Оценка частоты проявления

Характеристики поведения           +2      +1      0         –1       –2

всегда часто иногда редко никогда

Активно выполняет задания + Не отказывается от выполнения + просьб и поручений

Доводит дело до конца                +                              

И т. д. 

Для удобства записи все время наблюдения может разбиваться на отдельные интервалы (длительностью обычно от 1 до 5 минут), облегчающие анализ динамики явления. Такой способ записи называют хронокартой (табл. 12).

 

Таблица 12

используется хронометраж, предполагающий обязательное измерение времени протекания действия или события. Чаще всего для обеспечения большей полноты информации в процессе наблюдения используются качественно-количественные способы фиксации записи. Так, например, для изучения устойчивости внимания школьников может быть использована следующая процедура наблюдения. Весь урок можно разбить на пятиминутные интервалы и фиксировать изменения, наблюдаемые в особенностях проявления внимания ученика в каждый интервал времени. В качестве показателей степени сосредоточенности внимания используются следующие:

- наличие и характер реакции ученика на воздействие посторонних раздражителей;

- посторонние разговоры или занятия посторонними делами;

- мимические реакции (куда направлен взгляд, каково выражение лица);

- пантомимические реакции (рабочая или расслабленная поза, вертится или спокоен);

- наличие или отсутствие специально направленных усилий со стороны учителя для привлечения внимания ученика;

- отсутствие ответов невпопад или ошибок из-за невнимательности (пропуски букв, цифр, слов, ошибки в простейших расчетах и пр.). [54]

Метод наблюдения является одним из наиболее информативных методов. Он универсален, с его помощью можно изучать почти все, позволяет воспринимать и фиксировать акты поведения, отражать конкретные процессы в конкретных ситуациях, что снижает опасность забывания или последующих ошибок в суждениях. Наблюдение не искажает естественного протекания поведения в целом. Этот метод обеспечивает минимальное вмешательство в процесс и практически не требует никаких дополнительных средств. 

Вместе с тем, как и другие методы, метод наблюдения не лишен недостатков. Он является трудоемким, практически невозможно исключить влияние случайных факторов, это пассивный метод, он не всегда позволяет установить точную причину поступка, действия. При наблюдении, как правило, анализируются только внешние конкретные факторы, которые дают в основном информацию качественного характера, их сложно подвергнуть количественному анализу. 

Помимо субъективного фактора на результаты наблюдения влияет и сам факт знания исследуемыми, что за ними наблюдают. Это зачастую приводит к изменению поведения наблюдаемых и сказывается на результатах их деятельности. Длительное включенное наблюдение приводит к адаптации исследователя к происходящим событиям, не исключено влияние на исследователя общей ситуации, что тоже ведет к снижению объективности результатов наблюдения. 

 


Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Какие требования к проведению метода наблюдения являются необходимыми?

2. Какие виды наблюдения целесообразно применять в школе?

3. На какие невербальные характеристики поведения необходимо обращать внимание в процессе наблюдения?

4. Чем отличается женщина-наблюдатель от мужчинынаблюдателя?

5. Как влияет личность наблюдателя на эффективность наблюдения?

6. Чем отличатся поход к наблюдению на основе гипотезы от наблюдения на основе фактов?

 

Практические задания

1. Составьте план наблюдения по самостоятельно выбранной теме исследования. 

2. Подберите основные показатели проявления познавательной активности студентов (школьников). 3. Составьте самохарактеристику на основе самонаблюдения. 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: