double arrow

Рекомендации по совершенствованию структуры контроллинга Смоленской таможни

В последние годы контроллинг является одним из востребованных инструментов, наиболее перспективной концепцией управления, позволяющей решать многие задачи, стоящие перед таможенными органами будущего. Контроллинг представляет собой один из лучших систематизаторов масштабных потоков информации с целью координации принимаемых управленческих решений.

Сущность контроллинга проявляется в его функциях, основной из которых является системная поддержка принятия решений руководства таможенной службы (руководства таможни, таможенного поста) по всем ключевым направлениям деятельности. При этом контроллинг помогает проанализировать сложившуюся ситуацию и принять правильное решение в складывающихся условиях, что, несомненно, повышает результативность деятельности таможенных органов.

На сегодня в ФТС Смоленской таможни до сих пор отсутствует эффективный механизм контроля оборота ряда подакцизных товаров, что обеспечивает оперативное получение ФТС РФ актуальной и достоверной информации о каждом этапе перемещения подакцизных товаров, маркированных марками акцизного налога.

Действующее в России маркировки подакцизной продукции бумажными марками не является достаточно эффективным средством защиты (современный уровень развития полиграфического оборудования позволяет воспроизводить подделки акцизных марок высокого качества, которые невозможно отличить от оригинала без проведения экспертиз, что затрудняет контроль за оборотом подакцизных товаров).

Внедрение автоматизированной системы контроля за оборотом алкогольных напитков и табачных изделий «Электронная акцизная марка» призвано обеспечить комплексный контрольно-предупредительный мониторинг в сфере оборота подакцизных товаров, который охватит каждый этап их перемещения от производителя или импортера до конечного потребителя.

Электронная акцизная марка также будет способствовать оперативному выявлению и предотвращению фактов незаконного вывоза подакцизных товаров в страны ЕС.

Необходимо отметить, что государства — член ЕС применяют автоматизированную систему контроля за оборотом подакцизных товаров с 2004 г. Автоматизированная система предусматривает нанесение на бумажную марку специального графического кода.

Это позволит с помощью специального устройства или смартфона со специализированным программным обеспечением оперативно выявлять контрафактную продукцию, которая маркирована с нарушением законодательных требований. 

Концепции, внедрение автоматизированной системы «Электронная акцизная марка» ФТС РФ на постоянной основе предусмотрено до конца 2020 года.

Внедрение электронной акцизной марки даст возможность фискальным органам оперативно получать актуальную и достоверную информацию о каждом этапе перемещения подакцизных товаров, что обеспечит: усиление на государственном уровне контроля за оборотом подакцизных товаров; уменьшение уровня коррупционных деяний в результате минимизации влияния человеческого фактора на администрирование акцизного налога; увеличение доходов бюджета от уплаты акцизного налога путем исключения возможности реализации подакцизных товаров без его уплаты; детенизации рынка подакцизных товаров; действенный механизм борьбы с фальсифицированными или контрабандными подакцизными товарами; повышение эффективности предупреждения, выявления и раскрытия преступлений в сфере оборота подакцизных товаров; создание на территории РФ единого информационного пространства и формирование уникальной электронной базы данных оборота маркированных подакцизных товаров от производства/импорта до реализации маркированных подакцизных товаров через точку розничной продажи конечному потребителю для проверки каждой единицы подакцизного товара; улучшение координации и взаимодействия работы государственных и общественных организаций по контролю за оборотом маркированных подакцизных товаров на основе обмена информацией; упрощение документооборота в сфере оборота подакцизных товаров.

Контроль правильности определения таможенной стоимости товаров осуществляется таможенными органами путем проверки ее величины заявленной декларантом. При этом, правильность декларирования таможенной стоимости товара может быть проверена как непосредственно при таможенном оформлении, так и после его окончания, путем осуществления пост-таможенного аудита.

В настоящее время, с целью повышения эффективности механизма контроля таможенной стоимости, перед таможенными органами стоит задача максимально полное формирование системы рисков, существующих в механизме определения таможенной стоимости. Это способствует максимально полному выявлению угроз, влияющих на занижение таможенной стоимости как базы налогообложения.

При этом автоматизация обработки процессов анализа рисков в части формирования таможенной стоимости позволяет значительно минимизировать уровень субъективной составляющей процесса ее контроля и сократить время на выполнение всех операций. Но, следует отметить, что одной из прогрессивных форм является именно пост-таможенный аудит, который предполагает проверку уже осуществленных субъектами внешнеэкономической деятельности операций путем определения их законности, экономической целесообразности и полноты выполнения всех обязательств по результатам таких операций.

Однако эффективная система таможенного контроля определения таможенной стоимости должна предусматривать применение к определенной категории субъектов внешнеэкономической деятельности упрощенных процедур во время таможенного оформления и дальнейший контроль и подтверждение заявленной таможенной стоимости не этапе проведения пост-таможенного контроля таких субъектов хозяйствования.

Но ключевым вопросом при этом является установление четких критериев определения перечня субъектов внешнеэкономической деятельности, к операциям которых могут быть применены упрощенные процедуры таможенного контроля.

Большая рискованность внешнеторговых операций, особенно касается определения базы налогообложения, указывает на необходимость сосредоточения особого внимания на неукоснительном развития контроля таможенной стоимости после таможенного оформления, путем развития, в частности, системы пост-таможенного аудита. Учитывая интеграционные процессы и тенденции развития внешнеторговой политики РФ, дальнейшее развитие и совершенствование научно-методологического подхода к осуществлению контроля за правильностью определения таможенной стоимости, как инструмента регулирования международной торговли, будет способствовать построению адекватного механизма противодействия внешним угрозам.

Основными задачами таможенного контроллинга Смоленской таможни можно определить следующие:

– автоматизация деятельности таможенных органов (формирование унифицированных технологий взаимодействия таможенных органов и финансовых организаций);

– мониторинг, логистика, Регулирование ВЭД; – таможенное администрирование – подготовка, принятие и контроль управленческих решений.

То есть, таможенный контроллинг представляет собой комплексную систему управления финансовыми потоками на основе взаимодействия стратегического планирования и учета для прогрессивного формирования и надлежащего уровня принятия управленческих решений в сфере таможенного регулирования.

В рамках теоретического развития и практического применения контроллинга в таможне Смоленской области, необходимо более масштабное и плодотворное сотрудничество государственных и муниципальных органов, представителей бизнеса и образовательно-консультационных организаций для обеспечения:

- исследования и разработки по применению контролинга в таможенной службе;

- поиск возможностей применения концепции контроллинга в различных видах деятельности таможни;

- обучения специалистов в сфере контроллинга таможенной службы;

- мотивирование использования контроллинга в таможенной службе;

- оценка эффективности контроллинга и способы его оптимизации.

Резюмируя, необходимо отметить, что современная организация деятельности таможенных органов - это адекватная реакция на быстрые перемены, непрерывно меняющиеся технологии и неопределенность среды. В настоящее время таможенная служба России находится на этапе общего подъема и совершенствования.

Закончился период интенсивного роста численности работников таможенной службы, ведь эффективность работы таможенной службы определяется не только численным составом, но в значительной мере качеством работы всех его подразделений.

Первостепенной задачей является освоение новых подходов к управлению, разработка систем получения информации о результатах деятельности таможенных органов для принятия на этой основе обоснованных и своевременных управленческих решений.

Проблема эффективного управления является одной из наиболее актуальных и практически значимых в комплексе взаимосвязанных проблем развития таможенной службы.

Совершенствование управления на основе контроллинга происходит в русле всех основных тенденций трансформации менеджмента государственной службы на современном этапе – ориентация на достижение целей, мониторинг результатов, усиление самоконтроля, автоматизация процессов управления.

Поэтому, чтобы управление в таможенных органах осуществлялось эффективно необходимо укреплять информационно-аналитическую и методическую поддержку руководителей таможенных подразделений всех уровней управления при принятии управленческих решений, кроме этого ориентировать процесс управления на обеспечение качественного и своевременного выполнения возложенных на таможенные органы задач.



Заключение

 

В процессе написания курсовой работы было проанализировано применение контроллинга в деятельности таможенных органов, в частности на примере Смоленской таможни. Во время рассмотрения теоретических аспектов контроллинга в деятельности таможенных органов определены понятие и сущность контроллинга, а также специфика его внедрения в таможенное дело.

Исходя из проведенной работы было определено, что контроллинг как направление интеграции методов и средств содействия принятия управленческих решений, также призван устранить один из самых главных на сегодняшний день недостатков, а имено: разрыв между деятельностью финансово-экономических отделов и системой управления. Контроллинг разрешает использовать в управлении модели и инструменты, котрые также оправдывают себя в коммерческом секторе, что поможет принимать более обоснованные решения на основе экономических критериев.

Также, в практической части курсовой работы были проведены исследования применения контроллинга в системе управления Смоленской таможни Российской Федерации. Для этого, кратким обзором были описаны основные инструментарии для осуществления главной деятельности и регламентирующие эту деятельность законные основания.

Задачи совершенствования процедур таможенного контроля, с одной стороны, и необходимость создания благоприятных условий для наращивания товарооборота участниками внешнеэкономической деятельности, с другой, нашло реализацию в создании и функционировании в нашей стране грузовых таможенных комплексов, автопортов, автотерминалов. Одним из приоритетных направлений совершенствования процедур таможенного контроля является полномасштабное внедрение электронного декларирования.

За этих условие декларанту или брокеру нет нужды лично приносить в таможню необходимые для таможенного оформления документы.

Еще одним путем совершенствования процедур таможенного контроля является упрощение процедур, необходимых для таможенного оформления. Сокращение перечня документов, необходимых для таможенного контроля. В современных условиях совершенствования таможенного законодательства, широкого значение приобретает исследование посттаможенного контроля.

Основной целью внедрения таможенного постаудита в контрольно-проверочной работе таможенных органов является: формирование прозрачной таможенной системы, которая была бы адекватной современным тенденциям мировой торговли, соответствовала бы нормам, принятым в развитых странах, и должным образом осуществляла защиту законных экономических прав субъектов внешнеэкономической деятельности и государства.

 Следовательно, ФТС РФ осуществляются определенные меры по приближению отечественного законодательства к международным стандартам. Одним из последних шагом совершенствования таможенного законодательства в РФ стало принятие новой редакции ФТС РФ, согласно которого, весомым средством к упрощению взаимоотношений между субъектами ВЭД и таможенными органами РФ является приведенный конкретный список документов и сведений, необходимых к представлению для осуществления таможенного контроля

 

 


 



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: