double arrow

Методические рекомендации


Доверь свою работу ✍️ кандидату наук!
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

1. Приступая к рассмотрению философской системы Гегеля, необходимо помнить, что она была связана со многими философскими проблемами, которые были поставлены такими немецкими философами, как - И. Кант, И. - Г. Фихте, Ф. Шеллинг. В центре внимания мыслителей – познающее мышление, которое фактически является «демиургом бытия и занимает место Бога». Гегелю удалось с максимальной полнотой показать самопознающий разум, рефлексивно осваивающий свои глубины и выводящий относительно себя существование всего (природы, человека, общества, истории).

Впервые такое отношение к человеческому разуму заявляет Р. Декарт: мыслящий субъект – вот основа познания и критерий истинности существования мира. Как позже скажет сам Г. Гегель: «у Картезия видим самостоятельное философское учение, знающее, что оно имеет свой источник в разуме и что самосознание есть существенный момент истины. Философия, вступившая на свою собственную, своеобразную почву, всецело покидает в своем принципе философствующую теологию, отводит ей место по ту сторону себя». Поясните, как данное изменение повлияло на то, что философия начала претендовать на статус строгой наукой (т.е. философское знание должно быть подчинено строгой системе, иметь свой предмет, свой метод, благодаря чему ее знание может быть достоверным). Что в этом случае становиться собственным предметом философского знания? Именно философия как строгая наука будет интересовать немецких мыслителей, в том числе и Гегеля.

Среди задач, стоящих перед философским знанием после И. Канта - преодоление «вещи в себе». Подумайте, чем объяснить актуальность и значимость этого «преодоления»?  

Разрешение поставленной задачи такими мыслителями, как Фихте и Шеллинг было связано с обоснованием существующей реальности в качестве субъекта, но субъекта, понятого не как конкретный единичный человек, а как некое активное всеобщее начало. Иными словами, перед нами обоснование тождества бытия и мышления. Однако метод и принципы (Я самополагающее себя через не-Я у Фихте; тождество субъекта и объекта у Шеллинга), лежащие в основе обоснования данной идеи, не позволяли прийти к завершенности. Поэтому задача, перед которой стоит Гегель – осуществить «возвышение единичного до всеобщего», осуществить переход от единичного, конкретного субъекта познания (от частного) ко всеобщему, к субъекту познания как активному всеобщему началу. Но осуществить этот переход не через их гомогенное единство, а через «снятии этих двух противоположенностей». Объясните, в чем состоит сущность понятия «снятие» в гегелевском понимании как «устранения-и-сохранения».




2.  Прежде всего, необходимо раскрыть сущность и гносеологическую роль главного принципа гегелевской философии. Речь идет о том, что основой построения гегелевской системы становится принцип тождества мышления и бытия. В чем состоит особенность данного тождества, абсолютно ли оно? Благодаря чему из этого тождества Гегель выводит реальность процесса развития, понятого как процесс саморазвития? Подумайте, что может объяснить нам подобный взгляд на сущность процесса развития?  Обратите внимание на то, что Субъект (активное всеобщее начало) обозначен Гегелем как Дух/Абсолют.

 В «Науке логике» представлена суть спекулятивного метода, позволяющего познать и выразить процесс саморазвития – метод восхождения от абстрактного к конкретному посредством определенного развертывания категорий/понятий (диалектическая логика). Категории являются орудием разумного познания. Объясните, в чем проявилась «новизна» гегелевской диалектики? Что отражает собой созданная система категорий, как она соотносится с существующей реальностью? Поясните, что такое панлогизм; характерен ли он для диалектической логики Гегеля?



Обращаясь к рекомендованной учебной литературе, рассмотрите систему категорий, обратите внимание на исходную категорию – «чистое бытие» и на значение категории «противоречие» в логике Гегеля. Объясните, почему диалектика становится тем методом, благодаря которому философия оказывается «абсолютным знанием».

Утверждая, что реальность есть Субъект, это «есть» раскрывается как процесс саморазвития, Гегель впервые обращается к историчности процесса развития. Что является целью саморазвития Духа? Как связаны друг с другом процесс саморазвития Духа и самоотчуждения Духа? Обратите внимание на то, что отчуждение происходит сначала в природе, затем в истории. В этой связи, поясните, что есть природа по отношению к Духу? Данная последовательность определяет структуру гегелевской системы, отображенной в работах: «Философия духа», «Философия природы» и «Философия истории». Исходя из этого, общая схема развития Духа может быть представлена так: Дух – природа – субъективный дух – объективный дух – Абсолютный Дух.

Рассмотрите содержание понятий Субъективный дух, Объективный дух, Абсолютный дух. Важно, что каждое понятие отражает ступень саморазвития Духа. Каждая ступень включает в себя последовательно сменяющие другу друга формы. Поясните, как в процессе саморазвития Духа происходит переход от одной ступени к последующей. Какое место в этом процессе Гегель отводит человеку? Обратите внимание, как Гегель обосновывает

Историю как процесс саморазвития духа Гегель рассматривает в «Философии истории». Рассмотрите три этапа  в мировой истории, выделенных Г. Гегелем. Поясните, почему Гегель утверждает, что история - это «прогресс в осознании свободы». В чем состоит «хитрость Мирового Разума», проявляющаяся в истории?

Заказать ✍️ написание учебной работы
Поможем с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой

Сейчас читают про: