В городах федерального значения

 

Города федерального значения Москва, Санкт-Петербург, Севастополь являясь субъектами Федерации, имеют собственную структуру органов государственной власти: представительный (законода­тельный) и исполнительный орган государственной власти города и вправе создавать свои ус­тавные суды.

Вместе с тем они — не только субъек­ты Федерации, но и города. Согласно же Конституции РФ местное самоуправление осуществляется в городских и сельских поселени­ях (ст. 131).

♦   Во-первых, в городах федерального значения в соответствии с их уставами и законами могут не создаваться выборные городские органы местного самоуправления (ст. 14).

♦   Во-вторых, в городах федерального значения создаются внутригородские муниципальные образования (ст. 12).

♦   В-третьих, местное самоуправление на внутригородских территориях этих городов осуществляется при сохранении единства городского хозяйства в соответствии с уста­вами и законами данных субъектов Федерации (ст. 12).

♦   В-четвертых, в целях сохранения единства городского хозяйст­ва предметы ведения находящихся на территориях городов феде­рального значения муниципальных образований, в том числе установленные федеральным законом, объекты муниципальной собст­венности, источники доходов местных бюджетов определяются за­конами данных субъектов Федерации (ст. 6).

♦   В-пятых, объединение или преобразование внутригородских муниципальных образований, установление или изменение их территорий осуществляются законами городов федерального зна­чения в соответствии с их уставами и с учетом мнения населения соответствующих территорий (ст. 12).

♦   В-шестых, установлено, что население городских поселений, входящих в состав территории городов федерального значения как субъектов Федерации (например, в Москве — это г. Зеленоград), не может быть лишено права на осуществление местного самоуправ­ления.

♦   В-седьмых, предусмотрено регулирование федеральными зако­нами особенностей организации местного самоуправления в горо­дах федерального значения.

 

При этом на города федерального значения распространяютсяобщие положенияЗакона об общих принципах организации мест­ного самоуправления о том, что:

а) осуществление местного самоуправления органами государ­ственной власти и государственными должностными лицами не допускается (ст. 14);

б) образование органов местного самоуправления, назначение должностных лиц местного самоуправления органами государст­венной власти и государственными должностными лицами не до­пускается (ст. 17);

в) муниципальные образования (включая и внутригородские муниципальные образования) имеют муниципальную собствен­ность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправ­ления.

Органы местного самоуправленияне входят в систему органов государственной власти.  

 

Территориальными единицами г. Москвы являются административные округа и районы. Административные округа в Москве — это территориальные единицы города, образуемые для административного управления соответствующими территориями, координации деятельности администрации районов, территориальных подразделений и служб отраслевых органов городской администрации, осуществления контроля за исполнением правовых актов города.

Образование, преобразование и упразднение административ­ных округов, присвоение им наименований, установление и изме­нение их границ осуществляется мэром. Административный округ включает в себя несколько районов города. Границы административного округа не могут пересекать границ районов. Всего в Москве 10 административных округов (включая Зеле­ноградский административный округ).

Исполнительно-распорядительную, координирующую и кон­трольную деятельность на территории административного округа осуществляет префект административного округа — должност­ное лицо городской администрации. В соответствии с Уставом г. Москвы префекты входят в состав Правительства Москвы. Они назначаются на должность и освобож­даются от должности мэром на основе единоначалия, издают по вопросам своей компетенции распоряжения, представляют мэру или Правительству Москвы ежегодный отчет о своей деятель­ности.

Таким образом, на уровне административного округа осу­ществляется государственное управление. Административные округа подразделяются на районы. Райо­ны — это территориальные единицы города, образуемые с учетом исторических, географических, градостроительных особенностей соответствующих территорий, численности населения, социаль­но-экономических характеристик, расположения транспортных коммуникаций, наличия инженерной инфраструктуры, возмож­ностей решения местных вопросов в интересах населения района.

Образование, преобразование и упразднение районов, присвое­ние им наименований, установление и изменение их границ осу­ществляется городской Думой по представлению мэра. Район Москвы может включать в себя микрорайоны.

Органом власти района является районная Управа. Районная Управа является юридическим лицом. В состав управ входят районное Собрание и администрация района, воз­главляемые главой Управы. Управа самостоятельно распоряжается финансовыми ресурса­ми района в пределах утвержденной сметы доходов и расходов, за исключением тех случаев, когда целевое назначение средств, пере­даваемых району, особо оговорено. Районная Управа обеспечивает решение вопросов местного зна­чения, руководство хозяйственными и социальными службами района.

Советники районного Собрания избираются жителями Москвы гражданами Рос­сийской Федерации на основе всеобщего, рав­ного и прямого избирательного права при тайном голосовании сро­ком на четыре года. Число советников, избираемых в районное Собрание, определя­ется городской Думой по представлению Московской городской избирательной комиссии с учетом численности избирателей райо­на. При числе избирателей в районе до 50 тыс. человек избирается 10 советников, при числе избирателей свыше 50 тыс. — один со­ветник дополнительно от каждых полных или неполных 10 тыс. избирателей. Свои полномочия советник осуществляет как общественное и почетное поручение без отрыва от постоянного места работы.

Глава Управы избирается советниками районного Собрания по представлению мэра. Мэр Москвы может предложить в качестве главы Управы одного из советников районного Собрания или дру­гого кандидата. В случае, если советники районного Собрания от­клоняют кандидатуру, предложенную мэром, то он вправе внести другую кандидатуру либо назначить ранее предложенного канди­дата исполняющим обязанности главы Управы на срок до шести месяцев. По истечении этого срока проводится повторное голосо­вание по кандидатуре на должность главы Управы. Если она от­клоняется, то мэр обязан представить другую кандидатуру. В порядке осуществления районным Собранием контрольных функций на заседаниях Собрания заслушиваются отчеты и сообщения главы и других должностных лиц Управы.

 

Территориальное общественное самоуправление — самоорга­низация граждан по месту их жительства для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно или через террито­риальную общину и создаваемые ею органы.

Территориальная община — добровольная самоуправляемая, не имеющая членства некоммерческая организация, созданная по инициативе граждан — жителей микрорайона, квартала, улицы, двора, дома или иного жилого комплекса, объединившихся на ос­нове общности интересов для реализации общих целей, определен­ных уставом.

Границы территории, на которой образованатерриториальная община, устанавливаются жителями с учетом исторических, куль­турных, социально-экономических, коммунальных и иных при­знаков целостности территории общины. Территория общины яв­ляется частью территории района, ее границы не могут выходить за границы территории района.

Высшим руководящим органомтерриториальной общины яв­ляется собрание (сход) или конференция. Для осуществления функций, принятых на себя территориаль­ной общиной, собрание (сход) или конференция избирает подот­четные собранию (сходу), конференции органы территориального общественного самоуправления (органы территориальной общи­ны) — комитет (совет) общественного самоуправления и контроль­ную (ревизионную) комиссию. При небольшом числе жителей могут быть избраны староста и контролер (контролеры).

Житель любой территории городаимеет право быть инициато­ром и участвовать в учреждении территориальной общины на этой территории, принимать участие в собраниях (сходах), конферен­циях и опросах, проводимых общиной, избирать и быть избран­ным в ее органы.

Образование территориальной общины осуществляется на учредительном собрании (сходе) или конференции жителей соответствующей территории. Учредительное собрание (сход) или конференцию организует инициативная группа жителей соответствую­щей территории в количестве не менее десяти человек. Она прини­мает решение о проведении учредительного собрания (схода) или конференции в зависимости от числа жителей, проживающих на данной территории, размеров территории, местных условий и дру­гих обстоятельств. Инициативная группа информирует районную Управу о дате проведения учредительного собрания (схода), конференции и представляет план (схему) территории общины с указанием ее гра­ниц. Глава районной Управы в двухнедельный срок письменно либо извещает инициативную группу о своем согласии с указанными в схеме границами, либо предлагает мотивированное измене­ние границ территории общины.

Учредительное собрание (сход) или конференцияпринимает решение о создании территориальной общины, утверждает грани­цы ее территории и избирает ее органы — комитет (совет) и кон­трольную (ревизионную) комиссию. Решения учредительного со­брания (схода), конференции оформляются протоколом, копия ко­торого направляется в районную Управу.

Согласно Закону о территориальном общественном самоуправлении территориальная община имеет устав, который принимается на собрании (сходе) или конференции жителей, уч­реждающих территориальную общину.

В собственности территориальной общины могут находиться кооперированные средства населения, проживающего на соответ­ствующей территории, иные средства, полученные из законных источников, построенные на эти средства сооружения детских, дворовых, спортивных площадок, а также жилые, нежилые и от­дельные вновь созданные производственные помещения, другое имущество, в том числе переданное городом в собственность терри­ториальной общине на основе городских правовых актов.

Органы территориальной общины в процессе своей деятельнос­ти взаимодействуют с органами власти района и города, в том числе и на основе договоров и соглашений.

Договор заключается на выполнение переданных комитету (со­вету) полномочий, на выполнение обусловленных работ и предо­ставление услуг. В нем указываются объемы и сроки выполнения работ и услуг, порядок финансирования, условия выделения иму­щества, обязательства сторон.

Соглашение может быть заключено между районной Управой и комитетом (советом) по всему ком­плексу их взаимоотношений. Районная Управа вправе осуществлять контроль за деятель­ностью комитетов (советов) в части переданных общине полно­мочий.

Предложения территориальной общины, принятые собранием (сходом), конференцией и переданные в районную Управу, в случае возникших разногласий рассматриваются районным Собра­нием.

 

Решения собраний (сходов), конференций общины, а также ее органов, принимаемые в рамках действующего законодательства и своих полномочий, для органов власти и граждан, проживающих на данной территории, носят рекомендательный характер. Решения собраний (сходов), конференций общины для ее органов носят обязательный характер.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: