1. Поясните гегелевское определение души как того, что есть «нечто всепроникающее, а не что-то, существующее только в отдельном индивидууме. Ибо… она должна быть понимаема, как истина, как идеальность всего материального».
2 Что позволило Гегелю утверждать, что история начинается лишь с появлением государства и «завершается» установлением «истинного государства»?
3. Сравните между собой понимание феномена нравственности И. Кантом и Г. Гегелем. В чем причина различия позиций этих двух мыслителей? Какая позиция ближе Вам, почему?
4. Как бы Вы прокомментировали слова Гегеля: «То, что в моих книгах принадлежит лично мне, ошибочно».
5. Вставьте пропущенные элементы гегелевских триад:
· ….. - ….. – синтез
· ….. - ничто - …..
· мораль - ….. – нравственность
· ……. – религия - …….
6. Прокомментируйте высказывание Гегеля: «Я убежден, что высший акт разума, есть акт эстетический, и что истина и благо соединяются родственными узами лишь в красоте». Сравните это со словами Ф.М. Достоевского: «Красота спасет мир».
|
|
7. Почему философскую систему Г. Гегеля называют вершиной развития немецкой философии? В чем вы видите величие и грандиозность мысли немецкого философа?
8. Каково, с вашей точки зрения, отличие между философскими идеями И. Канта и Г. Гегеля?
9. Гегель говорил о связи отдельного – всеобщего – особенного: отдельное – единство всеобщего и особенного, всеобщее – единство отдельного и особенного, особенное – единство всеобщего и отдельного. Приведите примеры, иллюстрирующие эти взаимосвязи.
10. В чем состоит отличие гегелевской диалектики от диалектики Гераклита?
11. Как вы считает, удалось ли Гегелю обосновать философское знание как высшую форму знания?
Тест для самопроверки
1. В качестве главной формы познания Гегель выделил
- созерцание
- интуицию
- эксперимент
- понятие
- ощущения
2. Орудием самопознания Абсолютного Духа, по Гегелю, является __________________.
3. Применительно к философской системе Гегеля используется термин
- панлогизм
- панпсихизм
- панвитализм
- панэнтеизм
- волюнтаризм
4. Отношения между субъектом и какой-либо его функцией, складывающиеся в результате разрыва их изначального единства или сам процесс разрыва этого единства называется
- развитие
- отчуждение
- становление
- секуляризация
- самоорганизация
5. Результатом самоотчуждения Абсолютного духа является_________________ и ______________.
6. Необходимой формой движения разума к истине, по Гегелю, является
- противоречие
- практика
- рефлексия
- интуиция
7. Гегель выделяет следующие ступени развития духа
- Субъективный дух
- Бог
- Индивидуальный дух
- Объективный дух
- Абсолютный дух
|
|
8. Вершиной эволюции духа, то, в чем разум получает наибольшее свое развитие, по Гегелю, является
- наука
- религия
- искусство
- философия
9. Осуществленным «Царством свободы», Гегель называет в своей историософской концепции
- Древний Восток
- Греческий мир
- Россию
- Америку
- Пруссию
10. Необходимым условием создания человеческого общества из частных интересов отдельных индивидов и носителем идеи «всеобщего блага», по Гегелю, является
1. гражданское общество
2. политическое государство
3. общественный договор
4. развитая система права
Основная учебная литература
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 494-523.
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 228-257.
Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии/С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.:Академический Проект, 2003.С. 280-292; 465-491.
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 59-111.
История философии/ под ред. В.П. Кохановского. – Р-н-Д.: Феникс, 1999. С. 192-205.
Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной. – М.: Гардарики, 2008.С.290-297.
Хрусталев Ю.М. Философия./ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 143-146.
Дополнительная литература
Гулыга А.В. Немецкая классическая философия/ А.В. Гулыга – М.: Рольф, 2001. С. 233-301.
Нарский И.С. Западноевропейская философия XIX века/ И.С. Нарский – М.: Высшая школа, 1976. С. 262-276; 284-310.
Кузнецов В.Н. Немецкая классическая философия второй половины XVIII - начала XIX века/ В.Н. Кузнецов – М.: Высшая школа, 1989. С. 186-393.
Ойзерман Т.И. Канти иГегель как исторические личности// Вопросы философии. – 2006. - №11.
Тарнас Р. История западного мышления/ пер. Т.А. Азаркович. - М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 321-325.
Рассел Б. История Западной философии/ Б. Рассел. – Новосибирск: Изд-во Новосиб. университета, 2001. С. 854-871.
Литература к рефератам
К 1 реферату
Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. C. 246-251.
Скирбекк Г., Гилье Н. История философии/ Г. Скирбекк, Н. Гилье. – М.: ВЛАДОС, 2003. С. 508-514
Антисери Д., Реале Дж. Западная философия от истоков до наших дней/ пер. С.А. Мальцевой. – СПб.: Петрополис, 1997.Т.4. С. 103-105.
Ко 2 реферату
Корольков А.А. Диалектика и теория медицины/ А.А. Корольков – Л.: Наука,1979. С.20-30.
Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко – М.: ГЭОТАР - МЕД, 2004. С. 106-109.
Тема 8. Антропология Л. Фейербаха. Основные идеи марксистской философии (2 часа)
План семинарского занятия
1. Особенности антропологического материализма Л. Фейербаха.
2. Философское учение К. Маркса и Ф. Энгельса: основные идеи и принципы.
Темы рефератов
1. Критическое осмысление учения К. Маркса
2. Материалистическая диалектика и медицина
Ключевые понятия
Отчуждение, материализм, диалектический материализм, труд, базис, надстройка, производительные силы, производственные отношения, общественно-экономическая формация, практика как критерий истины.
Цели изучения темы
- проследить влияние идей Г. Гегеля на формирование взглядов Л. Фейербаха и К. Маркса
- получить представление об основных идеях учения Л. Фейербаха
- познакомиться с основными понятиями теории К. Маркса
- иметь представление об основных положениях диалектического материализма, опираясь на учение К. Маркса