Вам предлагается набор качеств личности. Оцените, какие качества и как влияют на успешность его работы в качестве учителя малочисленной сельской школы по следующей шкале:
• сильно влияют – 3 балла,
• существенно влияют – 2 балла, слабо влияют – 1 балл, не влияют – 0 баллов.
− работоспособность;
− целеустремленность;
− самоорганизация;
− энтузиазм;
− настойчивость;
− инициативность;
− активность;
− уверенность в своих силах и возможностях;
− организованность, собранность;
− решительность, смелость в форме определенного педагогического риска;
− упорство в доведении начатого дела до конца;
− исполнительность;
− способность к установлению личностных и деловых контактов с учащимися, родителями, коллегами;
− способность видеть в своих учениках партнеров;
− способность стать рядовым участником в совместных делах с детьми;
− эмпатия, т. е. способность сопереживать чувствам учащихся и их родителей, принимая близко к сердцу их радости и горе;
|
|
− оптимизм, бодрость, веселость;
− необидчивость, нераздражительность;
− доброжелательность, разумная доверчивость;
− уважительность;
− искренность, прямота;
− добросовестность, обязательность;
− предприимчивость, деловитость;
− способность разумно оценивать результаты проделанной работы;
− относительная удовлетворенность успехами в работе;
− моральная активность, сотрудничество;
− демократизм, товарищество, готовность к взаимопомощи;
− толерантность, терпение к коллегам, самообладание;
− стремление к самосовершенствованию; − внимательность, разумная требовательность, справедливость.
Какие еще качества личности, Вы считаете, необходимы для успешной работы учителя малочисленной сельской школы?
Респондентам был предложен перечень из 69 качеств педагога, включающих общеличностные, интеллектуальные качества, а также набор знаний и умений, необходимых учителю для осуществления воспитательных функций.
Участникам экспертной оценки предлагалось выделить качества, необходимые для организации воспитательного процесса в сельской малочисленной школе, и определить степень их значимости по представленной шкале (шкала может быть выделена произвольно, с учетом возможности определения степени выраженности влияния перечисленных качеств на уровень подготовленности педагога к работе в сельской малочисленной школе, а также с точки зрения удобства для обработки данных).
В результате анализа полученных данных мы выделили те знания, умения, качества, которые оказывают сильное влияние на эффективность реализации воспитательных функций в сельской малочисленной школе (они набрали наибольшее количество баллов по результатам экспертной оценки).
|
|
Таким образом, из множества существующих характерных профессиональных качеств учителя-воспитателя, с помощью метода экспертных оценок были отобраны наиболее специфические, отражающие особенности осуществления воспитательного процесса в условиях малочисленности.
Они вошли в состав показателей и были сгруппированы по критериям.
В качестве основных критериев подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской малочисленной школе, выделены:
Когнитивный, предполагающий наличие системы знаний о специфике организации воспитательного процесса в условиях малочисленного разновозрастного коллектива с учетом личностных особенностей сельских школьников, общинной психологии жителей села, ограниченности и замкнутости социального окружения школы, отсутствия учреждений дополнительного образования.
Мотивационно-целевой, предусматривающий наличие у студентов профессиональной направленности на воспитательную работу с сельскими школьниками, осознание ее важности и необходимости в условиях сельской малочисленной школы, где у учащихся ограничены возможности выбора кружков и секций, узок круг общения, что значительно затрудняет их социализацию.
Практический, включающий владение методикой воспитательной работы; умения ее организации с учетом специфических особенностей разновозрастного коллектива, используя возможности сельского социума, окружающей природы, сохранившихся на селе традиций; умение быстро адаптироваться в условиях меняющейся социальной обстановки.
Эмоционально-волевой, предполагающий наличие у студентов таких качеств как самоорганизация, творческая активность, целеустремленность, инициативность, предприимчивость, деловитость.
Для замера степени подготовленности будущих педагогов к реализации воспитательной функции на селе (с учетом результатов экспертной оценки) определены следующие показатели:
− по когнитивному критерию – знания особенностей воспитательной работы в сельской малочисленной школе, основных принципов организации разновозрастного взаимодействия, совместной работы детей, родителей, педагогов, познавательной деятельности сельских школьников; содержания, методов, форм работы с разновозрастным коллективом; психологических особенностей учащихся сельской малочисленной школы, проблем их социализации;
− по мотивационно-целевому – сформированность профессиональной направленности на реализацию воспитательных функций в сельской малочисленной школе; осознание целей и задач воспитания сельского школьника, важности постоянного пополнения специальных знаний, умений, навыков, необходимых для осуществления воспитательной деятельности на основе интересов учащихся, развития отношений партнерства, сотрудничества между педагогом, школьниками и родителями;
− по практическому – владение методикой воспитательной работы, умения планировать и организовывать ее в сельской малочисленной школе, быстро адаптироваться в новой ситуации, организовывать взаимодействие учащихся разного возраста, формы познавательной, трудовой, спортивной, творческой деятельности в малочисленной школе;
− по эмоционально-волевому – работоспособность, самоорганизация, инициативность, целеустремленность, предприимчивость, деловитость, творческая активность.
Для проверки достоверности выбранных критериев и показателей подготовленности студентов к воспитательной работе в сельской школе было проведено пилотажное исследование, в котором принимали участие студенты ЯГПУ им. К. Д. Ушинского. Участникам было предложено оценить имеющиеся у них профессиональные качества и степень их выраженности.
|
|
Следующий шаг в работе над критериями и показателями связан с определением их взаимосвязи друг с другом через проверку корреляционной зависимости с помощью коэффициента взаимной сопряженности Пирсона (целесообразно использовать для этого компьютерную программу Microsoft Excel).
Таблица 26