План статистического исследования

 

 



Анкетный метод предусматривает представление сведений о себе самом каждым из обследуемых лиц, которые заполняют составленный учетный документ-анкету. При этом способе учета возможны ошибки в связи с тем, что обследуемые могут не понять вопрос или сознательно исказить ответ.

Монографический метод применяют, когда необходимо сделать детальное, глубокое изучение отдельных единиц наблюдения (например, описание случаев чумы, сибирской язвы и т.п.).

При использовании метода основного массива изучению подлежат те объекты, в которых сосредоточена большая часть исследуемого явления.

Гнездовой метод применяется в том случае, когда исследование необходимо провести на большой территории. Тогда на этой территории отбирают “гнезда” (наиболее типичные населенные пункты).

Наиболее часто применяющейся разновидностью несплошного метода является выборочный метод. Он позволяет рассчитать, какое число наблюдений необходимо отобрать, чтобы получить репрезентативные данные. Отбор необходимого числа единиц наблюдения можно осуществить несколькими способами: механическим, типологическим, случайным. В основу механической выборки положен отбор, например каждой 5-ой или 10-ой медицинских карты или отбор карт, фамилии которых начинаются на одну и ту же букву и т.п. Типологическая выборка основана на отборе типичных групп по какому-то качественному признаку. При случайной выборке в разработку могут попасть любые единицы наблюдения.

Следует отметить, что в современных статистических исследованиях комбинируется несколько способов отбора единиц наблюдения, чем достигается наибольшая представительность и статистическая достоверность результатов исследования.

Определение объема наблюдения – количества материала (единиц наблюдения) и степени детализации изучения (количества регистрируемых признаков). От правильного решения вопроса о достаточном числе наблюдений зависит статистическая достоверность результатов, сроки проведения исследования, финансовые затраты и другие организационные проблемы.

Расчет минимального числа единиц наблюдения, необходимых для конкретного статистического исследования с выборочными статистическими совокупностями, основан на базе предельно допустимой ошибки выборки.

Величина предельно допустимой ошибки определяется по следующим формулам:

Для относительных показателей (Р) Для средних величин М
, где – предельно допустимая ошибка Р; t – критерий достоверности (Стьюдента); Р – величина относительного показателя; q – величина, противоположная Р (1– Р, если Р выражен в долях единицы; 100– Р, если Р выражен в %; 1000– Р, если Р выражен ‰ т.д.); n – число наблюдений. , где – предельно допустимая ошибка ; t – критерий достоверности (Стьюдента); δ – среднеквадратическое отклонение; n – число наблюдений.

 

Из приведенных формул выводятся формулы для расчета необходимого числа наблюдения при выборочном исследовании:

Для относительных показателей (Р) Для средних величин М
, где n – требуемое число наблюдений; t – критерий достоверности (Стьюдента). В здравоохранении можно ограничиться степенью достоверности результатов исследования 95%, т.е. t =2); Р – величина относительного показателя (по литературным данным); q – величина, противоположная Р; – предельно допустимая ошибка Р. , где n – требуемое число наблюдений; t – критерий достоверности (Стьюдента). В здравоохранении можно ограничиться степенью достоверности результатов исследования 95%, т.е. t =2); δ – среднеквадратическое отклонение; – предельно допустимая ошибка .

 

В тех случаях, когда известна численность генеральной совокупности, можно использовать для расчета необходимого числа наблюдений, следующие формулы:

Для относительных показателей (Р) Для средних величин М

где: N – численность генеральной совокупности.

 

Кроме приведенных ниже формул в литературе можно встретить и другие методики расчета необходимого числа наблюдений.

 

В организационном разделе плана необходимо определить:

· число и состав исполнителей;

· место и срок исследования;

· источник финансирования;

· перечень необходимой аппаратуры;

· другие организационные вопросы.

Число и состав исполнителей. В небольших по объему исследованиях собирает и обрабатывает материал сам исследователь. При больших исследованиях следует заранее предусмотреть число и квалификацию участников на каждом этапе. Правильное распределение труда приводит к лучшим результатам. Участники должны быть обучены методике проведения работы, от их подготовленности и квалификации, понимания цели и задач исследования зависят качество и достоверность получаемых выводов. При подборе исполнителей целесообразно выбирать из тех, кто добровольно соглашается участвовать. Принудительное привлечение к работе не заинтересованных лиц, приводит к нежелательным результатам.

Для единого подхода участников составляется письменная инструкция, разъясняющая методику проведения наблюдения. Периодически проводится устный инструктаж. Полезны пробные наблюдения под контролем руководителя. Пробные наблюдения ("пилотные" или "пилотажные" исследования) являются и проверкой правильности составления программы наблюдения.

 

Место и сроки проведения исследования. Указывается административная территория или клиника, лаборатория, территориальный участок и т.д. Также определяется календарное время проведения исследования в целом и по отдельным этапам.

От правильного определения времени проведения наблюдения в большой степени зависит полнота и достоверность статистического материала, т.к. изучаемые явления существуют в определенное время и не в каждый момент своего проявления они обладают той специфичностью, которая представляет интерес для исследования. Точное отграничение изучаемых явлений во времени увеличивает однородность их характеристик. При этом следует исходить из цели статистического исследования, учитывать благоприятствующие условия проведения наблюдения, сезонность и цикличность изучаемых явлений, тенденции развития.

 

 

ПЕРИОД СОБСТВЕННО СТАТИСТИЧЕСКОГО

ИССЛЕДОВАНИЯ

 

Период включает ряд последовательных этапов, которые представлены на схеме 3.

 

ЭТАП – СТАТИСТИЧЕСКОЕ НАБЛЮДЕНИЕ ИЛИ СБОР МАТЕРИАЛА

 

Статистическое наблюдение – это процесс регистрации единиц наблюдения, который на практике заключается в заполнении учетных документов в строгом соответствии с программой наблюдения, разработанной в подготовительном периоде.

 

 

Схема 3

 


 


На этом этапе основное внимание должно быть уделено соблюдению правил регистрации, охвату всех включенных в исследование единиц наблюдения, достоверности собираемых данных.

Нельзя нарушать порядок отбора единиц наблюдения, пропускать, исключать отдельные случаи, подменять одни единицы наблюдения другими. То есть, при регистрации должны выполняться условия непрерывности, полноты и достоверности собираемого материала.

Учетные документы заполняются теми лицами, которые были определены как участники-исполнители работы, в течение того срока и на территории, которые были оговорены в организационном разделе плана исследования.

Во время сбора материала необходимо осуществлять периодический (текущий) контроль правильности заполнения учетных документов. При этом возможны ошибки точности (неправильная регистрация фактов, неисправная аппаратура, неверные ответы обследуемых и т.д.), ошибки внимания (описки, не заполнение или неверное заполнение отдельных граф анкет и т.д.), ошибки методические (применение неправильной методики сбора и обработки материала, несоблюдение одинаковых условий для опытной и контрольной групп, для каждой единицы наблюдения, недостатки в программе наблюдения и т.д.).

После того, как срок статистического наблюдения истек, весь необходимый материал собран, его следует подвергнуть заключительному контролю. Такой контроль позволяет оценить полноту, количественную достаточность собранных материалов и качество их заполнения (в необходимых случаях исправить дефектные признаки или документы, исключить дубликаты или изъять из последующей разработки).

 

ЭТАП – ШИФРОВКА МАТЕРИАЛА

 

Проверенный и исправленный материал подвергается разметке или шифровке – техническому приему, упрощающему и ускоряющему сортировку анкет по соответствующим признакам. Шифровка заключается в условном обозначении (цифровом, буквенном, цветовом и т.д.) зарегистрированных признаков в соответствии с рубриками программы сводки материала. В случае, если при составлении программы наблюдения была предусмотрена шифровка возможных ответов, то при сводке эта статистическая операция исключается.

Сводка материалов может быть ручной и машинной.

При разработке значительных по объему статистических материалов составляются специальные шифровальные коды или ключи с инструкциями по шифровке.

 

ЭТАП – ГРУППИРОВКА И СВОДКА МАТЕРИАЛА

 

Группировка материала – это раскладка всех учетных документов на различных группы, которые определены составителями в подготовительном периоде макетами статистических таблиц.

Так, при раскладке карт для заполнения макета комбинационной таблицы 5, приведенного выше, следует все учетные документы разложить на группы в зависимости от диагноза заболеваний, затем в каждой такой группе разложить учетные документы по полу, а внутри последних – по возрастным группам. Подсчитав количество карт в каждой группе, проставляют результаты подсчета в соответствующие клеточки таблицы.

Если некоторые признаки повторяются в нескольких таблицах, то при ручной обработке следует начинать раскладку именно с этих признаков, не смешивая карты до тех пор, пока путем постепенной их раскладки не будут получены данные, необходимые для всех таблиц, где этот признак встречается.

Когда все графы таблицы заполнены, а не заполненные из-за отсутствия материала прочеркнуты, подводят вертикальные и горизонтальные итоги. Сумма вертикальных итогов должна быть равна сумме горизонтальных. Отсутствие равенства говорит об ошибке, допущенной либо при подведении итогов, либо при подсчете разложенных карт. Учитывая возможность ошибки, разложенные карты не следует смешивать, пока не будут подведены и выверены итоги в таблицах и оценено их логическое содержание.

Таким образом, сводка является первичной статистической операцией по обработке собранного материала. Назначением сводки является подитоживание, суммирование, систематизация первично собранных данных, объединение и преобразование единичных фактов и явлений.

Можно считать этап группировки и сводки завершенным, если все макеты таблиц будут заполнены.

 

ЭТАП – СЧЕТНАЯ ОБРАБОТКА ПОЛУЧЕННЫХ ДАННЫХ

 

Этот этап собственно статистического исследования предусматривает вычисление статистических показателей (относительных, средних или специальных статистических коэффициентов). Исследователь должен хорошо знать познавательные возможности разных статистических показателей. Обоснование выбора производных величин и методики их расчета будут изложены в соответствующих темах.

 

ЭТАП – ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РАССЧИТАННЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ В ВИДЕ ТАБЛИЦ ИЛИ РИСУНКОВ

 

Рассчитав показатели, следует определить, какие данные могут быть представлены в виде таблиц, а какие – в диаграммах. Последние используются для наглядного представления статистических данных (см. тему "Графические изображения"). Рекомендации по составлению таблиц см. выше (V-й этап подготовительного периода).

 

ЗАДАНИЯ ДЛЯ КОРРЕКЦИИ УМЕНИЙ

 

Любое статистическое исследование начинается с такого действия, как определение цели исследования и задач, решение которых может обеспечить достижение поставленной цели. Чтобы проверить, насколько Вы освоили это умение, решите следующие задачи:





Задача 1

По данным статистической отчетности в течение последних 3-х лет отмечается рост заболеваний желудочно-кишечного тракта среди студентов-медиков. Группе врачей поручено более детально изучить этот вопрос.

 

Задание.

Какие из перечисленных ниже целей будут наиболее эффективны при проведении такого исследования?

a) Оценить эффективность оказания лечебно-профилактической помощи студентам при указанной патологии;

b) Изучить эффективность новых методов лечения желудочно-кишечной патологии;

c) Разработать рекомендации, направленные на снижение уровней заболеваемости желудочно-кишечного тракта среди студентов-медиков;

d) Разработать мероприятия, направленные на снижение смертности от указанной патологии среди студентов;

e) Изучить причины роста желудочно-кишечных заболеваний среди студентов-медиков.

Ответ. В данном исследовании наиболее эффективной целью будет не изучение причин роста заболеваний, а разработка рекомендаций, которые направлены на снижение уровня указанной патологии, т.е. цель, обозначенная под буквой «С».

Задача 2

Среди металлургов Н-ского завода отмечен рост заболеваний бронхо-легочной системы. Имеются данные о наиболее характерных проявлениях острых форм этой патологии у лиц 40 лет, а хронической после 40 лет. Также имеются данные о преобладании хронических форм заболеваний среди металлургов, работающих в условиях профессиональной вредности.

Задание.

Какие из приведенных ниже задач целесообразно решить в данном исследовании?

a) Изучить распространенность всех заболеваний среди металлургов;

b) Изучить связь между уровнем заболеваемости бронхо-легочной системы металлургов старше 40 лет и наличием профессиональной вредности производства;

c) Изучить распространенность острых форм указанной патологии среди металлургов, работающих на заводе более 10 лет;

d) Изучить распространенность хронических форм указанной патологии среди металлургов, имеющих стаж работы более 5 лет и работающих во вредных условиях;

e) Изучить распространенность и структуру острых и хронических форм изучаемой патологии среди различных возрастных групп металлургов.

Ответ. В данном исследовании целесообразно решение задач, обозначенных под буквами “b”, “d” и “e”.

 

Если Вы правильно выполнили задания, приступайте к решению следующей задачи, которая направлена на отработку таких конкретных целей, как уметь:

§ составить программу наблюдения в виде учетного документа;

§ составить программу группировки и сводки материала в виде макетов таблиц.

Задача 3

Группа цеховых врачей проводит изучение причин роста болезней органов дыхания на Н-ском химзаводе. В исследовании решается несколько задач:

1. Изучить распространенность и структуру болезней органов дыхания среди трудящихся основных и вспомогательных цехов;

2. Изучить распространенность заболеваний органов дыхания в зависимости от пола, возраста и наличия вредных привычек;

3. Установить зависимость между уровнями заболеваемости указанной патологией и наличием профессиональной вредности и стаже работы на предприятии.

Задания.

1. Составьте учетный документ на основании имеющейся в задаче информации.

2. Составьте макеты групповой и комбинационной таблиц, где были бы учтены следующие признаки:

результативный – диагноз;

факториальные – цех (основной и вспомогательный) и пол.

3. Составьте методический раздел плана данного исследования.

Ответ.

1. С учетом признаков, которые названы в задачах исследования, можно предложить следующий учетный документ:

 
Карта учета случая заболевания органов дыхания среди рабочих Н-ского химзавода 1. Ф.И.О. заболевшего _______________________ 2. Возраст (полных лет) __________ 3. Пол _____ 4. Место работы (цех) _______________________ 5. Профессиональные вредности_____________ 6. Стаж работы: общий _____ на химзаводе ____ в данном цехе ___________ 7. Наличие вредных привычек (курение): да, нет (нужное подчеркнуть) 8. Диагноз заболевания органов дыхания _______ 9. Длительность случая заболевания (дней) _____

 

 


2. Макеты таблиц: групповая

Таблица 1

Число случаев заболеваний органов дыхания среди рабочих химзавода в зависимости от пола и цеха в отчетном году

Диагноз

Пол

Цех

Всего

мужской женский основной вспомогательный
1.          
2.          
Итого          

комбинационная

Таблица 2

Число случаев заболеваний органов дыхания среди мужчин и женщин химзавода в зависимости от цеха в отчетном году

Диагноз

Пол

Всего

мужчины

женщины

цех

цех

основной вспомогательный основной вспомогательный
1.          
2.          
Итого          

3. План проведения исследования (методический раздел):

Вид наблюдения – текущее изучение болезней органов дыхания среди трудящихся химзавода по мере их обращаемости к врачам. Наблюдение будет осуществляться в течение одного отчетного года.

Метод наблюдения – сплошной, т.е. будут учтены все случаи заболеваний органов дыхания среди всех работающих на Н-ском химзаводе.

 

Ниже приведена задача, с помощью которой Вы сможете проверить умение оформления таблиц в соответствии с требованиями ГОСТа.


Задача 4

Ниже приведен макет таблицы, при оформлении которой были допущены ошибки. Укажите их.

 

 

Табл. №1. Число случаев заболеваний органов дыхания

среди мужчин и женщин,

работающих на химзаводе в отчетном году

Диагноз

Пол

мужчины

женщины

Вредные привычки

курят не курят курят не курят
1.        
2.        
3. и т.д.        

Ответ.

1. Заглавие таблицы не отражает ее содержание.

2. Слово «таблица» пишется полностью без сокращения.

3. Значок «№» таблицы не ставится.

4. В таблице не подведен итог по горизонтали и вертикали.


Приложение 1

Граф логической структуры темы

"Методика организации статистического исследования

в здравоохранении"

 

 

 

Приложение 2

 

Форма № 025-2-у

утв. Минздравом Украины

 


СТАТИСТИЧЕСКИЙ

ТАЛОН

для регистрации заключительных

(уточненных) диагнозов

 

1. Фамилия, имя, отчество_________________________________

2. Пол __________

3. Адрес________________________________________________

4. Возраст _______

5. Участок № ___________ терапевтический, цеховой, педиатрический (подчеркнуть)

6. Работает на прикрепленном предприятии, не работает (подчеркнуть).

7. Проживает постоянно в городе, в селе (подчеркнуть).

8. Проживает в районе обслуживания: да, нет (подчеркнуть).

9. Диагноз заключительный (уточненный) __________________ Для травматологических больных _______________________ -характер и локализация _____________________________ Впервые в жизни установленный (отметить знаком “+”)

10. Заболевание выявлено при обращении за лечением, при профилактическом осмотре (подчеркнуть).

11. Вид травмы или отравления:

а) связана с производством: ______ (в промышленности – 1, в сельском хозяйстве – 2, на строительстве – 3, прочий – 4).

в) не связана с производством: _____ (бытовая – 5, уличная – 6 (при пешеходном движении), дорожно-транспортная – 7, школьная – 8, спортивная – 9, прочие – 10).

 

“ ____ ” _________ 2006 г.                                             Подпись _________

 


ТЕМА 2. ОТНОСИТЕЛЬНЫЕ ВЕЛИЧИНЫ,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: