Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Каково значение философии, философского мировоззрения для науки?

2. Насколько правомерно говорить об абсолютной и относительной истине в отношении познавательной деятельности вообще и научного познания в частности?

3. Как бы Вы прокомментировали знаменитый тезис Протагора: «Человек есть мера всем вещам – существованию существующих и несуществованию несуществующих» в соответствии с принципами  постнеклассического типа рациональности.

4. Как Вы считаете, имеет ли место деформация (искажение) восприятия при научном подходе? Если – да, чем она может быть обусловлена? Как в рамках классического типа рациональности преодолевалась (насколько это возможно) деформация восприятия?

5. Чем язык науки отличается от языка не-науки (например, от языка метафизики, от языка искусства, от естественного языка)?

6. Можно ли согласиться с мыслью И.А. Ильина: «… только настоящие ученые знают границы своего знания и понимают, что истина есть их трудное задание и далекая цель…. настоящий ученый, добиваясь максимальной доказательности и точности, помнит, что полной достоверности у науки нет, что нельзя переоценивать отвлеченные схемы и мертвые формулы, верить в них, а не в живую, бесконечно глубокую и изменчивую действительность. Поэтому истинная ученость часто ведет к вере в Бога…».

7. В свое время К. Поппер задался вопросом: «Поскольку человек познающий – это всего лишь посторонний, который строит догадки о мире, как тогда возможно, что его догадки «срабатывают», оказываются истинными или удачными»? Величие науки, по мнению К. Поппера, состоит в том, что «благодаря удачному сочетанию строгости с изобретательностью, оказывается, что в эмпирическом мире действует – хотя бы временно – чисто человеческая концепция», то есть, в основе величия человеческого разума и науки лежит везение, случайность … Как бы Вы могли ответить на вопрос, поставленный философом, и согласны ли Вы с его ответом?

8. Что такое преднаука? Чем преднаука отличается от науки? Приведите пример преднаучного знания.

9. Как Вы думаете, почему на определенном этапе развития науки именно естественные дисциплины, а не гуманитарные стали олицетворять собой идеал научного знания?

10. Применимо ли понятие «абсолютной истины» для гуманитарного знания? Если – нет, на что ориентируется гуманитарное знание, что есть истина в рамках гуманитарного познания?

11. Что такое паранаука, как она связана с наукой?

12. Как Вы считаете, каковы плюсы и минусы абсолютизации роли и значения научного познания?

13. Близок ли Вам картезианский идеал науки? Что в нем привлекает?

 

Тест для самопроверки

1. Установление истинности или эмпирической осмысленности научных утверждений

  1. верификация
  2. фальсификация
  3. анализ
  4. дифференциация

 

2.   К общенаучным эмпирическим методам исследования относят

1. наблюдение

2.формализация

3.обобщение

4.измерение

5.идеализацию

 

3.   Теория развития науки, на основе принципа историзма была разработана в рамках

1.постпозитивизма

2.логического позитивизма

3.эмпириокритицизма

4.позитивизма

 

4. Дословное значение понятия «парадигма»

1. неправильное рассуждение

2. самый правильны, истинный

3. тайный, сокровенный

4. пример, образец

5. путь, способ исследования

 

5. Утверждение о том, что научное знание – это эталон знания как такового, характерно

  1. для интуитивизма
  2. для гностицизма
  3. для антисциентизма
  4. для сциентизма
  5. для агностицизма

6. Тезис «без «хаоса» нет познания» формулирует в своей концепции

  1. К. Поппер
  2. Т. Кун
  3. И. Лакатос
  4. П. Фейерабенд
  5. Б. Рассел

 

7. Наиболее развитая форма организации научного знания

  1. теория
  2. гипотеза
  3. эксперимент
  4. проблема

 

8. Среди частнонаучных методов выделяют

1. тестирование

2. системный подход

3. аналогию

4. идеографический метод

5. моделирование

 

9. Сложные саморазвивающиеся системы является предметом рассмотрения

1. постнеклассической науки

2. классической науки

3. дисциплинарно организованной науки

4. неклассической науки

 

10. Представление о том, что процесс человеческого познания есть процесс бесконечного и линейного накопления частных истин лежит в основе _____________________ модели роста научного знания.

 

 

Основная учебная литература

Губин В.Д. Философия: Учеб. Пособие/ В.Д. Губин. - М.: Гардарики, 2001. С. 289-297.

Канке В.А. Философия. Исторический и систематический курс: Учебник для вузов/ В.А. Канке. – М.: Логос, 2000. С. 248-272.

Философия науки: Учебник/ под ред. С.А. Лебедева. - М.: Академический Проект, 2004. С. 103-129, 135-163, 423-438.

Философия/ под ред. В.П. Кохановский. – Р-на-Д.: Феникс, 2004. С. 448-515.

Философия: Учебник/ под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический Проспект, 2004.С. 625-659.

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 446-450.

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 419-437.

Дополнительная литература

Лакатос И. Методология научных исследовательских программ// Вопросы философии. -1995. - №4.

Левин В.Г. Можно ли религиозное знание приравнять к научной гипотезе?/ Вопросы философии. – 2004. - №.11.

Научные и вненаучные формы мышления/ под ред. И.Т. Касавина, В.Н. Поруса. – М.: Наука,1996. - С.13-34, 44-67.

Никифоров А.Л. Философия науки: история и методология/ А.Л. Никифоров. – М.: Наука, 1998. - С. 43-78.

Норманн Г.Э. К. Поппер о ключевых проблемах науки ХХ века// Вопросы философии. -2003. - №4.

Сачков Ю.В. Полифункциональность науки// Вопросы философии. – 1999. - №11.

Философия науки: проблемы и перспективы (материалы «круглого стола»)// Вопросы философии. – 2006. - №10.

Харре Р. Конструкционизм и основания знания// Вопросы философии. – 2006. - №11.

Лекторский В.А. Теория познания// Вопросы философии. – 1999. - №8.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азарковича. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 367-374.

Селье Г. Типы личности ученого/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. - С. 366-377.

Фейерабенд П.К. Против методологического принуждения/ Хрестоматия по философии. Учебное пособие. Сост.: Алексеев П.В., Панин А.В. – М.: Проспект, 2000. С. 362-366.

Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. От романтизма до наших дней/ пер. С. Мальцевой. – СПб.: ТОО ТК «Петрополис», 1997.Т.4. С. 689-695.

Степин В.С., Горохов В.Г., Розов М.А. Философия науки и техники/ В.С. Горохов, В.Г. Горохов, М.А. Розов. – М.: Контакт-Альфа, 1995. С. 261-289.

 

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Философия: учебник/ под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Сидориной, - М.: Гардарики, 2008. С. 420-424.

Тарнас Р. История западного мышления/ пер. с английского Т.А. Азарковича. – М.: КРОН-ПРЕСС, 1995. С. 245-251.

Ко 2  реферату

Хайдеггер М. Наука и осмысление/ [режим доступа] http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/ Philos/ index _ philos.php

Хайдеггер М. Время картины мира/ [режим доступа]http://www.gumer.info/ bogoslov_Buks/ Philos/ index _ philos.php

 

К 3 реферату

Шаповалов В.Ф. Основы философии: от классики к современности/ В.Ф. Шаповалов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001. С. 425-429.

Философия: Учебник/под ред. А.Ф. Зотова, В.В. Миронова, А.В. Разина. - М.: Академический Проспект, 2004. С. 625-659.

Мареев С.Н., Мареева Е.В. История философии: Учебное пособие/ С.Н. Мареев, Е.В. Мареева. – М.: Академический Проект, 2003. С. 685-691.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: