Определение влияния факторов и педагогических средств

№п/п

Название средств

Степень влияния

А Б
1 Общешкольное дело «За честь школы»    
2 Общешкольное дело «Праздник знаний и творчества»    
3–5 Другие общешкольные дела (перечисляются)    
6 Уроки математики    
7 Уроки географии    
8–17 Уроки по другим предметам (перечисляются)    
18 Классные дела    
19 Взаимоотношения с учителями    
20 Взаимоотношения с одноклассниками    
21 Взаимоотношения с родителями    
22 Занятия в клубе, кружке, секции или другом объединении по интересам    
23 Обстановка в классе    
24 Пример родителей    
25 Пример педагогов    
26 Отношение к вам ваших товарищам    
27 Ваше увлечение в свободное время    
28–30 Другие средства (элементы) воспитательного процесса     

 

В перечень средств могут включаться формы, методы, технологии, конкретные мероприятия, дела, действия, которые используются для решения проблемы. К факторам относятся влияния объединений, коллективов, среды. 

Обработка результатов. Подсчитывается средний балл влияния каждого средства или фактора и определяется степень его влияния на решение проблемы в сопоставлении с другими, выявляются наиболее эффективные технологии, способы, формы педагогической работы. 

Основным средством, влияющим на решение исследуемых проблем, является деятельность, в которую включаются участники педагогического процесса и которая организуется в различных формах, с помощью различных технологий. 

Изучение эффективности форм, способов организации деятельности предусматривает определение ее результатов и соотнесение этих результатов с затратами, усилиями педагогов, организаторов проводимой работы. 

Результаты мероприятия характеризуются степенью решения конкретных педагогических задач, мерой его влияния на решение исследуемой проблемы. Для разработки методик, позволяющих оценить эффективность формы, конкретного средства педагогической работы, также важно определить критерии с учетом поставленных педагогических задач и планируемых результатов. 

Для изучения результатов и эффективности формы педагогической деятельности используются различные способы.  

1) Наблюдение за поведением субъектов в процессе подготовки и проведения мероприятия, когда предоставляется возможность фиксировать позицию каждого по определенным показателям. Сравнение данных наблюдений для различных ситуаций позволяет оценить эффективность отдельных педагогических средств, используемых при проведении мероприятия, и в целом эффективность формы работы. 

2) Наблюдение за поведением участников деятельности, их отношениями после проведения мероприятия. Так, например, после беседы о культуре поведения или обсуждения отношений в коллективе важно найти факты, подтверждающие положительные изменения в поведении и действиях детей, чтобы убедиться в полезности проведенной формы воспитательной работы. Если после завершения разговора по какой-либо теме на классном часе учащиеся продолжают обсуждать затронутую проблему, можно предположить, что классный час в определенной мере достиг цели.

3) Анкетирование участников деятельности. Данный метод нецелесообразно использовать часто. Опрос надо провестив том случае, если мероприятие проходило впервые или есть сомнения в эффективности и целесообразности тех или иных пользуемых средств. Можно использовать открытые вопросы, например: что получилось и почему? Что не получилось и почему? Нужно ли было данное дело и почему? Если бы снова проводилось это дело (мероприятие), стал бы ты принимать в нем участие? Ответы на эти вопросы позволяют представить педагогам видение участников деятельности, выявить значимые для них элементы, сопоставить свои замыслы с реальной оценкой воплощения этих замыслов. 

В ряде случаев полезную и объективную информацию может дать шкалированная анкета, которая быстро заполняется и обрабатывается. Например, учащимся предлагается дать ответы на вопросы:

− В какой мере ты смог проявить свои способности и таланты в этом деле?

− В какой мере тебе удалось проявить активность, заинтересованность? и т. п. 

При этом используется следующая шкала: 4 – полностью проявил; 3 – в основном; 2 – частично; 1 мало; 0 – не смог проявить. 

Или:

− Оцени полезность этого мероприятия для развития отношений в нашем коллективе. 

− Оцени полезность этого дела для развития твоих творческих способностей. 

Предлагается шкала: 4 – полезно; 3 – скорее полезно, чем бесполезно; 2 – трудно сказать; 1 – скорее бесполезно, чем полезно; 0 – бесполезно.  

Учащиеся в анкете по соответствующей шкале могут оценить эффективность, полезность и значимость для себя отдельных фрагментов, приемов, элементов, из которых состояла данная форма работы. 

4) Цветограмма. Каждый оценивает конкретную форму работы с помощью цветных жетонов. Содержание оценок в соответствии с цветом жетона может зависеть от характера и целей мероприятия. Например, каждый ученик оценивает занятия, которые посетил. 5) Символическая оценка настроения после мероприятия. Например, после завершения мероприятия предлагается зафиксировать свое настроение, опустив жетон в один из пакетов со следующими рисунками:

а) светит солнце;

6) тучи на небе, и пробиваются лучи солнца; в) идет дождь. 

Символическая оценка используется не во всех случаях, так как есть такие формы работы, в которых на первый план выступает не эмоциональное состояние участника, а полезность и важность проделанного. В ряде случаев эмоциональная оценка не является критерием эффективности мероприятия. (Например, серьезный и сложный разговор, дискуссия, которые могут побудить к осмыслению, переживанию, но при этом эмоциональное состояние может быть противоречивым, неоднозначным.)

б) Отдаленная оценка формы воспитательной работы. В кон-

це года учащимся предлагается вспомнить все дела, в которых они участвовали или которые организовали в коллективе, и оценить их с помощью цветограммы, шкалы, словесно. У детей есть возможность оценить эти дела в сравнении, а педагогам остается проанализировать результаты оценок и выявить наиболее действенные средства. 

Важным показателем результативности любого дела (мероприятия) является последействие, т. е., когда в процессе проведения очередного дела, подведения его итогов, рождается новая идея, система действий по ее реализации или новое дело. 

Об эффективности формы воспитательной работы можно судить по тому, как учащиеся включились в коллективный анализ,насколько глубоко и сущностно они характеризуют проделанную работу на этапе подготовки и осуществления мероприятия. Перед коллективным анализом формы работы очень важно оценить результативность (как дело повлияло на каждого ребенка и на взаимоотношения детей), а также знать мнение учащихся о действенности используемых приемов и средств в ходе приведенной работы. 

Эффективность форм, средств педагогической работы изучается для того, чтобы исследователь мог учесть это при разработке модели, программы опытно-экспериментальной работы, составить рекомендации. 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: