Формулировка и компоновка вопросов анкеты

При построении анкеты могут быть использованы разные виды вопросов, каждый из которых имеет свою специфику, достоинства и недостатки. 

По форме вопросы могут быть подразделены на открытые и закрытые.  

Открытые вопросы предполагают свободный ответ опрашиваемого (своими словами и в любой форме). Их преимуществом является то, что они не оказывают давления на опрашиваемого, способствуют лучшему контакту с ним. Ответы на такие вопросы позволяют выявить индивидуальное, персональное мнение, они, как правило, более глубоки и обоснованны. Однако, эти вопросы лучше работают на аудитории с более высоким уровнем образования, требуют развитого словарного запаса, предполагают высокий уровень мотивации к участию в исследовании и представляют значительные трудности при обработке. 

Закрытые вопросы предполагают заранее подготовленные исследователем перечень ответов, из которых опрашиваемый выбирает один или несколько подходящих для себя вариантов. Они подразделяются на дихотомические и вопросы с множественным выбором. 

Дихотомические вопросы позволяют получить четкое и однозначное мнение респондентов. Они дают четкую однозначную информацию, максимально удобны для обработки. Однако их информационная ценность весьма ограничена. 

Вопросы с множественным выбором предполагают заранее подготовленный достаточно полный перечень возможных вариантов ответов. Опрашиваемый может выбирать один или несколько вариантов в зависимости от характера вопроса. Вопросы с множественными выбором позволяют выявить различные оттенки во мнениях или отношении и являются более информативными. Опрашиваемый ничего не забудет и не упустит при ответе. Их легко обрабатывать. Ответы на них не требуют от респондента высокого интеллектуального напряжения. Вместе с тем всегда есть вероятность, что при разработке анкеты не все возможные ответы были учтены и информация будет получена не в полном объеме. 

По характеру получения информации вопросы могут быть подразделены на прямые, косвенные и проективные.  

Прямые вопросы предполагают получение именно той информации в отношении которой задается вопрос, косвенные – получение информации непрямым путем. Например, вместо вопроса «Сколько Вам лет?», можно спросить «В каком году Вы пошли в первый класс?» или «В каком году Вы окончили школу?». Проективные вопросы предполагают такую формулировку, в которой речь идет не о самом опрашиваемом, а о другом человеке или о других людях, от лица которых респондент дает ответ. 

Для выявления мнений, которые расходятся с общепринятыми или социально одобряемыми реакциями, могут быть использованы не только личные вопросы, предполагающие обращение к личности опрашиваемого, но и безличные, не обращенные ни к кому, например, «Многие думают…» или «Некоторые полагают…». 

Для того чтобы получить максимально полную и объективную информацию с помощью анкетирования, вопросы анкеты должны отвечать определенным требованиям:

1. Каждый вопрос должен содержать отдельную, вполне завершенную мысль. Составные вопросы, содержащие несколько мыслей одновременно, затрудняют выбор правильного ответа. 

Приведем несколько примеров неудачно сформулированных вопросов: «Нравится ли тебе читать книги о животных, ухаживать за животными?», «Нравится ли тебе знакомиться с жизнью выдающихся мастеров сцены, встречаться с актерами, собирать открытки с фотографиями актеров?». 

2. При формулировке вопросов необходимо избегать многозначных, малораспространенных, иностранных слов, узкоспециальных терминов. 

Например: «Какова степень Вашей идентификации с выбранной профессией?», «В какой форме Вы предпочитаете заниматься физкультурой?». 

3. Вопросы должны быть не слишком длинными, поскольку это может затруднить их понимание, и у опрашиваемого возникает желание ответить только на ту часть вопроса, которую они запомнили или которая оказалась последней. 

4. Вопрос должен быть конкретным и касаться одного определенного случая, а не носить дискуссионного характера, когда на вопрос невозможно ответить одним или несколькими словами. Это стимулирует опрашиваемого либо к формальному односложному ответу, либо к отказу от ответа, либо к пространным комментариям. 

Например: «Какую пользу может принести изучение иностранных языков?». 

5. Вопросы не должны носить внушающего характера, когда опрашиваемому навязывается ответ самой формулировкой вопроса. 

Например: «Почему ты пошел бы учиться в 10 класс?» или «Почему учиться в вечерней школе хуже, чем в обычной?». 

6. При формулировке вопросов лучше избегать тех слов, которые могут вызывать негативные реакции у опрашиваемых, поскольку будет получен не столько ответ на вопрос, сколько реакция на слово, вызывающее отрицательную эмоции. 

7. Респондент не должен чувствовать, что его ответы могут унизить его в глазах окружающих, что тот ответ, который он выбирает ничуть не хуже других, и он имеет право на такую позицию. Вопрос не должен вызывать самозащитную реакцию. 

Пример: «Как Вы наказываете детей?», «Как часто Вы лжете своей жене (мужу)?». 

8. Для того чтобы дать возможность респонденту без смущения согласиться или отказаться, полезно вводить в формулировку вопросов «спасительные» слова или выражения, типа возможно, обычно, случайно. 

9. Желательно сформулировать вопрос таким образом, чтобы можно было избежать стереотипных, шаблонных ответов. 

Например, вместо вопроса «Кто Ваш любимый писатель?», чтобы избежать ответа «Пушкин», который встречается в подобных случаях чаще всего, лучше спросить: «Если бы Вы оказались изолированным на длительное время от людей и животных, лишенным компьютера, телефона, телевизора, радио, и у Вас была бы возможность только читать, книги каких авторов Вы бы выбрали?»

10. Нецелесообразно ставить вопросы «в лоб», поскольку это создает ситуацию экзамена, испытания и существенно снижает мотивацию к ответу. 

Например: «Почему Вы так считаете?», «Как нужно правильно поступать в ситуации…?».

Оформление анкеты

Важным правилом построения анкеты должно быть несовпадение программной логики, отраженной в концепции анкеты, и логики построения анкеты. 

Вопросы должны быть расположены в такой последовательности, чтобы интерес опрашиваемого к анкетированию и желание отвечать возрастало по мере ответов на них. Первые вопросы должны быть более простыми как по содержанию, так и по форме, не предполагать дискуссий, длительных размышлений и интеллектуального напряжения. Они должны быть скорее событийными, чем оценочными. Более сложные и глубокие вопросы должны быть расположены за легкими – в середине или ближе к концу так же, как и сложные по форме, например, в виде таблиц. Вопросы, носящие интимно-личностный характер, также желательно располагать в конце анкеты. 

Не следует начинать анкету с выяснения демографических сведений (пола, возраста, статуса и пр.). Эти вопросы должны быть расположены в конце анкеты для обеспечения большей искренности опрашиваемого и создания гарантии анонимности. 

Важно учитывать и психологическую последовательность вопросов: соблюдение логического порядка вопросов может привести к тому, что опрашиваемый почувствует, каких ответов ждет от него исследователь и будет давать желаемые, с его точки зрения, ответы. Для того чтобы этого не произошло, полезно вводить так называемые «буферные», т. е. отвлекающие, меняющие тему вопросы. 

Прежде чем задать вопрос об отношении к чему-либо, целесообразно сначала поставить вопрос о наличии информации у респондента об оцениваемом факте или событии. 

Для получения более объективной информации вопросы, касающиеся одной и той же стороны предмета исследования, следует расположить в разных частях анкеты так же, как и прямые и косвенные, личные и безличностные. 

Поскольку анкетирование – это заочный вариант опроса, то прежде чем его проводить, нужно создать все условия, чтобы опрос не вызывал затруднений у респондента. 

В связи с этим при подготовке анкеты важно обратить внимание не только на список вопросов, но и разработать четкую и однозначную инструкцию для опрашиваемого и правильно оформить сам опросный лист. 

Любую анкету можно условно разделить на три части. Первая – это вводная часть, или инструкция. Вторая – сам опросный лист. Третья – «объективка». 

Основной целью инструкции является побуждение опрашиваемого к участию в анкетировании, формирование заинтересованности в честных и искренних ответах, расположение к себе, а также обеспечение адекватного понимания предлагаемых заданий и способов ответов на них. 

Инструкция, как правило, начинается с обращения к опрашиваемому. Оно может иметь различные формы – от официальной «Уважаемый…» до эмоционально окрашенной «Дорогой друг!». Конкретная формулировка зависит от особенностей аудитории и задач исследования. Для усиления личной заинтересованности в качестве обращения могут быть использованы имя и отчество респондента, однако в этом случае ему должны быть гарантированы особые формы обеспечения тайны полученной информации (например, изъятие листа с инструкцией и кодирование имени, которое известно только исследователю). 

Далее в инструкции необходимо указать, кто проводит исследование и с какой целью. При этом цель должна быть сформулирована в обобщенной форме (опрашиваемым не обязательно знать, какую конкретную истинную цель вы преследуете, чтобы избежать «подстройки», формирования установки у респондента) и носить обтекаемый характер. Обязательно следует указать, как будут использованы в дальнейшем результаты анкетирования и какую реальную пользу для себя может извлечь опрашиваемый из участия в исследовании. При этом не целесообразно использовать формулировки типа «Нас интересует…», лучше применять выражение «Ваши ответы помогут…». Нецелесообразно давать название анкете, так как это либо раскроет истинные цели исследования, либо введет опрашиваемого в заблуждение, но и в том и в другом случае приведет к уже описанным ошибкам. 

Важно подчеркнуть значимость личного участия опрашиваемого, но без заискивания перед ним. В обращении к опрашиваемому необходимо дать гарантию анонимности исследования (и обеспечить ее в дальнейшем). В случае необходимости можно закодировать анкету, выбрав совместно с респондентом шифр или псевдоним, который известен только самому опрашиваемому и исследователю. 

Обязательной частью инструкции является подробное описание правил заполнения анкеты. Нужно указать, как отвечать на открытые вопросы и что это такое; сколько ответов можно выбирать в закрытых вопросах различного типа; как обозначать свой выбор в закрытых вопросах; указать на возможность своего варианта ответа и способе его внесения в опросный лист. 

Заметим, что лучше всего обозначать выбор «+» или галочкой. В том случае, если ответы пронумерованы или обозначены буквами, соответствующую букву можно обвести в кружок. Нецелесообразно использовать зачеркивание или подчеркивание, так как в случае небрежности или других проблем с заполнением анкеты, бывает трудно отнести ответ к определенному варианту. 

В некоторых случаях, когда анкета заполняется в отсутствие исследователя (хотя это и наименее желательный вариант), следует указать, когда и каким способом анкета должна быть возвращена исследователю. 

Иногда в завершении инструкции следует указать слова благодарности за участие в исследовании или за искренность и точность в ответах. 

Второй частью анкеты, как уже говорилось выше, является сам опросный лист. Инструкцию целесообразно печатать на отдельном листе, а опросный лист должен начинаться с новой страницы. 

Опросный лист также может состоять из трех частей: примерно треть простых и интересных вопросов; вторая треть – более сложные, глубокие и «щекотливые» вопросы; последняя – информация об объективных характеристиках респондента. 

В последнюю часть – «объективку» – могут входить вопросы о поле, возрасте, образовании, месте работы или учебы, стаже, квалификации, семейном положении, количестве детей, доходе в семье, жилье и пр. При формулировке этих вопросов рекомендуется использовать закрытые формы. Для этого целесообразно бывает продумать градацию ответов, например, «Укажите, пожалуйста, свой возраст: 11–12 лет; 13–14 лет; 15–16 лет; 17–18 лет; 19–20 лет; 20–25 лет; 26–30 лет (и т. д.)». 

Иногда сам опросный лист целесообразно завершать словами благодарности за проделанную работу, особенно если их не было в инструкции. 

Анкета должна быть не просто правильно построена, но и правильно оформлена. При этом необходимо опираться не на логику предмета исследования, а на закономерности восприятия текста. 

Прежде всего, анкета должна воздействовать эстетически, а следовательно, быть красиво оформлена и не допускать грамматических и синтаксических ошибок. 

Вопросы и ответы должны быть наглядно расчленены: поля вопросов и ответов должны соответствовать друг другу; каждый вопрос и ответ отделяться необходимым пробелом, места для ответов должны располагаться друг под другом с одной стороны. 

Нельзя допускать переноса части ответов на другую страницу или разделения страницами вопроса и ответов. 

Лист необходимо оформить так, чтобы он был удобен для дальнейшей статистической обработки. 

Количество свободных строчек в открытых вопросах должно быть таким, чтобы опрашиваемому хватило места для ответа независимо от его почерка, но и не слишком большим, чтобы не отпугивать респондента. 

Для подчеркивания важных моментов, оформления замечаний, примечаний, указаний можно использовать разные шрифты, но не злоупотреблять этим способом, чтобы анкета не выглядела «пестрой». Если анкета получилась слишком большой, она может быть проиллюстрирована рисунками, имеющими отношение к теме для снятия эмоционального напряжения. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: