Основные мотивы выбора профессии

(Е.М. ПАВЛЮТЕНКОВ)

Данная методика позволяет установить роль тех или иных мотивов при выборе профессии конкретным испытуемым.

Испытуемому предоставляется опросник, в котором содержится 18 суждений о профессии. Эти суждения выражают 9 групп мотивов.

Инструкция: В предложенном Вам опроснике имеется 18 суждений о профессии. Оцените, в какой мере каждое из данных суждений относится к избранной Вами профессии. Ответы могут быть 5 видов:

«Да» - 5 баллов;

«Скорее да, чем нет» - 4 балла;

«Затрудняюсь ответить» - 0 баллов;

«Скорее нет, чем да» - 2 балла;

«Нет» - 1 балл.

Вы должны внимательно прочесть суждения и проставить знак «+» против этого суждения в ту колонку, которая соответствует Вашей оценке.

Бланк для ответов

Суждение да скорее да, чем нет затрудняюсь ответить скорее нет, чем да нет
1. Позволяет приносить пользу нашему обществу.          
2. Личный труд по этой специальности позволяет укреплять мир на земле.          
3. Позволяет быть всегда в коллективе, участвовать в его делах.          
4. Позволяет совершенствовать свой духовный мир.          
5. Позволяет ощущать радость труда.          
6. Способствует осознанию красоты труда.          
7. Позволяет использовать все свои способности.          
8. Позволяет постоянно самосовершенствоваться.          
9. Дает большие возможности для творчества.          
10. Позволяет быть оригинальным в работе.          
11. Требует большого умственного напряжения.          
12. Требует большого физического напряжения.          
13. Хорошо оплачивается.          
14. Обеспечивает стабильное будущее.          
15. Ценится среди друзей и знакомых.          
16. Обеспечивает быстрое повышение квалификации и профессиональный рост.          
17. Дает возможность работать в городе.          
18. Обеспечивает поступление и обучение в ВУЗе.          

 

Обработка данных

Для определения основных мотивов выбора профессии необходимо подсчитать суммы по каждой группе мотивов. Группы мотивов, имеющие максимальное количество баллов, являются основными в выборе профессии данным испытуемым.

Группы мотивов:

Социальные (суждения 1 и 2) - желание своим трудом способствовать общественному прогрессу, социальная направленность на высшие общечеловеческие цели и потребности.

Моральные (суждения 3 и 4) - стремление к совершенствованию своего морального облика, духовного мира, развитию нравственных качеств.

Эстетические (суждения 5 и 6) - стремление к эстетике труда, его красоте, гармонии, восприятие прекрасного, получение ощущения радости от деятельности.

Познавательные (суждения 7 и 8) - стремление к овладению специальными знаниями, познание содержания конкретного труда.

Творческие (суждения 9 и 10) - стремление быть оригинальным в работе, совершение научных открытий, получение возможностей для творчества.

Связанные с содержанием труда (суждения 11 и 12) - четкие знания о процессе труда, направленность на умственный и физический труд.

Материальные (суждения 13 и 14) - стремление получать определенные блага.

Престижные (суждения 15 и 16) - стремление к профессиям, которые ценятся среди знакомых, позволяют достичь видного положения в обществе, обеспечивают быстрое продвижение по службе.

Утилитарные (суждения 17 и 18) - стремление руководить людьми, работа в городе, чистота и легкость, труда, ориентация на вуз.



НАПРАВЛЕННОСТЬ ЛИЧНОСТИ

Цель: Определить вид направленности личности педагога в профессиональной деятельности.

Задание 1. Определите направленность своей личности по методике Б. Басса.

Инструкция:Из утверждений опросника выберите один ответ, который в наибольшей степени выражает ваше мнение или соответствует реальности.

Опросник

1. Наибольшее удовлетворение я получаю от:

а) Одобрения моей работы;

б) Осознания того, что работа сделана хорошо;

в) Сознания того, что меня окружают друзья.

 

2. Если бы я играл в футбол (волейбол, баскетбол), то я хотел бы быть:

а) Тренером, который разрабатывает тактику игры;

б) Известным игроком;

в) Выбранным капитаном команды.

 

3. По-моему, лучшим педагогом является тот, кто:

а) Проявляет интерес к учащимся и к каждому имеет индивидуальный подход;

б) Вызывает интерес к предмету так, что учащиеся с удовольствием углубляют свои знания в этом предмете;

в) Создает в коллективе такую атмосферу, при которой никто не боится высказать свое мнение.

 

4. Мне нравится, когда люди:

а) Радуются выполненной работе;

б) С удовольствием работают в коллективе;

в) Стремятся выполнить свою работу лучше других.

 

5. Я хотел бы, чтобы мои друзья:

а) Были отзывчивы и помогали людям, когда для этого представляются возможности;

б) Были верны и преданы мне;

в) Были умными и интересными людьми.

 

6. Лучшими друзьями я считаю тех:

а) С кем складываются хорошие взаимоотношения;

б) На кого всегда можно положиться;

в) Кто может многого достичь в жизни.

 

7. Больше всего я не люблю:

а) Когда у меня что-то не получается;

б) Когда портятся отношения с товарищами;

в) Когда меня критикуют.

8. По-моему, хуже всего, когда педагог:

а) Не скрывает, что некоторые учащиеся ему несимпатичны, насмехается и подшучивает над ними;

б) Вызывает дух соперничества в коллективе;

в) Недостаточно хорошо знает свой предмет.

 

9. В детстве мне больше всего нравилось:

а) Проводить время с друзьями;

б) Ощущение выполненных дел;

в) Когда меня за что-нибудь хвалили;

 

10. Я хотел бы быть похожим на тех, кто:

а) Добился успеха в жизни;

б) По-настоящему увлечен своим делом;

в) Отличается дружелюбием и доброжелательностью.

 

11. В первую очередь школа должна:

а) Научить решать задачи, которые ставит жизнь;

б) Развивать, прежде всего, индивидуальные способности ученика;

в) Воспитывать качества, помогающие взаимодействовать с людьми.

 

12. Если бы у меня было больше свободного времени, охотнее всего я использовал бы его:

а) Для общения с друзьями;

б) Для отдыха и развлечений;

в) Для своих любимых дел и самообразования.

 

13. Наибольших успехов я добиваюсь, когда:

а) Работаю с людьми, которые мне симпатичны;

б) У меня интересная работа;

в) Мои усилия хорошо вознаграждаются.

 

14. Я люблю, когда:

а) Другие люди меня ценят;

б) Испытываю удовлетворение от выполненной работы;

в) Приятно провожу время с друзьями.

 

15. Если бы обо мне решили написать в газете, мне бы хотелось, чтобы:

а) Рассказали о каком-либо интересном деле, связанном с учебой, работой, спортом и т.п., в котором мне довелось участвовать;

б) Написали о моей деятельности;

в) Обязательно рассказали о коллективе, в котором я работаю.

 

16. Лучше всего я учусь, если преподаватель:

а) Имеет ко мне индивидуальный подход;

б) Сумеет вызвать у меня интерес к предмету;

в) Устраивает коллективные обсуждения изучаемых проблем.

 

17. Для меня нет ничего хуже, чем:

а) Оскорбление личного достоинства;

б) Неудача при выполнении важного дела;

в) Потеря друзей.

 

18. Больше всего я ценю:

а) Успех

б) Возможности хорошей совместной работы;

в) Здоровый практичный ум и смекалку.

 

19. Я не люблю людей, которые:

а) Считают себя хуже других;

б) Часто ссорятся и конфликтуют;

в) Возражают против нового.

 

20. Приятно, когда:

а) Работаешь над важным для всех делом;

б) Имеешь много друзей;

в) Вызываешь восхищение и всем нравишься.

 

21. По-моему, в первую очередь руководитель должен быть:

а) Доступным;

б) Авторитетным;

в) Требовательным.

 

22. В свободное время я охотно прочитал бы книги:

а) О том, как заводить друзей и поддерживать хорошие отношения с людьми;

б) О жизни знаменитых и интересных людей;

в) О последних достижениях науки и техники.

 

23. Если бы у меня были способности к музыке, я предпочел бы быть:

а) Дирижером;

б) Композитором;

в) Солистом.

 

24. Мне бы хотелось:

а) Придумать интересный конкурс;

б) Победить в конкурсе;

в) Организовать конкурс и руководить им.

 

25. Для меня важнее всего знать:

а) Что я хочу сделать;

б) Как достичь цели;

в) Как организовать людей для достижения цели.

 

26. Человек должен стремиться к тому, чтобы:

а) Другие были им довольны;

б) Прежде всего, выполнить свою задачу;

в) Его не нужно было упрекать за выполненную работу.

 

27. Лучше всего я отдыхаю в свободное время:

а) В общении с друзьями;

б) Просматривая развлекательные фильмы;

в) Занимаясь своим любимым делом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: