Вопросы для самопроверки и обсуждения

 Для чего необходимо разрабатывать критерии и показатели развития исследуемого процесса или явления?

 Какие требования предъявляются к разработке критериев и показателей для изучения результатов исследования?

4. Что необходимо учитывать при разработке критериев и показателей?

5. Как соотносятся критерии и показатели?

6. Как можно классифицировать критерии и показатели?

7. Каковы этапы разработки критериев и показателей для изучения результатов исследования?

Практические задания

1. Изучите фрагмент исследования, предложенный выше в данном разделе, и определите, как представленный опыт можно применить к своему исследованию. 

2. Используя изложенные в главе подходы к классификации критериев и показателей, определите, какие из них Вы можете использовать в своем исследовании. Покажите это на конкретных примерах. 

3. Разработайте критерии и показатели для изучения результатов своего исследования. 

 

 

4.2 Анализ состояния проблемы в педагогической практике

Аналитическая деятельность является одной из самых сложных. Овладеть ею – это значит стать исследователем и профессионалом в своем деле, способным:

− осознанно и эффективно действовать в конкретной ситуации;

− делать обоснованный прогноз на будущее;

− ставить реальные цели и задачи;

− определять оптимальные средства для достижения намеченного. 

Эта деятельность не знает предела в своем совершенстве. Чем систематичнее исследователь организует аналитическую работу, тем более объективные и доказательные результаты он получит.

Чем глубже и обоснованней осуществляет он анализ, проникает в сущность исследуемого объекта, тем доказательнее и эффективнее действия исследователя по преобразованию этого объекта и переводу его в новое, более высокое качественное состояние. 

Изучение состояния проблемы в практике и его анализ являются важным этапом в организации педагогического исследования. Данный этап позволяет исследователю:

− уточнить тему исследования, его научный аппарат; 

− сформулировать гипотезу;

− разработать модель для ее апробации в ходе эксперимента; − составить программу опытно-экспериментальной работы. 

Некоторые педагогические исследования, при масштабном изучении педагогической практики, могут ограничиваться сравнением и интерпретацией данных в разных организациях и не предусматривать проведения опытно-экспериментальной работы. 

Следует иметь в виду, что для большей объективности, точности результатов аналитической деятельности важно определить оптимальный круг участников аналитической работы в организации, а также объем источников информации. 

По итогам анализа состояния проблемы можно установить следующее:

− результаты педагогической деятельности по решаемой проблеме;

− целесообразность проводимой работы;

− факторы, которые обусловили достигнутые результаты;

− эффективность средств, используемых для решения проблемы в массовой и передовой педагогической практике;

− достижения и недостатки в решении проблемы;

− неиспользованные возможности, резервы для успешного решения проблемы;

− пути, средства решения проблем, способы устранения причин обнаруженных недостатков. 

Приступая к анализу решения проблемы,необходимо уяснить ее смысл, содержание, определить критерии и показатели, по которым будет определяться степень ее решения. При этом целесообразно учесть результативные критерии, позволяющие зафиксировать результат решения задачи, а также процессуальные, оценивающие эффективность организации процесса. 

Анализ решения проблемы предусматривает следующие действия:

− четкая, конкретная формулировка проблемы;

− выделение составных частей, компонентов задачи и краткая их характеристика;

− определение в проблеме основных, актуальных для данной ситуации характеристик;

− разработка критериев и показателей уровня решения проблемы с учетом основных характеристик;

− разработка методик для изучения результатов решения проблемы;

− составление перечня используемых средств с целью решения проблемы, а также факторов, влияющих на её решение;

− разработка методик изучения эффективности используемых педагогических средств и степени влияния различных факторов на решение проблемы;

− определение респондентов, участников, организаторов сбора информации и их функций;

− обработка информации по блокам с помощью таблиц, схем; − написание анализа;

− обсуждение, доработка и утверждение анализа в организации (учреждении). 

Последнее действие необходимо в том случае, когда аналитическая работа проводилась с участием членов организации и затрагивает их интересы. 

Материалы, собранные в ходе изучения и анализа состояния проблемы в педагогической практике, могут быть представлены в диссертации или войти в самостоятельный раздел диссертации, найти отражение при обосновании авторской модели исследуемого процесса, педагогических условий развития явления, эффективных педагогических средств решения проблемы. 

Для того, чтобы представить текст анализа состояния проблемы в педагогической практике, необходимо иметь следующую информацию:

− материалы, отражающие результаты решения проблемы;

− перечень средств, факторов, которые могут влиять на успешность решения проблемы;

− сведения об эффективности влияния средств на решение проблемы. 

Для получения соответствующей информации определяется комплекс необходимых методов и методик. Условно их можно представить тремя группами:

а) методы и методики для замера уровня сформированности исследуемого явления, процесса (качества личности, отношений и т. д.);

б) методики, позволяющие изучить используемые в практике

педагогические средства;

в) методы и методики, которые выявляют эффективность влияния педагогических средств, условий, факторов на исследуемый процесс. 

Дадим краткую информацию о методах каждой группы. 

К первой группе можно отнести методики, которые «замеряют» уровень развития исследуемого качества, явления, процесса. Очень часто такие методики можно обнаружить в литературе, например, для изучения уровня коммуникативности, организаторских способностей, взаимодействия участников образовательного процесса. В то же время исследователь может разработать критерии и показатели для «замера» и отобрать соответствующие методики (подробнее см. параграф 4.1). 

Вторая группа, изучение используемых педагогических средств в практике, включает следующие методы:

− изучение документации (нормативной – планы, программы; методической – разработки мероприятий);

− изучение результатов деятельности испытуемых; − изучение средств наглядной и информационной агитации;

− наблюдение за происходящими событиями и их фиксация;

− беседа с участниками происходящих событий;

− анкетирование, позволяющее выявить используемые средства в практике для решения проблемы. 

Третья группа методик направлена на выявление эффективности используемых средств, наиболее значимых факторов, влияющих на решение проблемы. 

Наиболее доступным способом изучения эффективности используемых педагогических средств является, на наш взгляд, коллективный анализ жизнедеятельности организации, учреждения, объединений. Например, могут быть предложены следующие вопросы для обсуждения:

− Назовите самые яркие события за последний период? 

− Какие дела вам запомнились и почему?

− Какие способы работы на занятиях лучше всего способствуют усвоению учебного материала и почему?

− Какие виды деятельности на уроке развивают ваше творчество?

Однако результаты такого анализа полезно дополнить и уточнить с помощью использования других методов сбора информации. С этой целью заполняются анкеты с учащимися, педагогами и родителями. 

Приведем примеры вопросов анкеты,которые позволяют определить эффективность используемых педагогических средств, например, конкретных дел:

− Назовите самые запомнившиеся дела учебного года. 

− Какую позицию ты занимал в этих делах (организатор, участник, наблюдатель и др.)?

− Какие дела способствовали установлению дружеских отношений в коллективе?

− Организатором каких дел ты был? и т. п. 

При составлении «срезовых» анкет особенно важно продумать возможность быстрой обработки. Чаще всего используются вопросы закрытого типа, т. е. регламентирующие выбор мнений, или предусматривается возможность использования «шкалирования» оценок и мнений. Приводим пример такой анкеты. 

Цель: определить, что и в какой мере является значимым для школьников, влияет на формирование у них положительных качеств, психологическую атмосферу в коллективе; изучить эффективность педагогических средств, степень их влияния на результаты образовательного процесса. 

Проведение. Каждому учащемуся предлагается оценить степень влияния нижеперечисленных средств на:

а) формирование у него положительных качеств;

б) психологический климат в коллективе. Оценивать предлагается по следующей шкале:

6 – повлияло очень сильно;

5 – повлияло сильно;

4 – повлияло в значительной мере;

3 – повлияло, но незначительно;

2 – почти не повлияло;

1 – не повлияло;

0 – отрицательно повлияло.

Таблица 27


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: