Оформление текста анализа состояния проблемы в педагогической практике

Собранные материалы с помощью вышеизложенных методик обрабатываются в таблицах и используются при написании текста анализа состояния проблемы в практике. Текст должен иметь определенную логику, например, общую логику анализа (его стадии) можно условно представить с помощью двух взаимосвязанных мыслительных операций, анализа и синтеза:

Синтез 1 – Анализ – Синтез 2.  

Синтез 1: вывод о том, как в целом решается на данный момент исследуемая проблема, факты, цифры, подтверждающие этот вывод. 

Анализ: что делается для решения исследуемой проблемы, какая и как организуется деятельность участников педагогического процесса, что и как влияет на решение проблемы, характеристика этого влияния. 

Синтез 2: выводы о наиболее эффективных средствах, неиспользованных возможностях и резервах, причинах снижения результативности педагогической работы, дальнейших путях и средствах решения проблемы. 

В тексте анализа необходимо отразить следующие мыслительные операции:

− описание явления в целом, обобщенная характеристика элемента, предметов (системы) анализа;

− расчленение явления, предмета анализа (системы, элемента) на составные части;

− сравнение с тем, что было и что стало, с идеальным состоянием явления, его состоянием для различных ситуаций и условий;

− установление причинно-следственных связей;

− классификация признаков в предмете анализа, выделение основной характеристики;

− обобщение, систематизация, позволяющие сделать выводы по результатам анализа;

− абстрагирование, предложение о возможных путях развития данного элемента (системы).

Все мыслительные операции тесно взаимосвязаны и могут быть представлены в каждой части аналитического текста, особенно важно отразить причинно-следственные связи, что свидетельствует о глубине анализа. Как правило, текст анализа состояния проблемы в практике включает обобщения, систематизацию эмпирических данных, факторов, влияющих на исследуемый процесс. 

 

Примерная структура текста анализа состояния проблемы в практике:

1. Сущность, основные компоненты и характеристики, раскрывающие суть явления (проблемы). 

2. Критерии и показатели для изучения состояния проблемы, краткое их обоснование. 

3. Методики изучения результатов решения проблемы, эффективности использованных средств, факторов, влияющих на процесс решения проблемы(собственные методики даются в тексте, на методики других авторов делаются ссылки с указанием источников). 

4. Анализ состояния решения проблемы:

а) общий вывод о том, как в целом решается проблема: при-

водятся подтверждения достижений, положительных результатов на основе используемых диагностических методик, а также данные о пробелах, упущениях в решении проблемы;

б) что делается для решения исследуемой проблемы различ-

ными лицами, структурами, подразделениями, какие для этого использовались средства (на основе изучения документов, наблюдения, опроса);

в) что и как повлияло на те или иные результаты и достижения; что способствовало решению проблемы и почему; что мешало её решению и почему (на основе сравнительных данных для различных условий, опроса членов организации, социальных партнеров);

г) какие действия и средства оказались наиболее эффектив-

ными (приводятся подтверждения на основе методик);

д) какие выявлены резервы, неиспользованные ресурсы;

е) что целесообразно использовать в дальнейшем для реше-

ния проблемы. 

5. Предложения по дальнейшему решению проблемы, выводы о том, что необходимо учесть при разработке модели, программы опытно-экспериментальной работы. 

В приложения включаются таблицы, графики, схемы, демонстрирующие результаты диагностики, которые используются при анализе. 

Таким образом, анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике является, с одной стороны, необходимым этапом многих педагогических исследований, а с другой стороны, результатом исследовательской деятельности, который позволяет выявить эффективные педагогические средства, установить важные зависимости между используемыми педагогическими средствами и результатами их влияния на исследуемый процесс. 

 

Вопросы для самоконтроля и обсуждения

1. Для чего необходим анализ состояния исследуемой проблемы в педагогической практике?

2. Как организовать изучение состояния проблемы в педагогической практике?

3. Какая нужна информация для анализа состояния проблемы в практике?

4. Какие методы необходимы для сбора информации о состоянии проблемы в практике?

5. Какова структура текста анализа состояния исследуемой проблемы в педагогической практике?

6. Что общего и в чем отличия констатирующего эксперимента и изучения состояния проблемы в педагогической практике?

Практические задания

1. Составьте программу изучения состояния проблемы в педагогической практике, используя следующую схему. 

Задачи исследования Критерии и показатели для изучения Методики изучения
     

2. Составьте методики изучения эффективности педагогических средств, используемых в практике для решения конкретной проблемы. 

3. Составьте методики для изучения эффективности конкретной формы педагогической работы. 

 

Обработка и интерпретация научных данных


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: