Тема 19. Философские основы медицины (2 часа)

План семинарского занятия №1

1.Медицина как предмет философского осмыслении. Мировоззрение и медицина.

2. Парадигмальный подход к болезни и здоровью

Темы для рефератов

1. Этические проблемы современной медицины.

2. «Клинический взгляд» на человека: особенности и последствия.

3. Что значит быть врачом: этические основания врачебной практики.

Ключевые понятия

Парадигма, здоровье, деонтология, биоэтика

Цели изучения темы

  • составить представление о взаимосвязи философии и медицины
  • познакомиться с разнообразными концепциями здоровья и болезни
  • выявить взаимосвязь мировоззрения врача и его профессиональной деятельности

 

Методические рекомендации

1. Специфика философского мировоззрения состоит в том, что оно задает фундаментальные принципы познания и ценностные ориентации, определяющие любую профессиональную деятельность. В отношении медицины философия раскрывает и обосновывает те или иные методологические и ценностно-нормативные основания медицинского знания. Подумайте, какие философские принципы, идеи философской антропологии, гносеологии и онтологии имеют значение для медицинского знания? Можно ли согласиться с Гиппократом в том, что «врач-философ равен Богу»? Подумайте, какие проблемы медицинского знания носят философский характер (речь идет о проблемах, связанных с процессом познания в медицине)? Что такое «клиническое мышление», в чем его особенность. Есть ли нечто общее между клиническим и философским мышлением?

Более того, и философия, и медицина имеют общий «объект» познания – человека. Сравните, как понимается человек и его тело в медицине и философии. Есть ли принципиальные различия в понимании человека, чем можно объяснить это различие? (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 539-551, 555-561).

Мировоззренческий характер философии обуславливает понимание мира в целом и связанное с этим понимание человека, сущности здоровья и болезни. Таким образом, философия раскрывает и проясняет предельные основания теоретической и практической медицины.

«Космоцентрическое» или «натурфилософское» мировоззрение лежало в основе первых систем медицинского знания (медицина древнего Китая, Греции, практика аюрведического знания). Поясните, как отражаются в указанных системах медицинского знания следующие идеи: идея микрокосма – макрокосма, идея гармонии\порядка – хаоса, идея первоэлементов (в китайской традиции – идея 5 элементов – дерево, огонь, земля, металл, вода; в Аюрведе первоначалами выступают – ветер, огонь, вода и эфир). Как эти идеи связаны с пониманием природы здоровья и болезни человека, с пониманием причин заболеваний и целей врачевания. Актуальны ли для современной медицины эти идеи?

Для христианского мировоззрения болезнь и здоровье человека связаны с особым пониманием отношений между человеком и Богом. Вспомните, как в Средневековье понимается человек, его место в мире. Можно ли понимать болезнь, в контексте данного мировоззрения, только как наказание? Что значит здоровье как «божественная благодать»? В чем состоит ограниченность средневековой медицины? Можно ли говорить о положительных чертах средневековой медицины?

Новое время – время становления медицины как научного знания. В основу медицины был положен картезианский принцип рациональности, на котором была основана классическая западная парадигма медицины, а так же механическая картина мира. Как последняя обусловила понимание человека, причин его болезней? Как понимается цель деятельности врача? Определите положительные и отрицательные стороны классического медицинского знания.

Постнеклассический тип рациональности и многие революционные открытия современной науки привели к пониманию сложности в организации всех живых систем (как открытых систем), в частности – человека, его организма. (См.: Хрусталев Ю.М. Философия/ Ю.М. Хрусталев. – М.: ГЭОТАР – Медиа, 2005. С. 567-569 Философия медицины/ под ред. Ю.Л. Шевченко. – М.: ГЭОТАР – МЕД, 2004. С. 428-432).

Подумайте, какие возможности открываются перед медициной принципы и идеи постнеклассической рациональности? Можно ли говорить о том, что в современной медицине наметился поворот к целостности, к холизму в понимании человека и его организма?

2. Поясните, каково значение для понимания медицинского знания понятия «парадигма»? Выделяют следующие медицинские парадигмы: аллопатическая, гомеопатическая, восточная (китайская, тибетская, аюрведическая), биоэнергоинформационная. Выявите слабые и сильные стороны каждой из парадигм. Как раскрывается взаимосвязь духа и тела в этих парадигмах? В чем особенности холистической модели лечения, к которой относятся гомеопатия, натуропатия, восточная медицина? Подумайте, чем объясняется достаточно прочное положение аллопатической парадигмы среди других парадигм?

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: