Практическая работа №4

«Проектирование среды с учетом маломобильных групп населения».

Цель работы: научиться разрабатывать средовые комплексы с учетом требований к проектированию среды для маломобильных групп населения.

 

Задание на практическую работу: разработать фрагмент благоустройства территории с учетом требований к проектированию среды для маломобильных групп населения.

Этапы работы:

1 выполнить анализ фрагмента благоустройства территории;

2 – разработать перечень мер по улучшению качества среды согласно требованиям нормативных документов;

3 - разработать эскиз фрагмента благоустройства территории согласно разработанным мерам;

4 – оформление проектной разработки на Ф А2 с использованием средств ручной или компьютерной графики.

                       

Содержание отчета:

Практическая работа №4 выполняется на листе чертежной бумаги формата А2 (594мм x 420мм) с использованием средств ручной или компьютерной графики. Исходные данные для проектирования – курсовой проект №1 «Проектирование небольшого пространства и сооружения с минимальной функцией», предпроектное исследование на заданную тему.

Состав графической части работы:

1. Фрагмент плана благоустройства территории М 1:50, 1:100;

2. Экспликация элементов оборудования.

           

Пояснения к работе:

Основным принципом формирования архитектурной среды, доступной как для здоровых, так и для всех категорий маломобильных граждан, является создание безбарьерной среды жизнедеятельности.

Доступность среды ограничивается барьерами инфраструктуры:

-лестницы

-бордюры высотой более 4см

-перепады более 4см

-двери (недостаточная ширина, неудобное направление открывания полотна двери, высокое расположение ручек)

-пороги

-швы между плиточным мощением

-решетки для организации стока поверхностных вод

-маленькие по площади санитарно-гигиенические и бытовые помещения

-отсутствие зрительных, слуховых и тактильных ориентиров в городской среде для слабовидящих и слабослышащих людей.

Качество архитектурной среды повышают по следующим критериям: (по степени значимости)

1. доступность:

-беспрепятственное движение по коммуникационным путям и помещениям,

 -беспрепятственное достижение мест обслуживания,

- беспрепятственное использования мест ожидания, обслуживания

2. безопасность: - это возможность посещения места обслуживания без риска быть травмированным каким-либо образом или причинить вред своему имуществу или нанести вред другим людям, зданию или сооружению, оборудованию.

3. информативность: - обеспечивает возможность своевременного получения, осознания информации и соответствующего реагирования на нее.

4.комфортность (удобство) оценивается как с физической, так и с психологической позиции.

 

 


 


Объект

Требования к участкам и их элементам

Требования по критериям

доступности безопасности информативности комфортности
1 2 3 4 5
1 Ограждения участка 2.1 Возможность опорного движения вдоль ограждения 3.1 Отсутствие выступающих элементов у ограждений на опасной высоте, в том числе способных поранить или зацепить при касании.  3.2 Закрепление турникетов, не допускающих их сдвиг, опрокидывание, падение   4.1 Обеспечение возможности ориентироваться через ограждение. 4.2 Включение в ограждения (заграждения) элементов опознавания и заблаговременного оповещения 5.1 Устройство встроенных или пристроенных мест отдыха.  5.2 Устройство поручней вдоль живой изгороди
2 Входы и въезды на участок 2.2 Размеры входов и КПП должны обеспечивать проход всем категориям пользователей и проезд на креслах-колясках, а также опорное движение через турникеты   3.3 Отсутствие выступающих частей в габаритах прохода на высоте не менее 2,1 м. 4.3 Архитектурное и световое (в темное время суток) выявление проходов 5.3 Наличие маркировки, разметки проходов
3 Пешеходные пути движения 2.3 Устройство съездов с уклоном не более 1:10 на пересечении тротуаров (пешеходных путей) с проезжей частью внутренних дорог. 2.4 Устройство поворотных и разворотных площадок, в том числе в тупиковых элементах путей пешеходного движения 3.4 Съезды не должны выступать на проезжую часть. 3.5 Использование ограждения, парапетов, бортиков (в том числе из зелени) для выявления безопасных путей движения на участке. 3.6 Обеспечение обзора путей движения при их пересечении 4.4 Применение цвета в покрытии полос пешеходного движения. 4.5 Выделение пешеходных путей на покрытии с помощью знаков и указателей, предупредительных надписей с размером символа по высоте не менее 0,5 м, рифления, изменения фактуры покрытия. Заблаговременное информирование о местах риска знаками, разметкой. 4.6 Обеспечение информации о месте и удаленности входов, мест обслуживания и отдыха   5.4 Наличие мест отдыха вблизи пересечений путей движения, перед выходом с участка. 5.5 Оборудование путей движения инвалидов средствами ориентации.  5.6 Заблаговременное размещение информации (разметки, знаков, рекламных указателей)
4 Стоянки личного автотранспорта инвалидов 2.5 Ширина полосы для стоянки автотранспортного средства инвалидов не менее 3,5 м 3.7 Приближение к пешеходным коммуникациям без пересечения с транспортным движением. 4.7 Устройство средств местной связи между стоянкой и администрацией общественных зданий для вызова обслуживающего персонала 5.7 Создание на автостоянке мест хранения для проката различных видов средств передвижения, а также технических средств реабилитации для
    3.8 Ограждение мест риска и устройство средств заблаговременной информации о них   инвалидов и маломобильных лиц. 5.8 Устройство для лиц с нарушениями здоровья крытых путей прохода в здание
5 Озеленение 2.6 Граница озелененных эксплуатируемых площадок, примыкающая к путям пешеходного движения, не должна иметь перепада высот, бордюров, бортовых камней высотой более 4 см. 2.7Устройство грунтовых дорожек (троп) со свойствами и параметрами путей пешеходного движения 3.9 Применение в живой изгороди пород без шипов, колючек, неядовитых. 3.10 Отсутствие в габаритах зон движения пешеходов острых ветвей, шипов, режущих листьев, ядовитых растений. 3.11Отсутствие озеленения, закрывающего обзор для оценки ситуации на перекрестках, опасных участках. 3.12Отсутствие элементов озеленения, создающих затемнение проходов и проездов   4.8 Использование приемов ландшафтной архитектуры для выявления путей пешеходного движения, мест отдыха, мест сопутствующего обслуживания. 4.9 Применение линейных посадок деревьев и кустарников для формирования кромок путей пешеходного движения. 4.10Отсутствие затенения озеленением сигналов, информационных устройств, ограждений опасных мест 5.9 Создание озелененных зон отдыха с применением пород, обеспечивающих оздоровительный эффект. Применение цветочных ковров для дублирования информационных указателей
6 Элементы благоустройства, малые формы, реклама 2.8 Расположение элементов благоустройства смежно с путями пешеходного движения. 2.9Применение элементов благоустройства, позволяющих использовать их с высоты кресла-коляски. 2.10Элементы рекламы и знаки не должны закрывать полностью входы, площадки на путях движения 3.13 Размещение элементов благоустройства вне габаритов путей движения. Проектирование ограничительных бортиков или иных ограждений вокруг элементов благоустройства, в том числе столбов, урн, ваз. 3.14 Устройство бортика высотой не ниже 10 см под элементами, размещенными на высоте 0,7 м и выше. 3.15Отсутствие надписей и символов, которые могут быть истолкованы неоднозначно и создавать угрозу стресса. 3.16Отсутствие ослепления средствами рекламы и других помех для восприятия информации 4.11 Подсветка или световая маркировка мест размещения элементов благоустройства, входов в беседки, павильоны, парковые сооружения в темное время суток. 4.12 Асинхронность (разновременность) предоставления информации различными средствами для исключения помех 5.10 Размещение элементов благоустройства с учетом наименьшего числа поворотов для их использования. 5.11 Устройство опор (поручней и т.п.) для отдыха у мест пользования элементами благоустройства
7 Специализированные площадки (с местами обслуживания) 2.11 Устройство зон движения по площадкам с учетом возможностей лиц с нарушениями здоровья 3.17 Размещение и оборудование мест обслуживания на участке аналогичны по требованиям безопасности местам обслуживания в зданиях и сооружениях 4.13 Применение архитектурных, в том числе ландшафтно-архитектурных, приемов для выявления назначения и входов на площадки, а также в зоны обслуживания   5.12 Соединение подходов к площадкам кратчайшими путями движения. 5.13 При наличии площадок для собак-поводырей минимальные размеры клеток 1,5 м2
8 Площадки и места отдыха 2.12 Размещение смежно вне габаритов путей движения мест отдыха и ожидания 3.18 Стационарная установка мест сидения и опор, исключающая сдвиг или опрокидывание 4.14 Информационное обеспечение мест отдыха 5.14 Оборудование для инвалидов не менее 5 % мест отдыха от числа мест на площадке, но не менее 1. 5.15 Применение теневых навесов, тентов для защиты от перегрева и осадков. 5.16 Защита от посторонних шумов мест тихого отдыха. 5.17 Обеспечение визуального восприятия панорам с мест отдыха, а также декоративных объектов ландшафтной архитектуры

 

Таблица 2 - Требования к входным узлам         

Объект

Требования по критериям

доступности безопасности информативности

комфортности

1 Входы в целом 2.1 (Б) Устройство входов в одном уровне с подходами. 2.2 (Б) Оборудование входа автоматически открывающимися дверьми, лифтами или подъемниками (при входе на разных уровнях) 3.1 (Б) Подсветка лестниц и пандусов в темное время суток. 3.2 Размещение тактильных указателей на неподвижных элементах 4.1 Выделение архитектурными средствами иерархии входов. 4.2 Подсветка входов в темное время суток. 4.3 Устройство маркировки входов, включение в архитектуру входов знаков, пиктограмм или указателей

5.1 Устройство мест отдыха перед входом и после него.

5.2 (Б) Устройство у полос движения опор, удобных для всех лиц с нарушениями здоровья.

5.3 Применение универсальной фурнитуры (ручек и т.п.), удобной для пользования как здоровым, так и лицам с нарушениями здоровья

2 Входные площадки и портики 2.3 Выделение и оборудование на транспортно-пешеходных пандусах полос движения пешеходов, инвалидов на креслах-колясках. 2.4Обеспечение габаритов входных площадок, достаточных для расхождения встречных потоков посетителей, а также потоков пешеходов и транспортных средств. 2.5 Ширина полосы транспортного въезда (проезда) у входа должна быть не менее 3 м, а глубина площадки высадки пассажиров - не менее 6 м. 2.6(Б) Разметка автостоянок должна учитывать, что расстояние от открытых дверей транспортного средства до баз колонн портиков, балюстрад, парапетов должно быть не менее 0,5 м 3.3 Разделение в зонах входов, на пандусах, площадках, в портиках потоков движущихся пешеходов и инвалидов на креслах-колясках и механических колясках. 3.4На криволинейных пандусах минимальный радиус с внутренней стороны кривизны должен быть не менее 2 м при пешеходном движении и 5 м при автотранспортном движении. 3.5На площадках и портиках с возможностью проезда автотранспорта расстояние от входов до марша пандуса должно обеспечивать остановку транспортного средства на горизонтальном участке пути не ближе 1 м от ближайшего дверного проема с учетом открытых дверей. 3.6 Места отдыха или ожидания должны находиться вне зоны движения, не ближе 0,5 м от края полосы движения   4.4 Устройство перед входом на расстоянии 0,9 м предупредительных знаков или разметки, тактильных и акустических указателей (в том числе рифленых покрытий площадок и полов). 4.5Разметка зон и путей движения на входе с выделением зон ожидания (расхождения) и поворотных площадок. 4.6Размещение на площадках и в портиках информационных устройств, табло, щитов с информацией о назначении, планировке и режиме работы объекта обслуживания

5.4 Размещение при входах элементов благоустройства и средств связи с администрацией.

5.5 Защита движущихся элементов (эскалаторов и транспортеров) от атмосферных осадков.

5.6 Устройство подогрева в холодное время года покрытия полов на площадках, пандусах и лестницах.

5.7 Устройство козырьков над входными площадками и лестницами

Тамбуры 2.7 Диаметр поворотных зон наружных входных площадок - не менее 2,2 м. 2.8 Ширина тамбура должна быть не менее ширины полосы пешеходного движения. 2.9 Наличие мест расхождения (ожидания) с карманами шириной не менее 0,9 м и глубиной не менее 1,5 м. 2.10 Применение дверных устройств, рассчитанных на максимальное усилие при открывании вручную, - не более 2,5 кг 3.7 Отсутствие в тамбурах, а также на расстоянии не менее 1,5 м от них ступеней. 3.8 Исключение в отделке тамбуров зеркал

4.7 Применение прозрачных панелей из противоударного стекла в дверях. Низ панели не выше 0,9 м от пола.

4.8 Выделение фактурой, цветом, иными средствами распознавания входных дверей

5.8 Соосное расположение дверей тамбура. 5.9 Применение дренажей (устранение избытка атмосферной влаги - по климатическим показателям) и подогрев пола
           

Контрольные вопросы:

1. Назовите маломобильные группы населения.

2. Назовите критерии повышения качества архитектурной среды.

3. Назовите барьеры инфраструктуры.


 





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: