Проблемные задания и вопросы для самопроверки

1. Поясните гегелевское определение души как того, что есть «нечто всепроникающее, а не что-то, существующее только в отдельном индивидууме. Ибо… она должна быть понимаема, как истина, как идеальность всего материального».

2 Что позволило Гегелю утверждать, что история начинается лишь с появлением государства и «завершается» установлением «истинного государства»?

3. Сравните между собой понимание феномена нравственности И. Кантом и Г. Гегелем. В чем причина различия позиций этих двух мыслителей? Какая позиция ближе Вам, почему?

4. Как бы Вы прокомментировали слова Гегеля: «То, что в моих книгах принадлежит лично мне, ошибочно».

5. Вставьте пропущенные элементы гегелевских триад:

· ….. - ….. – синтез

· ….. - ничто - …..

· мораль - ….. – нравственность

· ……. – религия - …….

6. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Я убежден, что высший акт разума, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Сравните это со словами Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».

7. Почему философскую систему Г. Гегеля называют вершиной развития немецкой философии? В чем вы видите величие и грандиозность мысли немецкого философа?

8. Каково, с вашей точки зрения, отличие между философскими идеями И. Канта и Г. Гегеля?

9. Гегель говорил о связи отдельного – всеобщего – особенного: отдельное – единство всеобщего и особенного, всеобщее – единство отдельного и особенного, особенное – единство всеобщего и отдельного. Приведите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.

10. В чем состоит отличие гегелевской диалектики от диалектики Гераклита?

11. Как вы считает, удалось ли Гегелю обосновать философское знание как высшую форму знания?

Тест для самопроверки

1. В качестве главной формы познания Гегель выделил

  1. созерцание
  2. интуицию
  3. эксперимент
  4. понятие
  5. ощущения

2.   Орудием самопознания Абсолютного Духа, по Гегелю, является __________________.

 

3. Применительно к философской системе Гегеля используется термин

  1. панлогизм
  2. панпсихизм
  3. панвитализм
  4. панэнтеизм
  5. волюнтаризм

 

4.   Отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства или сам процесс разрыва этого единства называется

  1. развитие
  2. отчуждение
  3. становление
  4. секуляризация
  5. самоорганизация

 

5.   Результатом самоотчуждения Абсолютного духа является_________________ и ______________.

6. Необходимой формой движения разума к истине, по Гегелю, является

  1. противоречие
  2. практика
  3. рефлексия
  4. интуиция

 

7.   Гегель выделяет следующие ступени развития духа

  1. Субъективный дух
  2. Бог
  3. Индивидуальный дух
  4. Объективный дух
  5. Абсолютный дух

 

8. Вершиной эволюции духа, то, в чем разум получает наибольшее свое развитие, по Гегелю, является

  1. наука
  2. религия
  3. искусство
  4. философия

 

9.  Осуществленным «Царством свободы», Гегель называет в своей историософской концепции

  1. Древний Восток
  2. Греческий мир
  3. Россию
  4. Америку
  5. Пруссию

 

10. Необходимым условием создания человеческого общества из частных интересов отдельных индивидов и носителем идеи «всеобщего блага», по Гегелю, является

1. гражданское общество

2. политическое государство

3. общественный договор

4. развитая система права

 

 

Основная учебная литература

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 494-523.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 228-257.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003.С. 280-292; 465-491.

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 59-111.

История философии/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 192-205.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008.С.290-297.

Хрусталев Ю.М. Философия./ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 143-146.

 

Дополнительная литература

Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 233-301.

Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 262-276; 284-310.

Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов – М.: Высшая школа, 1989. С. 186-393.

Ойзерман Т.И. Канти иГегель как исторические личности// Вопросы философии. – 2006. - №11.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 321-325.

Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 854-871.

Литература к рефератам

К 1 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. C. 246-251.

Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 508-514

Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 103-105.

Ко 2 реферату

Корольков А.А. Диалектика и теория медицины/ А.А. Корольков – Л.: Наука,1979. С.20-30.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 106-109.

Тема 8. Антропология Л. Фейербаха. Основные идеи марксистской философии (2 часа)

План семинарского занятия

1. Особенности антропологического материализма Л. Фейербаха.

2. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса: основные идеи и принципы.

Темы рефератов

1. Критическое осмысление учения К. Маркса

2. Материалистическая диалектика и медицина

 

Ключевые понятия

Отчуждение, материализм, диалектический материализм, труд, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, практика как критерий истины.

 

 

Цели изучения темы

  • проследить влияние идей Г. Гегеля на формирование взглядов Л. Фейербаха и К. Маркса
  • получить представление об основных идеях учения Л. Фейербаха
  • познакомиться с основными понятиями теории К. Маркса
  • иметь представление об основных положениях диалектического материализма, опираясь на учение К. Маркса

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow