Тест для самопроверки

1. Основоположником традиции новоевропейского рационализма принято считать

  1. Платона
  2. Фому Аквинского
  3. Р. Декарта
  4. Аристотеля
  5. Ф. Бэкона

2. Соотнесите основные принципы мышления и эпохи, для которых они характерны

  1. Античность                                                 А). Теоцентризм
  2. Средневековье                                            Б). Космоцентризм
  3. Новое время                                                В). Антропоцентризм
  4. Эпоха Возрождения                                   Г). Рационализм

                                                                                 Д). Гуманизм

                                                                                 Е). Эсхатологизм

 

 

3. Укажите имя и работу мыслителя, в противоположенность которому Ф. Бэкон изложил свой взгляд на методы новой науки

  1. Н. Кузанский «Об ученом незнании»
  2. Ф. Аквинский «Сумма теологии»
  3.  И. Кант «Критика чистого разума»
  4. Аристотель «Органон»
  5.  Р. Декарт «Начала философии»

 

4. К представителям эмпиризма относят

  1. И. Канта
  2. Р. Декарта
  3. Дж. Локка
  4. Дж. Беркли
  5. Ф. Бэкона

 

5. Идолы рынка (площади) связаны

  1. с особенностями воспитания отдельного человека
  2. с особенностями человеческого общения, с языком
  3. с господствующими философскими системами
  4. с авторитетным мнением ученых
  5. с существующей государственной идеологией

 

 

6. Отличительными чертами науки Нового времени стали:

  1. ориентация на практическое использование научных результатов
  2. созерцательный и умозрительный характер научного знания
  3. стремление к доказательству божественных истин
  4. опора на опыт и эксперимент
  5. опора на веру и текст Священного писания

 

7. Своеобразным «гарантом» и условием согласованности логики мышления и логики вещей, для Р. Декарта выступает

  1. Бог
  2. человеческий разум
  3. душа
  4. природа
  5. эксперимент

 

8. Обоснование научного метода и задач научного знания впервые в философии Нового времени осуществил

  1. Дж. Беркли
  2. Ф. Бэкон
  3. Дж. Локк
  4. Ж.-Ж. Руссо
  5. И. Ньютон

 

9. Cartesius – это латинизированное имя

  1. Б. Спинозы
  2. Р. Декарта
  3. Г. Лейбница
  4. И. Ньютона
  5. Д. Дидро

 

10.  Автором «Нового Органона» является

1. Р. Декарт

2. Аристотель

3. И. Кант

4. Ф. Бэкон

5. Н. Кузанский

11. Наука Нового времени мыслила человека, мир природы, Вселенную как

1. совершенный механизм; безупречную, по своему устройству, машину

2. совершенные творения Бога

3. этапы эволюционного развития природы

4. моменты развития Абсолютного Духа

5. неподлинную, изменчивую реальность

12.  Восприятие природы, природных явлений по аналогии с самим собой и своей жизнью – проявление идолов ________________, по мысли Ф. Бэкона.

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С.256-265; 310-322.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 199-217.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003.С.280-292, 339-349.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2. С.

Соколов В.В. Историческое введение в философию/ В.В. Соколов. – М.: Академический Проект, 2004. С.624-632.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008, С. 217-249.

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГОЭТАР – Мед, 2005. С. 114 – 124.

Дополнительная литература

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С.628-650, С.663-676.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XVII века/ И.С. Нарский. – М.: Высшая школа, 1974.С.24-53, С.86-105.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С. 178-200, С.211-226.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.229-237.

Аронов Р.А. Загадка Ньютона и синдром Пигмалиона// Вопросы философии. – 2007. - №7.

Касавин И.Т. Космологический и эпистемологический дискурс в театре у Шекспира//Вопросы философии. – 2007. - №4.

Хайдеггер М. Время картины мира/ http:// www.gumer. info/bogoslov_Buks/ Philos/ index_ philos.php

Литература к рефератам

К 1 реферату

Рассел Б. История западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. универ-та, 2001. С. 638-644.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.- СПб.: Пневма, 2002.Т.2.С.242-261.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995.С.220-228.

Соколов В.В. Европейская философия XV – XVII вв./ В.В. Соколов. – М.: Высшая школа, 1996.С.320-329.

Ко 2  рефератам

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней. От Возрождения до Канта/ под ред. С.А. Мальцевой.- М.-СПб.: Пневма,2002.Т.2. С. 472-529.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович.Р. Тарнас. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 283-287.

К 3 реферату

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 273-283.

Чикин С.Я. Врачи-философы/ С.Я. Чикин.- М.: Высшая школа,1990. С. 106-144.

Тема 6. Философия И. Канта (4 часа)

План семинарского занятия №1

1.Философские поиски И. Канта в рамках проблемного поля новоевропейской философской мысли.

2. «Коперниканский переворот» И. Канта: создание теории познания нового типа.

 

План семинарского занятия №2

1.Этическое учение И. Канта. Автономия человеческой нравственности.

2. Проблема религии в этическом учении И. Канта

Темы рефератов

1. Современная философская, научная мысль и наследие И.Канта.

2. Социально-политические воззрения И. Канта.

Ключевые понятия

Трансцендентное, трансцендентальное, трансцендентальный субъект, априорные формы познания, антиномии, «вещь в себе»/ноумен, «вещь для нас»/феномен, максима, долг, императив, категорический императив.

Цели изучения темы

  • рассмотреть причины возникновения учения И. Канта о границах и возможностях человеческого познания
  • прояснить сущность «коперниканского переворота» в сфере познания и в сфере этики
  • рассмотреть основные идеи этики И. Канта
  • выявить отличие модели познания, сформировавшейся в рамках эмпиризма и рационализма, от модели познания, предложенной И. Кантом
  • познакомиться с основными понятиями кантовской философии

 

                                                           

Методические рекомендации


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: