Семинарское занятие №2

1. Крупнейший представитель рационализма Рене Декарт (1596-1650) не только известный французский философ Нового времени, но и математик. Поясните, как увлеченность математикой может быть связана с критическим отношением и сомнением философа в достоверности эмпирического метода познания.

Обратите внимание на то, что принцип методического с омнения становится отправной точкой в размышленияхР. Декарта о «новой» дедукции как методе научного познания. Подумайте, почему это так? Безусловной и достоверно существующей реальностью для Декарта является мыслящий субъект, «мыслящее «Я». Поясните, почему?

Обращаясь к учебной литературе, рассмотрите, как Декарту удается объяснить процесс познания и возможность достоверного знания. Какую роль в процессе познания играют «врожденные идеи»? Что философ относит к «врожденным идеям»? В чем состоит значение рациональной интуиции? Поясните, как связаны рациональная интуиция и дедукция. Все выше обозначенное относится к внутренним основам метода Декарта. В качестве внешних требований выступают четыре «правила для руководства ума». Рассмотрите каждое из них. Поясните, как они связаны друг с другом. 

Как вы думаете, в чем состоит суть декартовского рационализма; без чего этот рационализм не смог обойтись?

2. Важное место в философии Декарта занимает учение о двух субстанциях (субстанции мыслящей и протяженной). Почему философ выделяет именно две субстанции? С какой проблемой он при этом сталкивается? Как это представление о двух субстанциях (дуализм) отразилось на понимании человека, взаимосвязи его тела и души (психофизическая проблема)? Какие следствия вытекают из подобного (картезианского) представления о человеке? Имеет ли место в современном медицинском знание данное представление?

Определите сильные и слабые стороны эмпиризма и рационализма, исходя из рассмотренных позиций Ф.Бэкона и Р. Декарта.

Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Объясните, с чем связана необходимость обращения к идеи Бога в гносеологической модели рационализма Р. Декарта?

2. В чем состоит принцип универсального сомнения?

3. Чем позиция Р. Декарта: «Cogito ergo sum» отличается от позиции Аврелия Августина: «Я обманываюсь, следовательно, я существую»?

4. Как Вы считаете, какую идею развивает Декарт в следующем положении: «Человеческая душа… основные свои функции… выполняет в мозгу. При посредстве мозга она не только постигает и воображает, но и ощущает; последнее происходит при помощи нервов, которые наподобие тончайших нитей тянутся от мозга ко всем частям прочих членов тела, причем связаны с ним так, что нельзя прикоснуться почти никакой части человеческого тела, чтобы тем самым оконечности нервов не пришли в движение и чтобы это движение не передалось посредством упомянутого нерва до самого мозга, где находится объединяющее чувствилище…»?

5. Прокомментируйте следующее высказывание Ф. Бэкона: «Природа побеждается только подчинением ей, и то, что в созерцании представляется причиной, в действительности представляется правилом».

6. Почему можно согласиться с Ф. Бэконом в том, что знание является силой? Чем объясняется господствующее положение науки в культуре Нового времени?

7. Одной из значимых работ Ф. Бэкона является «Новый Органон». Что такое «Органон» и почему Бэкон создает новый «Органон»?

8. В чем особенность бэконовской индукции?

9. Как в греческом, так и в новоевропейском миропонимании Вселенная обладает внутренним порядком, однако, между ними существует большое различие. В чем состоит отличие эллинской мудрости от научного мышления Нового времени?

10. В чем состоит различие в представлениях о человеке, характерных для эпохи Возрождения и Нового времени?

11. Как вы считаете, связана ли идея прогресса с научным способом познания, с наукой?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: