Корреляционная зависимость критериев подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе

Критерий Когнитивный
Практический -0,05
Мотивационно-целевой -0,14
Эмоционально-волевой -0,79
Критерий Практический
Мотивационно-целевой 0,59
Эмоционально-волевой 0,44
Критерий Мотивационно-целевой
Эмоционально-волевой 0,38

 

Если коэффициент корреляции больше или равен 0, но меньше 0,3 – связь слабая; больше или равен 0,3, но меньше 0,5 – связь умеренная; больше или равен 0,5, но меньше 0,7 – связь значительная; больше или равен 0,7 – связь сильная. При коэффициенте корреляции меньше 0 между критериями наблюдается обратная связь. Таким образом, при коэффициенте корреляции больше или равном 0,5 следует говорить о наличии достаточно серьезных взаимосвязей двух параметров. 

По результатам экспертной оценки педагогов сельских школ, больше всего взаимосвязаны практический и мотивационно-целевой критерии (коэффициент корреляции равен 0,59), между практическим, мотивационно-целевым и эмоционально-волевым – связь умеренная (коэффициенты корреляции 0,44 и 0,38), когнитивный критерии, по их мнению, находится в обратной зависимости от трех других (коэффициент корреляции меньше нуля). Такие результаты могли быть получены в связи с несколькими причинами: во-первых, опрашиваемые не видят существенных различий между воспитательной работой в сельской малочисленной и городской школе (хотя практические умения и навыки работы в учреждениях данного типа считают необходимыми); вовторых, выделяя как наиболее существенное, наличие у педагога желания и потребности, а также определенных личностных качеств, позволяющих ему успешно работать на селе, респонденты отмечают важность профессиональной ориентированности на данный вид деятельности и необходимость ее осуществления в процессе подготовки педагогов для села в вузе. 

Для обоснования выбранных критериев, мы привлекли к экспертной оценке студентов и преподавателей университета. Анализ результатов подтвердил целесообразность выделяемых показателей. Также по данным опроса были определены коэффициенты корреляции между основными критериями. Оказалось, что будущие педагоги придерживаются несколько иной точки зрения на взаимосвязь этих параметров. По их мнению, между эмоционально-волевым, мотивационно-целевым и когнитивным критерием существует определенная связь (коэффициенты корреляции – 0,41 и 0,73), а остальные или находятся в обратной зависимости, или слабо связаны между собой (коэффициенты корреляции – меньше 0 и 0,15). Таким образом, наличие у педагога сельской школы потребности, желания, определенных личностных качеств тесно взаимосвязано с имеющимися у него знаниями об особенностях организации воспитательного процесса в учреждениях данного типа. 

Сопоставив вышеприведенные точки зрения, мы заключили: развитие у будущих педагогов мотивов работы в сельской школе тесно взаимосвязано с формированием у них системы профессиональных знаний, умений и навыков, необходимых для успешной деятельности в условиях малочисленности классов. 

Таким образом, система критериев и показателей для изучения результатов опытно-экспериментальной работы была разработана и проверена. 

На основании определенных в ходе экспертной оценки критериев и показателей была разработана методика диагностики подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательных функций в условиях малочисленного разновозрастного коллектива. Данная методика представляет собой опросный лист, включающий в себя 48 вопросовутверждений, а также способ обработки результатов. Уровень подготовленности к организации воспитательной работы в сельской малочисленной школе по отдельным критериям выражается балловой оценкой, которая позволяет определить насколько будущий учитель готов к данному виду деятельности (низкий уровень: 0–0,9, средний уровень:

1–1,9, высокий уровень 2–3). 

Студентам в количестве 186 человек предлагалось рядом с утверждением поставить оценку по следующей шкале: «полностью согласны» – 3, «скорее согласны, чем не согласны» – 2, «скорее не согласны, чем согласны» – 1, «не согласны» – 0. В опросе принимали участие только студенты, закончившие сельские школы и поступившие в университет по направлению для целевого обучения, поскольку вся система подготовки рассчитана в первую очередь на работу с данной категорией, ведь именно им необходимы дополнительные знания, умения, навыки воспитания школьников в условиях малочисленности классов,


так как предполагается, что после окончания вуза они будут работать в сельских и сельских малочисленных школах. 

Для проверки методики на валидность мы пользовались внешней валидностью, которая обеспечивалась тщательной проработкой утверждений и подтверждалась результатами экспертной оценки и «пилотажного исследования». 

На основе изучения степени выраженности критериев и показателей у студентов различных курсов было условно выделено пять групп. Каждая из них характеризуется направленностью на работу в сельской малочисленной школе, уровнем сформированности знаний об особенностях ее организации и необходимых для этого личностных качеств, умений и навыков, обеспечивающих эффективную воспитательную деятельность учителя на селе.

Первая – студенты мотивированы на воспитательную деятельность в сельской школе, обладают необходимыми для ее эффективной организации знаниями, умениями, навыками (высокий уровень по всем критериям).  

Вторая – у будущих педагогов наблюдается положительная мотивация, есть теоретические знания об особенностях воспитания сельских школьников, но недостаточно развиты умения и навыки практической деятельности (высокий уровень по когнитивному, мотивационноцелевому, эмоционально-волевому критериям).  

Третья – студенты, мотивированные на работу в сельской школе, но не считающие необходимым уделять особое внимание воспитательной работе; они обладают знаниями об осуществлении воспитательного процесса в условиях малочисленности классов, но испытывают затруднения в их практической реализации (высокий уровень по когнитивному и мотивационно-целевому критерию).  

Четвертая – у будущих педагогов сформированы профессиональные мотивы воспитательной деятельности на селе, но отсутствуют необходимые для ее осуществления знания, умения, навыки (высокий уровень по мотивационно-целевому и эмоционально-волевому критерию).  

Пятая – студент не имеет профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе, не владеет информацией о специфике воспитания сельских школьников (низкий уровень по всем критериям).  

Выделение этих групп позволило организовать дифференцированную работу со студентами и оценку ее результатов.  

 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: