Опросные методы исследования

К опросным методам относятся интервью (стандартизированное и полустандартизированное), беседа или нестандартизированное интервью и анкетирование. Опросные методы делятся на устные (интервью и беседа) и письменные (анкетирование). В случае проведения устного опроса, его результаты необходимо фиксировать в письменной форме по заранее разработанной схеме. В исследованиях чаще всего используют анкетирование и беседу. 

Спецификой опроса является получение информации для исследователя об определенных объективных и субъективных факторах со слов респондента. Поэтому важнейшей проблемой при применении этого метода является проблема обеспечения достоверности получаемой информации. Известно, что степень достоверности тем выше, чем искреннее в своих ответах опрашиваемый и чем больше он осведомлен в области изучаемой проблемы. В связи с этим чрезвычайно важно выяснить, может ли опрашиваемый отвечать на поставленные вопросы, достаточно ли он в этой области компетентен, а также создать необходимую мотивацию у опрашиваемого для того, чтобы он захотел отвечать на поставленные вопросы. 

Анкетирование

Анкетирование обычно рассматривается как метод заочного опроса. Впервые анкету как метод психологического исследования использовал Ф. Гальтон для изучения умственных качеств и условий индивидуального личностного развития ученых XIX века. 

Анкетирование используется, когда требуется получить обобщенное мнение по какому-то вопросу, необходимы четкие и точные ответы на вопросы, интересующие исследователя, нужно выяснить отношение респондентов к острому, дискуссионному или интимно-личностному вопросу, требуется опросить большое количество людей за короткий срок. 

Использование метода анкетирования предполагает несколько этапов:

1. Создание концепции анкеты. 

2. Формулировка и компоновка вопросов анкеты. 

3. Оформление анкеты. 

4. Экспериментально-практическая проверка анкеты (пилотажное исследование). 

5. Подготовка к анкетированию. 

6. Проведение анкетирования. 

7. Обработка и анализ результатов анкетирования. 

Концепция анкеты предусматривает формулировку проблемы исследования, определение предмета и объекта исследования, цели и гипотезы анкетирования. 

Характер проблемы определяет предмет и объект исследования. При описании предмета исследования необходимо зафиксировать основные понятия, характеризующие предмет исследования, факторы, от которых зависит функционирование и/или развитие предмета, закономерности функционирования и развития предмета. При описании объекта важно выделить все те особенности объекта, которые представляют интерес для изучаемой проблемы и создают условия для изменения предмета исследования. 

При формулировке цели анкетирования необходимо помнить, что с помощью анкеты можно получить не всю интересующую исследователя информацию, а лишь выявить мнение и отношение респондентов. Цель исследования так же, как и гипотеза, может внести коррективы в характеристику объекта и предмета исследования. 

Таким образом, сформулированная концепция анкеты будет определять характер и содержание вопросов анкеты, а также служить основанием для анализа полученных результатов. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: