Собранные материалы с помощью вышеизложенных методик обрабатываются в таблицах и используются при написании текста анализа состояния проблемы в практике. Текст должен иметь определенную логику, например, общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:
Синтез 1 – Анализ – Синтез 2.
Синтез 1: вывод о том, как в целом решается на данный момент исследуемая проблема, факты, цифры, подтверждающие этот вывод.
Анализ: что делается для решения исследуемой проблемы, какая и как организуется деятельность участников педагогического процесса, что и как влияет на решение проблемы, характеристика этого влияния.
Синтез 2: выводы о наиболее эффективных средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, дальнейших путях и средствах решения проблемы.
В тексте анализа необходимо отразить следующие мыслительные операции:
− описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предметов (системы) анализа;
|
|
− расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;
− сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;
− установление причинно-следственных связей;
− классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;
− обобщение, систематизация, позволяющие сделать выводы по результатам анализа;
− абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).
Все мыслительные операции тесно взаимосвязаны и могут быть представлены в каждой части аналитического текста, особенно важно отразить причинно-следственные связи, что свидетельствует о глубине анализа. Как правило, текст анализа состояния проблемы в практике включает обобщения, систематизацию эмпирических данных, факторов, влияющих на исследуемый процесс.
Примерная структура текста анализа состояния проблемы в практике:
1. Сущность, основные компоненты и характеристики, раскрывающие суть явления (проблемы).
2. Критерии и показатели для изучения состояния проблемы, краткое их обоснование.
3. Методики изучения результатов решения проблемы, эффективности использованных средств, факторов, влияющих на процесс решения проблемы(собственные методики даются в тексте, на методики других авторов делаются ссылки с указанием источников).
4. Анализ состояния решения проблемы:
а) общий вывод о том, как в целом решается проблема: при-
водятся подтверждения достижений, положительных результатов на основе используемых диагностических методик, а также данные о пробелах, упущениях в решении проблемы;
|
|
б) что делается для решения исследуемой проблемы различ-
ными лицами, структурами, подразделениями, какие для этого использовались средства (на основе изучения документов, наблюдения, опроса);
в) что и как повлияло на те или иные результаты и достижения; что способствовало решению проблемы и почему; что мешало её решению и почему (на основе сравнительных данных для различных условий, опроса членов организации, социальных партнеров);
г) какие действия и средства оказались наиболее эффектив-
ными (приводятся подтверждения на основе методик);
д) какие выявлены резервы, неиспользованные ресурсы;
е) что целесообразно использовать в дальнейшем для реше-
ния проблемы.
5. Предложения по дальнейшему решению проблемы, выводы о том, что необходимо учесть при разработке модели, программы опытно-экспериментальной работы.
В приложения включаются таблицы, графики, схемы, демонстрирующие результаты диагностики, которые используются при анализе.
Таким образом, анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике является, с одной стороны, необходимым этапом многих педагогических исследований, а с другой стороны, результатом исследовательской деятельности, который позволяет выявить эффективные педагогические средства, установить важные зависимости между используемыми педагогическими средствами и результатами их влияния на исследуемый процесс.
Вопросы для самоконтроля и обсуждения
1. Для чего необходим анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике?
2. Как организовать изучение состояния проблемы в педагогической практике?
3. Какая нужна информация для анализа состояния проблемы в практике?
4. Какие методы необходимы для сбора информации о состоянии проблемы в практике?
5. Какова структура текста анализа состояния исследуемой проблемы в педагогической практике?
6. Что общего и в чем отличия констатирующего эксперимента и изучения состояния проблемы в педагогической практике?
Практические задания
1. Составьте программу изучения состояния проблемы в педагогической практике, используя следующую схему.
Задачи исследования | Критерии и показатели для изучения | Методики изучения |
2. Составьте методики изучения эффективности педагогических средств, используемых в практике для решения конкретной проблемы.
3. Составьте методики для изучения эффективности конкретной формы педагогической работы.
Обработка и интерпретация научных данных