(Е.М. ПАВЛЮТЕНКОВ)
Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.
Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.
Инструкция: В предложенном Вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:
«Да» - 5 баллов;
«Скорее да, чем нет» - 4 балла;
«Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;
«Скорее нет, чем да» - 2 балла;
«Нет» - 1 балл.
Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.
Бланк для ответов
№ | Суждение | да | скорее да, чем нет | затрудняюсь ответить | скорее нет, чем да | нет |
1. | Позволяет приносить пользу нашему обществу. | |||||
2. | Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле. | |||||
3. | Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах. | |||||
4. | Позволяет совершенствовать свой духовный мир. | |||||
5. | Позволяет ощущать радость труда. | |||||
6. | Способствует осознанию красоты труда. | |||||
7. | Позволяет использовать все свои способности. | |||||
8. | Позволяет постоянно самосовершенствоваться. | |||||
9. | Дает большие возможности для творчества. | |||||
10. | Позволяет быть оригинальным в работе. | |||||
11. | Требует большого умственного напряжения. | |||||
12. | Требует большого физического напряжения. | |||||
13. | Хорошо оплачивается. | |||||
14. | Обеспечивает стабильное будущее. | |||||
15. | Ценится среди друзей и знакомых. | |||||
16. | Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост. | |||||
17. | Дает возможность работать в городе. | |||||
18. | Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе. |
|
|
Обработка данных
Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.
Группы мотивов:
Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.
|
|
Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.
Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.
Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.
Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.
Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.
Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.
Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.
Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.
НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ
Цель: Определить вид направленности личности педагога в профессиональной деятельности.
Задание 1. Определите направленность своей личности по методике Б. Басса.
Инструкция:Из утверждений опросника выберите один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.
Опросник
1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:
а) Одобрения моей работы;
б) Осознания того, что работа сделана хорошо;
в) Сознания того, что меня окружают друзья.
2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:
а) Тренером, который разрабатывает тактику игры;
б) Известным игроком;
в) Выбранным капитаном команды.
3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:
а) Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;
б) Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;
в) Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.
4. Мне нравится, когда люди:
а) Радуются выполненной работе;
б) С удовольствием работают в коллективе;
в) Стремятся выполнить свою работу лучше других.
5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:
а) Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;
б) Были верны и преданы мне;
в) Были умными и интересными людьми.
6. Лучшими друзьями я считаю тех:
а) С кем складываются хорошие взаимоотношения;
б) На кого всегда можно положиться;
в) Кто может многого достичь в жизни.
7. Больше всего я не люблю:
а) Когда у меня что-то не получается;
б) Когда портятся отношения с товарищами;
в) Когда меня критикуют.
8. По-моему, хуже всего, когда педагог:
а) Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;
б) Вызывает дух соперничества в коллективе;
в) Недостаточно хорошо знает свой предмет.
9. В детстве мне больше всего нравилось:
а) Проводить время с друзьями;
б) Ощущение выполненных дел;
в) Когда меня за что-нибудь хвалили;
10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:
а) Добился успеха в жизни;
б) По-настоящему увлечен своим делом;
в) Отличается дружелюбием и доброжелательностью.
11. В первую очередь школа должна:
а) Научить решать задачи, которые ставит жизнь;
б) Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;
в) Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.
12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:
а) Для общения с друзьями;
б) Для отдыха и развлечений;
в) Для своих любимых дел и самообразования.
13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:
|
|
а) Работаю с людьми, которые мне симпатичны;
б) У меня интересная работа;
в) Мои усилия хорошо вознаграждаются.
14. Я люблю, когда:
а) Другие люди меня ценят;
б) Испытываю удовлетворение от выполненной работы;
в) Приятно провожу время с друзьями.
15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:
а) Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;
б) Написали о моей деятельности;
в) Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.
16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:
а) Имеет ко мне индивидуальный подход;
б) Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;
в) Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.
17. Для меня нет ничего хуже, чем:
а) Оскорбление личного достоинства;
б) Неудача при выполнении важного дела;
в) Потеря друзей.
18. Больше всего я ценю:
а) Успех
б) Возможности хорошей совместной работы;
в) Здоровый практичный ум и смекалку.
19. Я не люблю людей, которые:
а) Считают себя хуже других;
б) Часто ссорятся и конфликтуют;
в) Возражают против нового.
20. Приятно, когда:
а) Работаешь над важным для всех делом;
б) Имеешь много друзей;
в) Вызываешь восхищение и всем нравишься.
21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:
а) Доступным;
б) Авторитетным;
в) Требовательным.
22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:
а) О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;
б) О жизни знаменитых и интересных людей;
в) О последних достижениях науки и техники.
23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:
а) Дирижером;
б) Композитором;
в) Солистом.
24. Мне бы хотелось:
а) Придумать интересный конкурс;
б) Победить в конкурсе;
в) Организовать конкурс и руководить им.
25. Для меня важнее всего знать:
а) Что я хочу сделать;
б) Как достичь цели;
в) Как организовать людей для достижения цели.
26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:
а) Другие были им довольны;
|
|
б) Прежде всего, выполнить свою задачу;
в) Его не нужно было упрекать за выполненную работу.
27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:
а) В общении с друзьями;
б) Просматривая развлекательные фильмы;
в) Занимаясь своим любимым делом.