Семинарское занятие №2

1. Этика  И. Канта порой обозначается как «этика долга», но важно понимать, что долг, долженствование в поведении человека рассматривается не с точки зрения внешних причин и обстоятельств. Обратите внимание на то, что проблему нравственного поведения Кант связывает со следующей антиномией разума: «человеку присуща свобода – никакой свободы у него нет, а все в нем природная необходимость». Данная антиномия показывает принципиальный дуализм «природы» и «свободы»: «Философия природы имеет дело со всем, что есть, нравственная – только с тем, что должно быть».

Этическое учение Канта явилось так же «коперниканским переворотот», но только в сфере этики. Что нового говорит Кант о человеческой нравственности, связывает ли он ее с ноуменальной природой человека, с его разумом? Говорит ли нам (почему) этическое поведение о том, что человек это, прежде всего, разумное, а не природное существо, по мысли Канта?

Кант раскрывает, что в основе поведения человека лежат разные императивы, но нравственное поведение является следствием категорического императива. В чем особенность гипотетического императива? Что утверждает собой категорический императив? Поясните, почему именно категорический, а не гипотетический императив оказывается своеобразным «критерием» нравственности как таковой. Обратите внимание на то, что практический разум отличается от чистого / теоретического. В чем состоит значение такого «деления»? О бъясните, почему для философа безусловным авторитетом обладает практический разум.

Нравственное поведение, по Канту, обусловлено только внутренним чувством долга. Что такое долг, в чем его особенность? Поясните, как соотносятся друг с другом два, на первый взгляд, совершенно противоположенных явления: свобода и долг в учении Канта, и что значит для него «быть свободным».

2. Подумайте, почему утверждение независимости нравственности влечет и новое понимание религии? Для Канта человек нравственен не потому, что он верит в Бога, но именно потому, что человек нравственен он может верить в Бога. Связывает ли Кант религию, веру, так же как и нравственность с ноуменальной природой человека? Может ли в этом случае вера быть обоснована посредством чистого разума? Становится ли в этом случае вера проявлением свободного и самостоятельного поведения человека? Объясните, почему в сфере нравственности и веры человек оказывается способен безусловно признать существование других существ и осуществить в своем поведении это признание.

Критерием истинности веры, по мысли Канта, является ее безусловность и отсутствие всякой прагматичности. Поясните, о какой прагматичности идет речь и почему ее не должно быть? При этом обратите внимание на следующее высказывание Канта: «упование на Бога настолько абсолютно, что мы не имеем права вмешивать его ни в какие свои дела».

Объясните, почему Кант связывает с религией и верой не вопрос «существует ли Бог?», а вопрос «на что я смею надеяться?».

 

Проблемные задания и вопросы для самопроверки

1. Обратите внимание на следующие высказывания И. Канта: А) «Наблюдение и анализ явлений проникает внутрь природы, и неизвестно, как далеко мы со временем продвинемся в этом». Б) «Но если даже вся природа раскрылась бы перед нами, мы никогда не были бы в состоянии ответить на трансцендентальные вопросы, выходящие за пределы природы». Как Вы считаете, не сталкиваемся ли мы здесь с противоречием?

2. Часто И. Канта называют агностиком. Почему можно не согласиться с этой оценкой?

3. Почему И. Канта не рассматривает рациональные доказательства бытия Бога в качестве истинных?

4. Почему формула нравственного закона, по мысли Канта, не должна заключать в себе никакого указания на действительное содержание мотивов и интересов, которыми человек обычно руководствуется в своих действиях? Будет ли моральным поступок, если он совпадает с велением нравственного закона, и, одновременно, человеку его приятно и выгодно делать?

5. Можно ли согласиться с Кантом в том, что вопрос «Что я должен делать?» связан со свободой человека и одновременно сам вопрос есть показатель осознания нами нашей свободы?

6. Исходя из представления о категорическом императиве, поясните, чем поступок, совершенный из чувства долга отличается от поступка, соответствующего долгу?

7. Поясните следующую мысль Канта: «благодаря тому, что человек может ставить перед собой сознательные цели, возникает мир культуры. Тем самым, в основе культуры лежит принцип «субъективной целесообразности»».

8. Как вы думаете, в чем состоит значение этических взглядов Канта для медицинской этики? Какие проблемы медицинской этики затрагивает этическое учение Канта?

9. Прокомментируйте слова Канта: «Две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее я размышляю о них – это звездное небо надо мной и моральный закон во мне».

10. Можно ли согласиться с И. Кантом в том, что вопрос «Что есть человек?» является центральным вопросом философии?

11. От каких притязаний вынужден был отказаться человеческий разум в результате критики, осуществленной Кантом?

12. Как бы вы могли пояснить следующее высказывание И. Канта: «В действительности практическое понятие свободы не имеет ничего общего со спекулятивным понятием… Мне совершенно безразлично, откуда первоначально возникло для меня то состояние, при котором я должен действовать. Я только спрашиваю, что мне нужно теперь делать…».


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: