Экспертная оценка 2 (качества личности)

Вам предлагается набор качеств личности. Оцените, какие качества и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале: 

• сильно влияют – 3 балла,

• существенно влияют – 2 балла,  слабо влияют – 1 балл,  не влияют – 0 баллов. 

− работоспособность;

− целеустремленность;

− самоорганизация;

− энтузиазм;

− настойчивость;

− инициативность;

− активность;

− уверенность в своих силах и возможностях;

− организованность, собранность;

− решительность, смелость в форме определенного педагогического риска;

− упорство в доведении начатого дела до конца;

− исполнительность;

− способность к установлению личностных и деловых контактов с учащимися, родителями, коллегами;

− способность видеть в своих учениках партнеров;

− способность стать рядовым участником в совместных делах с детьми;

− эмпатия, т. е. способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;

− оптимизм, бодрость, веселость;

− необидчивость, нераздражительность;

− доброжелательность, разумная доверчивость;

− уважительность;

− искренность, прямота;

− добросовестность, обязательность;

− предприимчивость, деловитость;

− способность разумно оценивать результаты проделанной работы;

− относительная удовлетворенность успехами в работе;

− моральная активность, сотрудничество;

− демократизм, товарищество, готовность к взаимопомощи;

− толерантность, терпение к коллегам, самообладание;

− стремление к самосовершенствованию; − внимательность, разумная требовательность, справедливость.

 

Какие еще качества личности, Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы?

 

Респондентам был предложен перечень из 69 качеств педагога, включающих общеличностные, интеллектуальные качества, а также набор знаний и умений, необходимых учителю для осуществления воспитательных функций. 

Участникам экспертной оценки предлагалось выделить качества, необходимые для организации воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, и определить степень их значимости по представленной шкале (шкала может быть выделена произвольно, с учетом возможности определения степени выраженности влияния перечисленных качеств на уровень подготовленности педагога к работе в сельской малочисленной школе, а также с точки зрения удобства для обработки данных).

В результате анализа полученных данных мы выделили те знания, умения, качества, которые оказывают сильное влияние на эффективность реализации воспитательных функций в сельской малочисленной школе (они набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки). 

Таким образом, из множества существующих характерных профессиональных качеств учителя-воспитателя, с помощью метода экспертных оценок были отобраны наиболее специфические, отражающие особенности осуществления воспитательного процесса в условиях малочисленности. 

Они вошли в состав показателей и были сгруппированы по критериям. 

В качестве основных критериев подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе, выделены:

Когнитивный, предполагающий наличие системы знаний о специфике организации воспитательного процесса в условиях малочисленного разновозрастного коллектива с учетом личностных особенностей сельских школьников, общинной психологии жителей села, ограниченности и замкнутости социального окружения школы, отсутствия учреждений дополнительного образования. 

Мотивационно-целевой, предусматривающий наличие у студентов профессиональной направленности на воспитательную работу с сельскими школьниками, осознание ее важности и необходимости в условиях сельской малочисленной школы, где у учащихся ограничены возможности выбора кружков и секций, узок круг общения, что значительно затрудняет их социализацию. 

Практический, включающий владение методикой воспитательной работы; умения ее организации с учетом специфических особенностей разновозрастного коллектива, используя возможности сельского социума, окружающей природы, сохранившихся на селе традиций; умение быстро адаптироваться в условиях меняющейся социальной обстановки. 

Эмоционально-волевой, предполагающий наличие у студентов таких качеств как самоорганизация, творческая активность, целеустремленность, инициативность, предприимчивость, деловитость. 

Для замера степени подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательной функции на селе (с учетом результатов экспертной оценки) определены следующие показатели:

− по когнитивному критерию – знания особенностей воспитательной работы в сельской малочисленной школе, основных принципов организации разновозрастного взаимодействия, совместной работы детей, родителей, педагогов, познавательной деятельности сельских школьников; содержания, методов, форм работы с разновозрастным коллективом; психологических особенностей учащихся сельской малочисленной школы, проблем их социализации;

− по мотивационно-целевому – сформированность профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе; осознание целей и задач воспитания сельского школьника, важности постоянного пополнения специальных знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности на основе интересов учащихся, развития отношений партнерства, сотрудничества между педагогом, школьниками и родителями;

− по практическому – владение методикой воспитательной работы, умения планировать и организовывать ее в сельской малочисленной школе, быстро адаптироваться в новой ситуации, организовывать взаимодействие учащихся разного возраста, формы познавательной, трудовой, спортивной, творческой деятельности в малочисленной школе;

− по эмоционально-волевому – работоспособность, самоорганизация, инициативность, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческая активность. 

Для проверки достоверности выбранных критериев и показателей подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской школе было проведено пилотажное исследование, в котором принимали участие студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Участникам было предложено оценить имеющиеся у них профессиональные качества и степень их выраженности. 

Следующий шаг в работе над критериями и показателями связан с определением их взаимосвязи друг с другом через проверку корреляционной зависимости с помощью коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (целесообразно использовать для этого компьютерную программу Microsoft Excel). 

 

 

Таблица 26


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: