Возможности решения проблемы в педагогической практике

Основные идеи апробированных и получивших признание прогрессивных педтехнологий*********

Технология полного усвоения знаний (авторы: Дж. Кэрролл, Б. Блум - США)

Суть идеи - все обучаемые способны полностью усвоить необходимый учебный материал при рациональной организации учебного процесса.

Критерии полного усвоения задаются таксономией целей обучения Б. Блума.

• Знание: ученик запоминает и воспроизводит конкретную учебную единицу (термин, факт, понятие, принцип, процедуру).

• Понимание: ученик преобразует учебный материал (интерпретирует, объясняет, кратко излагает, прогнозирует дальнейшее развитие явлений, событий).

• Применение: ученик демонстрирует применение изученного материала в конкретных условиях и в новой ситуации.

• Анализ: ученик вычленяет части целого, выявляет взаимосвязи между ними, осознает принципы построения целого.

• Синтез: ученик проявляет умение комбинировать элементы для получения целого, обладающего новизной.

• Оценка: ученик оценивает значение учебного материала для данной конкретной цели.

Технология разноуровневого обучения (Дж. Кэрролл, Б. Блум, З.И. Калмыкова)

Теоретическое обоснование: различия основного количества учащихся по уровню обучаемости сводятся прежде всего ко времени, необходимому ученику для усвоения учебного материала.

Уровневая дифференциация осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных образовательных областях на следующих уровнях:

1 - минимальном (госстандарт);

2 - базовом;

3 - вариативном (творческом).

Основные принципы данной педагогической технологии:

1) всеобщая талантливость -нет бесталанных людей, есть люди, занятые не своим делом;

2) взаимное превосходство -если у кого-то одно дело получается хуже, чем у других, значит, другое должно получаться лучше; это «другое» нужно искать педагогу;

3) неизбежность перемен -ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.

Система психолого-педагогической диагностики развития личности в обучении учитывает следующие элементы:

воспитанность;

познавательный интерес;

общеучебные умения и навыки;

фонд действенных знаний (по уровням);

мышление;

память;

тревожность;

темперамент.

Организационная модель школы включает три варианта дифференциации обучения:

1) комплектование классов гомогенного состава с начального этапа обучения в школе на основе диагностики динамических характеристик личности и уровня овладения общеучебными умениями;

2) внутриклассная дифференциация в среднем звене, проводимая посредством отбора групп для раздельного обучения на разных уровнях (базовом и вариативном) по математике и русскому языку; при наличии устойчивого интереса гомогенные группы становятся классами с углубленным изучением отдельных предметов;

3) профильное обучение в основной школе и старших классах, организованное на основе психодидактической диагностики, экспертной оценки, рекомендаций учителей и родителей, самоопределения школьников.

Технология коллективного взаимообучения (А.Г. Ривин)

В литературе могут встречаться другие названия технологии коллективного взаимообучения - «организованный диалог», «сочетательный диалог», «коллективный способ обучения (КСО)», «работа учащихся в парах сменного состава».

При реализации данной технологии могут использоваться три вида парной работы:

• статическая пара, которая объединяет по желанию двух учеников, меняющихся ролями «учитель»-«ученик» (пару могут составить два «слабых» ученика, два «сильных», «сильный» и «слабый» - при условии взаимного расположения);

• динамическая четверка: четверо учащихся готовят одно задание, которое разделено на четыре части. После подготовки «своей» части задания и самоконтроля школьник обсуждает задание трижды с каждым партнером, причем каждый раз ему необходимо менять логику изложения, акценты, темп и т.п., т.е. включать механизм адаптации к индивидуальным особенностям товарищей;

• вариационная четверка, в которой каждый член группы получает «свое» задание, выполняет его, анализирует вместе с учителем, проводит взаимообучение по описанной выше схеме (см. описание работы динамической четверки). В результате каждый усваивает содержание четырех заданий.

Основные преимущества данной технологии

В результате регулярно повторяющихся упражнений совершенствуются навыки логического мышления и понимания.

В процессе речи развиваются навыки мыследеятельности, включается работа памяти, происходит мобилизация и актуализация предшествующего опыта и знаний.

Каждый ученик чувствует себя раскованно, работает в индивидуальном темпе.

У ребят повышается ответственность не только за свои успехи, но и за результаты коллективного труда.

Отпадает необходимость в сдерживании темпа продвижения одних и в понукании других учащихся, что позитивно сказывается на микроклимате в коллективе.

Формируется адекватная самооценка личности, своих возможностей и способностей, достоинств и ограничений.

Обсуждение одной информации с несколькими сменными партнерами увеличивает число ассоциативных связей, а следовательно, обеспечивает более прочное усвоение.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: