Экспериментально-практическая проверка анкеты

Как бы хорошо ни была составлена анкета, всегда есть вероятность, что какие-то факторы при ее разработке не были учтены или были учтены недостаточно. Поэтому первый вариант анкеты нуждается в экспериментально-практической проверке, т. е. требует пилотажного исследования, в результате которого из анкеты исключаются неудачно составленные вопросы, неточные ответы либо добавляются ответы в вопросы с множественным выбором и пр. 

Анализ результатов пилотажного исследования предполагает выявление ошибок в составлении анкеты. Наиболее типичными из них являются следующие. 

1. В ответах высок процент реакций «не знаю», «не понял». 

Это, как правило, связано с неточной или неоднозначной формулировкой вопросов, либо с недостаточным учетом важнейших характеристик объекта исследования, в частности, с некомпетентностью тех людей, которые включены в выборку. 

2. Большой процент отказов отвечать или большое количество пропусков при заполнении анкеты. 

Основной причиной этого обычно являются недостатки инструкции: испытуемым неясно, для чего проводится опрос, у них нет достаточной мотивации для участия в анкетировании; недостаточно убедительно гарантирована анонимность исследования; неточно описаны правила заполнения анкеты. 

3. Полученные ответы носят стереотипный характер. 

В данном случае причина, как правило, либо в неудачной формулировке вопросов, либо в неполном наборе ответов в вопросах с множественным выбором. 

4. Нелогичность и пропуски в ответах. 

Такая ошибка предполагает либо недостаточный учет уровня компетентности, образовательных или культурных особенностей контингента опрашиваемых, либо низкий уровень мотивации при анкетировании, когда ответы выбираются наугад.

5. В анкетных листах очень много письменных комментариев, дополнительных замечаний. 

Это, как правило, является показателем того, что предусмотрены не все возможные варианты ответов или формулировки вопросов оказались неоднозначными, объединяющими несколько разных позиций. 

6. Нет ответов на открытые вопросы. 

Причиной может выступать нечеткость инструкции либо недостаточный уровень мотивации, а также неудачное оформление анкеты, когда для свободного ответа оставлено слишком мало места. 

7. Небольшой разброс ответов на вопросы закрытого типа. 

Чаще всего причиной этого является неудачное расположение ответов, когда «срабатывает» не сам ответ, а его место в списке. Подготовка к анкетированию

Организационная подготовка к исследованию предполагает подготовку организации, в которой проводится анкетирование, подготовку контингента опрашиваемых и подготовку необходимого методического обеспечения. 

Прежде чем проводить анкетирование, необходимо поставить в известность о целях и задачах исследования и получить согласие на его проведение у руководителя той организации или подразделения, где планируется сбор необходимой информации. Если есть возможность, то группа опрашиваемых также должна быть предварительно предупреждена о целях и задачах исследования, сроках и порядке его проведения. Желательно проводить анкетирование в присутствии исследователя, но если такая возможность исключена, то следует заранее оговорить порядок и срок сдачи анкет, который не должен превышать двух-трех дней. 

Для обеспечения большей эффективности при сборе информации целесообразно заранее подготовить нужное количество распечатанных экземпляров. Исследователь должен заранее предусмотреть наличие дополнительных письменных принадлежностей (ручек или карандашей), подготовленность аудитории, в которой будет проводиться. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: