Предмет и метод муниципального права

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ДОНЕЦКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ

ДОНЕЦКИЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА НАЦИОНАЛЬНОЙ И РЕГИОНАЛЬНОЙ ЭКОНОМИКИ

 

 

                                                                   Н.И. Хромов

Основы

Государственного и муниципального управления

 

Часть II

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Курс лекций

 

Направление подготовки: 38.03.04

«Государственное и муниципальное управление»

ОКР «Бакалавр»

 

 

Г. Донецк

Г.

 

Часть II

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ

ОСНОВЫ И ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ

СИСТЕМЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

Содержание

Тема 2.1. Понятие муниципального права

            и местного самоуправления

 

1. Понятие муниципального права ……………………………………………04

2. Понятие местного самоуправления ……………………………………….. 11

 

Тема 2.2. История развития местного самоуправления

1. Основные теории возникновения местного самоуправления ………… 23

2. Основные системы местного самоуправления за рубежом ……………. 29

3. Развитие местного самоуправления в России ……………………………. 34

 

Тема 2.3. Конституционно-правовые основы

            местного самоуправления

 

1. Конституционно-правовые основы местного самоуправления России … 39

2. Правовые гарантии местного самоуправления …………………………. 52

3. Государственная власть и местное самоуправление: взаимоотношения и

  разграничение компетенции ……………………………………………….. 56

 

Тема 2.4. Финансово-экономические основы

            местного самоуправления

 

1. Экономическая основа местного самоуправления ……………………….. 58

2. Муниципальная собственность, ее объекты и источники формирования. 60

3. Финансы местного самоуправления ………………………………………. 64

 

Тема 2.5. Система местного самоуправления России

1. Понятие системы местного самоуправления …………………………….. 69

2. Организационные формы осуществления местного самоуправления …. 70

 

 

Тема 2.6. Структура и организация работы органов

            местного самоуправления

 

1. Понятие и система органов местного самоуправления ………………… 77

2. Представительные органы, порядок их формирования и организации

 работы ……………………………………………………………………… 80

3. Исполнительные органы местного самоуправления ………………….... 82

 

Тема 2.7. Муниципальная служба

1. Понятие и правовые основы муниципальной службы …………………. 84

2. Муниципальная должность ………………………………………………. 88

3. Муниципальный служащий и его правовой статус ……………………. 90

4. Прохождение муниципальной службы ………………………………….. 95

 

Тема 2.8. Особенности организации МСУ в городских,

            сельских поселениях и в ЗАО

1. Особенности организации местного самоуправления в городских поселениях …………………………………………………………………98

2. Особенности организации местного самоуправления в сельских поселениях …………………………………………………………………100

3. Особенности организации местного самоуправления в районе (уезде). 103

4. Особенности организации местного самоуправления в городах федерального значения …………………………………………………... 104

5. Особенности организации местного самоуправления в закрытых административно-территориальных образованиях …………………….108

 

Тема 2.1

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРАВО И МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

 

Понятие муниципального права                     

Понятие местного самоуправления

Понятие муниципального права

Предмет и метод муниципального права

 

Муниципальное право является относительно новой отраслью права в постсоветских странах. Начало его формирования связано с реформированием местной власти, после принятия Закона СССР «Об общих началах местного самоуправления и местного хозяйства в СССР» 1990 г.

В советский период подобной специальной отрасли права не существовало, поскольку местные органы власти - Советывходили в единую государственную систему управления и функционировали на принципах общих для всего советского государственного управления.

 

Подобно другим отраслям права, муниципальное представляет собой совокупность связанных между собой правовых норм, закрепляющих и регулирующих самостоятельный круг общественных отношений, возникающих в процессе организации местного самоуправления и реализации населением муниципального образования своих полномочия по управлению местными делами.

Совокупность общественных отношений в сфере местного самоуправления составляют предмет муниципального права. Эти отношения обладают локально-территориальным и комплексным характером, что выделяет их среди других отношений.

Признаком, объединяющим все эти отношения в самостоятельный вид является также то, что они возникают в процессе деятельности населения муниципального образования по решению вопросов местного значения непосредственно или через свои представительные органы самоуправления.

 

Эта деятельность носит публично-властный характер: решения принимаемые населением путем прямого волеизъявления и его представительными органами, обязательны для исполнения всеми субъектами общественных отношений в масштабе муниципального образования, независимо от их организационно-правовой формы и вида собственности.

Местное самоуправление представляет собой особый, специфический уровень власти в государстве. Одной из особенностей власти местного самоуправления является то, что она согласно Европейской Хартии местного самоуправления, обеспечивает одновременно эффективное и приближенное к гражданам управление. Именно на местном, муниципальном уровне конституционное право граждан на участие в управлении может быть осуществлено наиболее полно и непосредственно. Поэтому местноесамоуправление (муниципальная власть) и государственная власть являются формамиединой публичной власти.

Предмет муниципального права охватывает различные по своему содержанию и характеру общественные отношения: организационные, управленческие, имущественные, финансовые и др., в которых их обязательным субъектом выступает либо население муниципального образования, либо орган (должностное лицо) местного самоуправления, обладающий соответствующими полномочиями.

 

Все отношения можно условно разделить на три основные группы:

1) отношения, возникающие при решении населением вопросов местного значения непосредственным путем (референдум, сход, выборы, правотворческая инициатива);

2) отношения, связанные с хозяйственно-экономической и политической деятельностью органов местного самоуправления в различных сферах жизни населения муниципального образования. Местные органы в процессе своей деятельности взаимодействуют между собой, с государственными органами, общественными объединениями, гражданами и юридическими лицами;

3) отношения, связанные с реализацией органами местного самоуправления отдельных полномочий, делегированных государством, а также с реализацией на территории муниципального образования федерального законодательства в пределах полномочий местных органов власти.

 

Предмет муниципального права охватывает отношения из сферы частного права потому, что органы местного самоуправления не только осуществляют публично-властную деятельность, но и реализуют права собственника (сдача в аренду, отчуждение и т.п.) в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности.

В муниципальном праве используется не один метод правового регулирования, совокупность нескольких как общих, так и специфических методов. Муниципальное право, как и другие отрасли, воздействует на общественные отношения с помощью таких способов, как предписание, дозволение и запрет, совокупность которых определяет характер правового регулирования.

 

В зависимости от юридического приема, используемого в регулировании общественных отношений выделяют два основных метода регулированияимперативный (властный) и диспозитивный.

Конституционный принципгарантированности местного самоуправления обуславливает использование в муниципальном праве также метода гарантий. Особенно широко он используется на федеральном уровне правового регулирования местного самоуправления, потому, что государство признав самостоятельность местного самоуправления, взяло на себя обязанность его судебной защиты и организационного, экономического и финансового обеспечения.

Конституционная самостоятельность самоуправления в пределах своих полномочий выводит его из общей системы государственного управления. Поэтому государство, учитывая специфику этого уровня власти, оказывает влияние на деятельность муниципальных образований методом рекомендаций.

 

Международный опыт определил два главныхпринципарегулирования деятельности органов местного самоуправления:

• осуществлять деятельность в соответствии с нормами действующего законодательства;

• можно делать то, что не запрещено законом.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: