Проблемные задания и вопросы для самоподготовки

1. Что меняется в медицинском знании в условиях смены философско-методологических ориентиров: от классического рационализма к современному постнеклассическому рационализму?

2. Как соотносятся друг с другом философское и научное мышление в медицине?

3. Влияют ли глобальные проблемы современности на развитие медицины?

4. Что такое «субъективный фактор» в медицине? Возможно и необходимо ли нивелировать действие этого фактора?

5. Какие «вечные» философские проблемы остаются актуальными на сегодняшний день и для медицинского знания?

6. Как Вы понимаете, что такое «болезни индустриализации», «болезни цивилизации»? Приведите примеры. О чем говорит наличие подобных заболеваний?

7. Приведите примеры влияния социально-экономического, естественно-научного и культурно-исторического факторов на развитие медицины.

8. В чем выражается специфика развития медицины в ХХ – XXI вв.?

9.Какие личностные и профессиональные качества врача становятся наиболее ценными в условиях современного состояния медицины. Ответ поясните.

10. В чем проявляется междисциплинарный характер медицинского знания? Приведите примеры.

11. Согласно одному известному высказыванию: «Творец – это тот, кто творим». Как бы Вы могли определить, кто такой – ВРАЧ, исходя из логики данного высказывания? («Врач – это тот, кто …»).

12. Прокомментируйте слова известного русского врача и писателя В.В. Вересаева: «… как это ни печально, но нужно сознаться, что у нашей науки до сих пор нет этики. Нельзя же разуметь под нею ту специально-корпоративную врачебную этику, которая занимается лишь нормировкою непосредственных отношений врачей к публике и врачей между собой. Необходима этика в широком, философском смысле… Узкие вопросы врачебной практики прежде всего должны решаться именно с философской точки зрения: и только в этом случае мы сумеем, наконец, создать настоящую медицинскую этику».

13. Связана ли клятва Гиппокарата с основными ценностями и принципами деонтологии? 

14.Как вы понимаете основное требование врача: «Не навреди!»?

15. Можно ли говорить о том, что для современной медицины наиболее важными становятся морально-этические проблемы? Почему?

16. Поясните следующее высказывание Парацельса: «Все есть яд и все есть лекарство. Тем и другим делает лишь мера».

17. Сформулируйте основные методологические отличия подхода к здоровью и болезни в Западной и Восточной медицине.

Основная учебная литература

Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 539-604.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 417-423, 428-432.

Дополнительная литература

Гарбузов В.И. Человек, жизнь, здоровье. Древние и новые каноны медицины/ В.И. Гарбузов. - М.: ПРЕСС, 1995. С. 10-25.

Огурцов А.П. Этика и биоэтика: аксеологические альтернативы// Вопросы философии. – 1994. -.№3.

Катчмер Дж. Дао Биоэнергетики/ Дж. Катчмер. – К.: София, 1998. С. 71-182.

Ильин И.А. Мой врач/ И.А. Ильин. Избранные произведения. – М.: Русская книга, 1998. С. 492-499.

Гиппократ. Этика и общая медицина/ Гиппократ. – СПб.: Азбука, 2001. С.24-30, 60-69, 126-184.

 Лехциер В.Л. Боль и переходность: набросок экзистенциальной альгодицеи// Вопросы философии. – 2007. - №12.

Розин В.М. Здоровье как философская и социально-психологическая проблема/  Философия здоровья. - М., 2001. 

Лисеев И.К., Шаталов А.Т.. Историко-философские подходы к пониманию здоровья/ Философия здоровья. – М., 2001.

 

Литература к рефератам

К 1 реферату

Летов О.В. Уважение целостности субъекта как принцип биоэтики// Вопросы философии. – 2008. - №7.

Фукуяма Ф. Социальные последствия биотехнологических новаций// Человек. – 2008. - №5.

Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 434-456

 

Ко 2 реферату

Стаф И. Медицина между взглядом и дискурсом: диагноз Мишеля Фуко/ [Электронный ресурс] http://www.gumer.info/bibliotek_Buks

Смирнов А.В. Рождение клиники, или Тело через болезнь/ [Электронный ресурс] http// anthropology.ru/ru/texts/smirnov_av/body.html

К 3 реферату

Митрополит Антоний Сурожский. Вопросы медицинской этики. Человеческие ценности в медицине/ [Электронный ресурс] http://www.mitras.ru/ethic/a_main.htm

Митрополит Антоний Сурожский. Жизнь. Болезнь. Смерть/ [Электронный ресурс] http://www.mitras.ru/illness/a_main.htm

 

Тема 20. Глобальные проблемы современности и будущее человечества (2 часа)

План семинарского занятия

1. Понятие глобальных проблем. Глобалистика как особая область знания.

2. Глобальное сознание как условие разрешения глобальных проблем.

3. Проблема глобализации современного мира.

Темы рефератов

1. Роль демографических процессов в экологии человека.

2. Экология и здоровье человека.

3. Проблемы и перспективы современной глобализации

Ключевые понятия

Глобальные проблемы, глобализация, антропогенный

Цели изучения темы

  • познакомиться со значением понятий «глобальные проблемы», «глобалистика», «глобальное сознание» и рассмотреть актуальность глобальных проблем, необходимость их разрешения в современном мире
  • рассмотреть причины глобальных проблем
  • познакомиться с существующей классификацией глобальных проблем и возможными путями их разрешения
  • прояснить, в чем проявляется философско-антропологическое понимание глобальных проблем

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: