Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Почему в период Ренессанса стало возможным открытие «эстетики природы»?

2. Раскройте смысл понятия «титанизм ренессансной личности». Можно ли говорить об «обратной стороне титанизма» и почему?

3. Как Вы считаете, значимо ли сегодня наследие духовно-интеллектуального опыта Ренессанса?

4. Поясните, чем было вызвано особое отношение к диалогу (диалогичность как выражение гуманности человека) в среде мыслителей-гуманистов. Так М. Фичино говорил о том, что: «... некая естественная диалектика, то есть искусство рассуждать,... прирождена людям изначально.... И любая человеческая речь, и всякое жизненное действие и побуждение есть ничто иное, как некое аргументирование.... Эта рациональная способность не менее естественная для человека, чем полет для птицы и лай для собаки».  

5. Как бы Вы прокомментировали следующее высказывание Пико делла Мирандолы: «Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и лицо, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению. Ты, не стесненный никакими пределами, определишь свой образ по своему решению, во власть которого я тебя предоставляю. Я ставлю тебя в центре мира, чтобы оттуда тебе было удобнее обозревать все, что есть в мире». О каком Адаме идет речь? Как раскрывается в этом высказывании идея о том, что человек есть творец самого себя?

6. Можно ли согласиться с Леонардо в том, что живопись является не только искусством, но и наукой?

7. Что гуманисты понимали под «человеческим»?

8. Как можно охарактеризовать отношение к христианскому учению в эпоху Возрождения? Каково место христианства в культуре Ренессанса?

9. Чем отличается познание природы в эпоху Возрождения от ее познания в эпоху античности?

10. Какие идеи эпохи Ренессанса нашли свое воплощение в медицинском знании Т. Парацельса? Чем интересна для вас позиция Т. Парацельса?

11. Как вы можете объяснить возросший интерес к внешности человека, к его телесной красоте, к их описанию и изображению в искусстве Возрождения?

12. Считается, что изобретение на Западе в период Возрождения таких предметов как магнитный компас, порох, механические часы и печатный станок, способствовало фундаментальному изменению не только жизненного уклада, но и мировоззрения европейца. Как вы считает, в чем проявилась названная взаимосвязь?

Тест для самопроверки

1.  Впервые термин «Возрождение» употребил в своем произведении

  1. Джорджо Вазари
  2. Н. Макиавелли
  3. Марсилио Фичино
  4. Н. Кузанский
  5. Э. Роттердамский

2. Одной из особенностей восприятия человека в эпоху Возрождения стало

  1. восприятие его как греховного существа
  2. восприятие его как детерминированного природой  существа
  3. восприятие человека как одинокого и бездомного существа
  4. эстетическое восприятие человека и его телесности
  5. восприятие человека как социального существа

 

3.  Источником творчества, по мысли гуманистов является

1. сам человек

2. Бог

3. мир, природа

4. человеческий разум

5. вера

 

4. Автор «Трактата о бессмертии души»

  1. Н. Макиавелли
  2. Пико дела Мирандола
  3. П. Помпонацци
  4. Н. Кузанский
  5. М. Лютер

 

5. Свои кружки гуманисты, в соответствии с античной традицией, называли

1. академиями

2. университетами

3. школами

4. собраниями

5. пирами

 

6. Изящество и достоинство человека гуманисты во многом связывали

  1. с речью, культурой слова
  2. с верой
  3. с возможностью познания мира природы
  4. с социальным статусом человека
  5. с талантами, данными человеку от рождения

 

7. Один из ярких представителей возрожденческой диалектики, создавший посредством математики новую картину мира, где Бог равен миру, а мир - Богу

  1. Дж. Бруно
  2. Л. Валла
  3. Н. Кузанский
  4. П. Помпонацци
  5. Ж. Кальвин

 

8.  Представителями северного возрождения являются

  1. Ж. Кальвин
  2. М. Фичино
  3. Н. Коперник
  4. Э. Роттердамский
  5. И. Лойола

9. «Подходите ко всем инфекциям через звезды, ведь от звезд они переходят к людям, и что совершается на небе, то происходит и с человеком», - утверждал известный натурфилософ, врач эпохи Возрождения

  1. Т. Парацельс
  2. П. Помпонацци
  3.  Аверроэс
  4. Дж. Кардано
  5. Ф. Джироламо

 

Основная учебная литература

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева -  М.: Академический проект, 2003. С. 226 – 280.

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел -  Новосибирск, 2001. С. 587-602.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С.2-15; 24-57.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 611-618.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 174 - 198.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.:ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 88-93.

Дополнительная литература

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 176-219.

Буркхардт Я. Культура Возрождения в Италии/ Я. Бурхардт. - М.: Юристъ, 1996. С. 185-210.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. - М.: Мысль, 1982. С. 47-79; 362-378..

Юнг К.Г. Парацельс и его мир. Медицинские воззрения Парацельса/ К.Г. Юнг. Дух в человеке, искусстве и литературе. - Мн.: ООО «Харвест», 2003. С. 5-35.

Соколов В.В. Европейская философия 15-17 веков/В.В. Соколов. - М.: Высшая школа,1996. С. 11-19, 123-135.

Ортега-и-Гассет Х. Человек в XV веке. Возрождение и возвращение/ Х. Ортега-и-Гассет Избранные труды. - М.:ПРЕСС, 2000. С. 370-404.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 11-19.

Шестаков В.П. Ренессанс – рассвет или закат Европы?// Вопросы философии. – 2007. - №4.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения/ А.Ф. Лосев. -  М.: Высшая школа, 1978.

Мережковский Дм. Микеланджело/ Д. С. Мережковский. Собрание сочинений в 4 томах. -  М.: Правда, Т.4., 1990. С. 451-502. 561-563.

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 177-182.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 118-123.

 

Ко 2 реферату

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с анлийского Т.А. Азаркович. - М.:КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 208 – 216.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2001. С. 265-270.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 123-131.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. - М.: Академический Проект, 2004. С. 578-581.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: 1994.Т.2. С. 146-158; 262-266.

 

К 3 реферату

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.:

Шаповалов В.Ф. Основы философии. От классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. С. 191-192.

К 4 реферату

Юнг К.Г. Парацельс как духовное явление/ К.Г. Юнг. Дух Меркурий. – М.: Канон, 1996. С. 164-195.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996. С. 133-135.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: