чем смысл дискуссии о сущности человека, которая велась в советской философской литературе в 70-х годах?
6. Наиболее распространенными этическими теориями являются теории утилитаризма и деонтологическая теория. В чем их смысл? Какую концепцию вы разделяете и почему?
7. Прочтите рассказ Л.Н. Толстого «Смерть Ивана Ильича». Какое решение сложной проблемы смысла человеческой жизни предлагает писатель? Согласны ли вы с таким решением?
8. В послании Американскому конгрессу 6 января 1941 года президент Рузвельт назвал четыре свободы, без которых невозможна демократия. Это – свобода речи и выражения, свобода совести (т.е. вероисповедания), свобода от нужды и свобода от страха. Продолжите этот список. Какую из свобод вы считаете фундаментальной?
9. Что означает принцип свободы совести? Как он представлен в Конституции Российской Федерации?
Темы рефератов
1. Модель будущего человека в антиутопиях Замятина, Хаксли, Оруэлла.
2. Современная социобиология: истинное и ошибочное. Проблемы будущего человеческого вида.
3. Модель человека в античной и христианской культурах.
4. Модель человека в современных восточных культурах.
5. Человек и современный мир.
6. Образ человека в современной литературе.
7. Современная музыка и ее влияние на духовную жизнь молодежи.
8. Психоделическая революция. Проблема наркотиков в современном мире.
9. Сексуальная революция в XX веке и ее социальные последствия.
10. Свобода, право и мораль.
11. Антропологическая педагогика О. Ф. Больнова.
|
|
12. Медицинская антропология Гелена.
13. Смысл жизни, смерть и бессмертие.
14. Любовь как философская проблема.
15. Образование в России на рубеже XX-XXI веков. Новые концепции педагогики.
16. Проблемы свободы совести в современной России.
17. Феминистское движение в современном мире.
18. Образ человека в философии постмодернизма.
15. Основоположник теории утилитаризма в этике Иеремия Бентам считал, что фундаментальный вопрос нравственности прост: приносит ли мне какой-то поступок удовольствие. Прокомментируйте это мнение.
16. А. Эйнштейн писал: «Только нравственность в наших поступках придает красоту и достоинство нашей жизни». Какой этической концепции соответствует такая позиция?
17. Как вы понимаете афоризм Пифагора: «Не гоняйся за счастьем, оно всегда в тебе самом»?
18. Способность человека думать о своей смерти – признак малодушия или смелости?
19. Что такое аксиология?
20. Каковы представления о ценностях в античности? В христианстве?
21. Каков вклад Канта в учение о ценностях?
22. От чего зависит переоценка ценностей?
23. Проблема смертной казни.
Основная литература
Голубинцев В. О., Данцев А. А., Любченко В. С. Философия для технических вузов. Ростов н/Д, 2010.
Губин В. Д. Философия. М.: Проспект, 2013.
Спиркин А. Г. Философия. М.: Гардарики, 2007. С. 337-377.
Дополнительная литература
Аристотель. О душе. Сочинения: в 4 т. Т.1. М.: Наука, 1975.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука, 1959.
Гельвеций К. О человеке. Сочинения: в 2 т. Т.1. М.: Политиздат, 1974. Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.
Ильенков Э. В. Философия и культура. М.: Республика, 1991.
Камю А. Бунтующий человек. М.: Республика, 1990.
Кремень В.Г. От диалектики к человеку // Вопросы философии. 2014. № 1.
Кьеркегор С. Несчастнейший. М.: Библейско-богословский институт имени
Св. апостола Андрея, 2011.
Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. Сочинения, 2-е изд.
|
|
Т.42.
Фейербах Л. Основные положения философии будущего //Избранные
философские произведения: в 2 т.Т.1. М.: Политиздат, 1955.
Фрейд З. Лекции по психологии. М., 1990.
Фромм Э. Душа человека. М., 1979.
Фромм Э. Иметь или быть. М., 1999.
Хайдеггер М. Время и бытие. М.: Республика, 1993.
Шарден Т. Феномен человека. М.: Республика, 1987.
Барулин В.С. Социально-философская антропология. М.: Академический проект, 2007.
Бердяев Н.А. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1975.
Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Предисловие. М.: Наука. 1959.
Губин В., Некрасова Е. Философская антропология. М.: ПЕР СЭ; СПб.: Университетская книга, 2000.
Гуревич П.С. Философская антропология. М.: Омега-Л, 2013.
Гусейнов А.А. Мораль. Разнообразие понятий и смыслов. М.: Альфа-М, 2014.
Ламберт Д. Доисторический человек. Кембриджский путеводитель. М.: Недра, 1991.
Лапаева В.В. Типы правопонимания: правовая теория и практика. М., 2012.
Макинтайр А. После Добродетели. Екатеринбург, 2000.
Маркс К. Исповедь //Соч. Т.31.
Маркс К. Размышления юноши при выборе профессии // Соч. Т. 40.
Сенека. Нравственные письма к Луциллию (письма XXVII, XXVIII). М., 1977.
Хабермас Ю. Демократия. Разум. Нравственность. М.: Academia,1995.
А. Камю, М. Хайдеггер. Запад. Совесть и пустота. М.: Алгоритм, 2014.
Агацци Э. Человек как предмет философии // Вопросы философии. 1989. № 6.
Адлер А. Понять природу человека. СПб., 1997.
Алейник Р.М. Человек в философском постмодернизме. М.: МИК, 2006.
Алейник Р.М. Постмодернизм и социально-гуманитарное знание. М.: РХТУ, 2009.
Биология в познании человека. М., 1989.
Бубер М. Философия человека. М.: Республика, 1992.
Бутовская М.Л. Тайны пола. Мужчина и женщина в зеркале эволюции. Фрязино: ВЕК-2, 2004.
Вешняцкий Л. Б. История несостоявшегося человека. СПб., 2010.
Гроф С. Путешествие в поисках себя. М., 2008.
Гуревич П.С. Философское постижение человека. Проблемы, тенденции, новые темы философской антропологии. LAP LAMBERT Academic Рubliching, 2011.
Гуревич П.С. Философское толкование человека. М.-СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2012.
Даймонд Дж. Ружья, микробы и сталь. М.: АСТ, 2010.
Делез Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург, 2007.
Ильин В. В. Философская антропология. М., 2006.
Кассирер Э. Избранное. Опыт о человеке. М., 1998.
Кармин А. С., Бернацкий Г. Г. Философия. 2-е изд. СПб.: Питер, 2009.
Клишина С.А. Философия науки. Наука и ценности. М., 2004.
Кон И. С. Социология личности. М., 1993.
Коган Л. Н. Цель и смысл жизни человека. М., 1984.
Марков А. В. Происхождение и эволюция человека. М.: Династия, 2009.
Марков А.В. Рождение сложности. Эволюционная биология сегодня. М.: Астрель, 2012.
Марков Б. В. Философская антропология. СПб.: «Лань»,1998.
Метлов В.И. Мозг и мысль. Революция когнитивных наук// Наука и ее методы накануне XXI столетия. М.: РХТУ, 2004.
О человеческом в человеке. М., 1991.
Плеснер Х. Ступени органического и человек: Введение в философскую антропологию. М., 2004.
Проблема человека в западной философии. М.: Республика, 1998.
Философская антропология /под ред. С.А. Лебедева. М.: ИКЦ «Академический проект», 2005.
Хейзинга Й. Homo ludens. В тени завтрашнего дня. М., 1992.
Человек, государство, глобализация. СПб., 2008.
Шеффер Ж.М.. Конец человеческой исключительности. М.: НЛО, 2010.
Фролов И.Т. О человеке и гуманизме. М.: ИФРАН, 1989.
Это человек. Антология. М., 1995.
Тема 4. Философия истории и общества
(Лекции – 4 часа, семинары – 4 часа)
Человек в системе социальных связей. Человек и исторический процесс. Личность и массы, свобода и необходимость.
Философия истории: формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Прогрессистские и циклические модели развития. Современная идеология прогресса. Глобальные проблемы современности. Концепция устойчивого развития и сценарии будущего. «Ловушки» прогресса. Технологический детерминизм. Теория информационного роста (А.Тоффлер, Э. Масуда, М. Мак-Люэн). Идея «конца истории» и ее критика.
Природа и общество, различие и связь. Общество и его структура. Социальная, политическая и духовная сферы общества. Концепции государства в истории философской мысли. Политика и власть. Сущность, типы и формы государства. Гражданское общество и правовое государство. Современная олигархия. Государство и партии. Политические режимы и права личности. Современный фашизм. Либерализм, демократия, правовое государство.